Тренировка для воли: как вернуть деньги, если фитнес-клуб прекратил работу
Фото: [Yay]
По Московскому региону за последний год прокатилось несколько скандалов, связанных с невыполнением фитнес-клубами своих обязательств. Как правило, организации закрываются неожиданно и не возмещают клиентам стоимость абонементов. Что делать, если человек заплатил, а тренироваться ему не дают? Разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».
ЯБЛОКО РАЗДОРА
На волне популярности здорового образа жизни многие покупают абонементы в спортивный зал, чтобы привести себя в форму. Предприниматели, почуяв спрос, торопятся получить прибыль, однако удержать на плаву этот бизнес в силу высоких рисков под силу не каждому.
Недавно с проблемой столкнулись жители Одинцова. Сначала на двери местного фитнес-клуба «Яблоко» появилось объявление: «В связи с тем, что летом посещаемость маленькая, а электричество расходуется постоянно, руководство приняло решение закрыть клуб с 23 июля по 25 августа, чтобы сократить расходы на коммунальные услуги и аренду помещения».
Период времени, когда клуб не работал, обещали зачесть в абонемент. Но в указанный срок заведение так и не открылось.
– Клуб на сегодняшний день не работает, – говорит клиент «Яблока», жительница Одинцова Елена. – Покупала абонемент на год за 10 тыс. руб.
Руководитель регионального исполнительного комитета Объединения потребителей России в Московской области Петр Карлин после нашего обращения изучил отзывы посетителей этого клуба в сети.
– В большинстве своем они отрицательные, – рассказал Карлин. – Люди утверждают, что при покупке карты им не выдавали чек. Кроме того, не подписывался договор, а это уже прямое нарушение закона.
НЕ ПОВОД ПАНИКОВАТЬ
Клиентка клуба подтвердила нам, что при покупке услуги договор действительно не выдают.
– Поэтому я даже не знаю, куда обращаться, – сетует Елена. – Подобная ситуация и у других членов клуба.
По словам специалистов, отсутствие договора не повод для паники.
– Если на руках нет ничего кроме карты клуба, следует писать заявление в Роспотребнадзор, которое там рассмотрят в течение 30 дней, – поясняет Петр Карлин. – В Московской области существует Государственное юридическое бюро, где грамотные специалисты помогут составить заявление. Помощь там оказывается бесплатно.
Нам удалось связаться с руководителем «Яблока» Дмитрием Симориным. Он утверждает, что договор клиенты не брали сами:
– У кого-то не было паспорта, чтобы заполнить документ, кому-то было неохота.
Сложившуюся проблему Дмитрий объясняет тем, что возник конфликт с владельцем здания, где он арендует помещение:
– Нам предоставили только два парковочных места, неоднократно были проблемы с водоснабжением и канализацией. Естественно, клиенты стали уходить. Я написал собственнику несколько писем с просьбой вернуть деньги, но они остались без ответа. В итоге накопились долги за аренду. Сейчас мы ищем компромисс, клуб должен открыться на этой неделе.
ПРЕЦЕДЕНТЫ ЕСТЬ
Клиенты «Яблока» продолжают негодовать в социальных сетях, оставляя нелестные комментарии о клубе. А вот специалисты советуют в подобных ситуациях сразу обращаться в компетентные органы.
– Многие думают, что одного заявления недостаточно, но это не так, – продолжает Петр Карлин. – Следует отправить заявление в Роспотребнадзор, а также в прокуратуру, где решат, имел ли место преступный умысел. По результатам проверок, скорее всего, последует суд, где и будет принято решение.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются клиенты фитнес-клубов, – некачественные услуги. Например, посетители того же «Яблока» жалуются, что в помещении было грязно, а тренеры попросту не работают. Возникает вполне логичный вопрос: можно ли отказаться от абонемента? Специалисты отвечают: в любое время и без объяснения причин. Это право прописано в статье 32 закона «О защите прав потребителей». Единственное, что фитнес-клуб может сделать, – удержать деньги за фактически оказанные услуги, если таковые были.
Для возврата своих средств следует подсчитать «долг» фитнес-клуба, написать заявление и отдать его администратору либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Не последовало реакции – обращайтесь в суд. Приятный бонус: если суд примет решение в вашу пользу, фитнес-клуб должен будет заплатить штраф. Это предусмотрено законом «О защите прав потребителей».
Подобные прецеденты есть. В 2015 году Мытищинский городской суд взыскал сумму абонемента, неустойку, штраф и даже компенсацию морального вреда с фитнес-клуба «Зебра Мытищи» в пользу клиента.
Петр Карлин, руководитель регионального исполнительного комитета Объединения потребителей России в Московской области:
– Если возникла неприятная ситуация при посещении фитнес-клуба, следует внимательно прочитать заключенный договор: какова ответственность сторон, что считается форс-мажором. От прописанных условий и следует отталкиваться.
УДАР ПО РЕПУТАЦИИ
Закрытие фитнес-клубов часто сопровождается скандалами. Так, в прошлом году перестал пускать клиентов тренироваться Ohana Fitness в Химках. Дирекция учреждения ссылалась на временные обстоятельства и обещала, что вскоре зал заработает. Но этого так и не случилось. В итоге более 3 тыс. клиентов вернули свои деньги, обратившись в полицию и Роспотребнадзор.
Эксперты сходятся во мнении, что подобные случаи бьют по имиджу всей индустрии.
– Сегодня идет активная пропаганда здорового образа жизни, спортом занимаются практически все, – отмечает фитнес-консультант NL International Александр Филимонов. – И люди должны получать то, на что они имеют право.
Денис Буцаев, заместитель председателя правительства Московской области:
– Предприниматели должны составлять грамотный бизнес-план, обязательно учитывать риски, в том числе и сезонную активность, которой подвержены многие сферы. Не секрет, что у фитнес-клубов всплеск весной, а зимой и летом активность снижается. Подобными мерами (временное закрытие фитнес-клуба с целью сэкономить на аренде и оплате коммунальных услуг. – Прим. ред.) владелец бизнеса только распугивает имеющихся клиентов и зарабатывают не очень хорошую репутацию, что весьма опасно в небольшом городе. Существуют проверенные маркетинговые механизмы в виде сезонных акций и скидок, к которым и следовало прибегнуть в данном случае.
Допустим, вы передумали ходить в фитнес-клуб спустя месяц после покупки абонемента. Посчитаем, сколько вам должны вернуть. К примеру, годовой абонемент стоит 20 тыс. руб., стоимость одного дня занятий – 54,8 руб., за 30 дней получается 1644 руб.
20 000 − 1644 = 18 356 руб. – столько должен вернуть фитнес-клуб.