Трудолюбие и услада: как в Коломне возрождают медовую культуру

Экономика
Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня

Фото: [Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня]

Вы в курсе, что «сладкий донник любую боль гонит»? А почему «мята не только для аромата»? Приезжайте в Коломну – все узнаете. Подробности расскажет хранительница медового погреба в музее при пчеловодном комбинате «Коломенский». В здешних стенах воссоздают традиционные русские рецепты и несут мед в массы – прививают культуру медоедения и медопития, за что не раз удостаивались поощрений от властей. Детали – в репортаже наших корреспондентов.

ПОПАЛИ В УЛЕЙ?

Можно даже не читать медово-желтую вывеску на двухэтажном здании комбината, ведь сразу понимаешь, где оказался. Внутри – будто в улье. Гудят, как пчелиный рой, комбайны и котлы. Воздух пропитан медом, прополисом, цветами, травами.

– Вся продукция натуральная, потому и аромат такой, – объясняет генеральный директор завода Геннадий Шаповалов, приглашая нас в свой кабинет, заставленный призовыми кубками и увешанный дипломами.

Ассортимент предприятия впечатляет. Медовуха с малиной, брусникой, клюквой, черникой. Безалкогольные медовые бальзамы на основе экстрактов душицы и прочих трав, коры дуба, сосновых шишек, перца, кориандра, ягод. И конечно же, мед – с корнем женьшеня, лимоном, орехами, маточным молочком. Рецепты собирали по капле много лет.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ НАТУРА

Когда-то на комбинате, существующем с 1937 года, «катали вощину» – восковые листы для ульев на советские пасеки. Из них пчелы делали соты. В 1984-м, когда завод возглавил Геннадий Шаповалов, стали перерабатывать технический воск для смазывания и полировки деталей оборонной промышленности.

Новый руководитель внедрил инновационную технологию: научился при помощи специального экстрактора выделять воск из отходов пчеловодства, а затем отбеливать его. Геннадий Шаповалов постоянно что-нибудь изобретает. Такая натура. За креативность получил госпремию для своего коллектива в 2001 году – 250 тыс. руб.

– С 1992 года мы сконцентрировались на меде и медовых напитках. Рецепты лично запатентовал Геннадий Алексеевич. Заслуженный работник сельского хозяйства России, между прочим, – рассказывает Ирина, представитель администрации завода.

РАСТОПИТЬ СЕРДЦЕ МЕДА

А хвастаться есть чем. Например, с легкой руки Геннадия Шаповалова в этом году на производстве появилась машина для выпуска меда в бумажных стиках по 15 г – по аналогии с пакетиками, куда упаковывают сахар для чая и кофе.

– Это удобно – можно взять с собой в дорогу, – отмечают на предприятии.

Мы в медовом цехе. Работница Мария Николаевна насаживает на бобину рулон оранжевой упаковочной бумаги. Закладывает в металлический контейнер натуральный мед, устанавливает на пульте управления температуру нагрева, количество стиков и нажимает «пуск».

Аппарат скручивает бумагу в трубочку, забивает туда мед, запечатывает, отрезает. Жужжание. Щелчок. И в пластмассовую миску падают готовые стики.

– А мед разве можно нагревать? – спрашиваю Марию Николаевну.

– Можно до 50 градусов максимум. Иначе утратит полезные свойства. Мы нагреваем его, чтобы разжидить. К нам он поступает с ферм твердый, как камень. В пакетик не забьешь. А чтобы залить бочонки и баночки, достаточно нагреть до 40 градусов, – объясняет фасовщица.

Прибор для изготовления стиков обошелся комбинату в 1,5 млн руб. Помог заем на льготных условиях в Московском областном фонде микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области: под 7% годовых.

– Каждый год берем. Раньше выдавали по миллиону, сейчас уже по три! – уточняет Геннадий Шаповалов.

