Свое, родное: проект «Подмосковный фермер» продолжает завоевывать регион
Фото: [Кирилл Искольдский]
Луховицкие огурцы, колбаса из Балашихи, истринский сыр и другие продукты от местных производителей – примерно так выглядит ассортимент сети «Подмосковный фермер». Проект, получивший широкое признание среди жителей области, успешно действует уже три года. На сегодняшний день инвесторы вложили в развитие магазинов более 1 млрд руб., сообщили в региональном Минпотребрынка.
СБЫТ БЕРЕМ НА СЕБЯ
Со сбытом у фермеров нередко возникают проблемы. Причина обычно проста – отсутствие необходимых условий для реализации товара. Чтобы решить этот вопрос, региональные власти три года назад запустили масштабный проект «Подмосковный фермер».
– Программа подразумевает открытие небольших специализированных фермерских магазинов площадью не более 150 кв. м, – поясняет министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников. – Фермерам, владельцам личных подсобных хозяйств и сельхозпроизводителям предоставляется торговое место по себестоимости аренды. То есть человек получает его с минимальной платой, в которую входит только содержание помещения и коммунальные услуги.
ОЧЕВИДНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Условия действительно привлекательные. Аграрии продают свою продукцию круглый год, не беспокоясь об объемах поставок и требованиях, которые диктуют торговые сети. Могут отслеживать спрос, общаться с покупателями. Допустим, потребителям больше нравится ряженка, а не кефир. Значит, объемы производства можно увеличить.
Очевидный плюс – удобная логистика: фермеру не нужно везти свой товар в отдаленные муниципалитеты, он может реализовывать его в своем собственном районе, подчеркивает Владимир Посаженников.
На сегодняшний день в Московской области действует уже более 100 магазинов бренда, они представлены практически в каждом районе и городском округе региона. Проект многогранен: схемы его реализации различаются в зависимости от локации. Где-то торговые места для фермеров выделяют на площадях, принадлежащих муниципалитету, где-то арендодателями выступают коммерческие компании. То же самое относится и к бизнес-моделям таких магазинов.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ
В Одинцове собираются сделать ставку на онлайн-продажи. Площадка местного «Подмосковного фермера» на территории рынка «Одинцовское подворье» сейчас на реконструкции. Вновь открыться она должна ближе к концу августа, уже в обновленном формате, отмечает директор магазина Максим Цыбуляк. Главным новшеством будут интерактивные панели, с помощью которых можно заказать самые вкусные и свежие фермерские продукты от местных производителей.
– Мы подобрали специалистов в области торговли, маркетинга и IT и взяли на себя вопрос реализации фермерских продуктов, – поясняет Максим Цыбуляк. – Я, например, не знаю, как вырастить и подоить корову, но понимаю, как должно храниться и транспортироваться молоко, как его продать. Поэтому фермеры делают свое дело, мы – свое, а покупатель в конечном счете получает качественный продукт.
Одинцовский магазин станет площадкой, объединяющей прогрессивных фермеров и следящих за питанием покупателей. Поначалу мониторы будут установлены только в магазине: чтобы сделать заказ, придется дойти или доехать до него. Но в скором времени устройства планируют разместить не только в Одинцове, но и по всей области: на остановках общественного транспорта, в офисных центрах, в администрациях муниципалитетов. Жители области смогут указывать при заказе свои адреса и получать «вкусные» посылки прямо на дом.
АППЕТИТНЫЕ ЦЕНЫ
В Балашихе в рамках программы «Подмосковный фермер» работает шесть магазинов «Фермач». Инвестором выступила агропромышленная компания «Лукес-Д», предлагающая товары собственного производства. Ассортимент очень любопытен: здесь можно найти и печеночную колбасу с языком, и рулетики из свинины и говядины, и даже мясные чипсы. Но самое приятное – это цены. Сэкономить можно 10–20% по сравнению с подобными товарами других брендов.
– У нас предприятие полного цикла, мы контролируем весь процесс от производства сырья до продаж, что позволяет нам предлагать товар по приятной стоимости, – рассказали в компании.
На сегодняшний день инвесторы вложили в создание сети магазинов «Подмосковный фермер» около 1,1 млрд руб. В 2018 году должно открыться еще 10–12 таких магазинов, и все это, по словам главы Минпотребрынка, без нагрузки на региональный бюджет.
Владимир ПОСАЖЕННИКОВ, министр потребительского рынка и услуг Московской области:
– Сейчас «Подмосковный фермер» – это узнаваемый и популярный областной бренд. Покупатели привыкли к тому, что фермерские продукты надо искать именно в таких магазинах. Не сомневаюсь, что «Фермеры» популярны не только среди жителей региона, но и среди гостей Московской области, дачников из Москвы.
СПРАВКА
Проект «Подмосковный фермер» был запущен в Подмосковье в 2015 году, первый магазин с фермерской продукцией появился в Шатуре. На данный момент в области открыто более 100 фирменных магазинов – практически в каждом муниципалитете.
КСТАТИ
«Подмосковный фермер» – это губернаторская программа. Официально она завершилась с открытием 100-го магазина в Котельниках. Но поскольку в Минпотребрынка области продолжали поступать обращения от жителей и бизнеса с просьбами открыть дополнительные точки, проект решили продлить.
ЦИФРА
8,5 млн руб. требуется в среднем на открытие магазина «Подмосковный фермер», однако часто инвестиции превышают 10–11 млн руб. Так было, например, с объектом в Королеве.