БАЛЬЗАМ НА ДУШУ

Также благодаря Геннадию Шаповалову комбинат с этого года выпускает новый безалкогольный медовый бальзам с облепихой и калиной.

– Мы, когда запустили безалкогольные бальзамы, боялись, что никто их не будет покупать. А в итоге идут нарасхват, – делится Геннадий Алексеевич.

В цехе напитков – котлы, котлы, котлы. С виду одинаковые, но на самом деле в одних кипятятся (экстрагируются) травы, ягоды, сосновые почки и шишки. Через 5–6 часов от них останутся только целебные элементы, а негодные отсеются. В других экстракт фильтруется еще часов пять. В третьих полученный отвар смешивается с медом и сахарным сиропом и ждет своей готовности тоже около пяти часов.

КАБАНЧИК И СНЕГУРОЧКА

– На изготовление одного вида бальзама уходит в среднем около суток, – поясняют работники цеха.

Когда бальзам остыл, его вручную разливают из шланга по стеклянным графинчикам и штофам, керамическим поросятам в кафтанах и картузах, Дедам Морозам, Снегурочкам и елкам из цветного и прозрачного стекла.

– Только стекло и никакого пластика, – рассказывают в цеху. – Сотрудничаем с лучшими стекольными заводами России: хотим красиво подать нашу продукцию. И каждый год добавляем новые формы. Вот сейчас заказали кабанчиков.

Геннадий Шаповалов тем временем извлекает из закромов бутылку в виде... кинжала. Чистый хрусталь.

ЗДОРОВ, КАК ПЧЕЛА

В прополисном цехе, куда мы направляемся из отделения напитков, скоро установят очередную супермашину по задумке директора. Какую – пока секрет.

Здесь производят полезные для здоровья суспензии. Препараты «из-под пчелы» отличаются полностью натуральным составом и экологичностью.

Прополис поступает на комбинат с пасек в виде коричневых клейких кусочков, которые пчелы собирают с растений и относят в ульи, чтобы заклеивать отверстия в сотах для стерильности. Вещество экстрагируют в котлах при температуре 50 градусов, и в течение пяти часов оно превращается в раствор.

– Если нужна мазь, топим вазелин четыре часа при температуре 40 градусов и смешиваем с экстрактом прополиса в мешалке, – делится технологией одна из работниц Светлана.

В 2013 году пчеловодный комбинат «Коломенский» выиграл областной конкурс предпринимателей и получил компенсацию 50% расходов на модернизацию производства – 5 млн руб.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

В месяц комбинат производит около 4 т сиропов и бальзамов, по 2 т прополисных препаратов и меда. Заказчики – со всей России.

Жизнь медоваров сладкой бывает не всегда. Во-первых, бизнес сезонный: с мая по ноябрь. Зимой пчелы не делают мед и производство затихает. Во-вторых, на этапе сбыта попадаются ловушки. В частности, крупные торговые центры не хотят покупать мед по цене производителя.

– Мы не можем продать полкило меда дешевле чем за 160 руб. Тем более в красивой банке или в деревянном расписном бочонке, – делится представитель администрации завода Ирина. – А магазины требуют снизить стоимость на 70%. Многие дистрибьюторы не видят разницы, натуральный это мед или «медовый продукт». Да и люди не всегда понимают, что настоящий мед – это не жидкий сироп.

По мнению Ирины, существующая система ГОСТов недостаточно жесткая. Нет четких разграничивающих критериев между медом и «медовыми продуктами». С 1 января 2019 года, по информации сельскохозяйственных порталов, в частности «Сайта Пчеловодов», вступит в силу новый ГОСТ – требования повысятся. А пока завод борется с конкурентами – производителями «медового продукта».

ТАЙНЫ КОЛОМЕНСКОЙ МЕДОВУШИ

– Знаете, почему месяц медовым назвали? Молодоженов во времена князя Дмитрия Донского заставляли 30 дней питаться одним ставленым медом (настоянным на ягодах), чтобы не отвлекались от супружеских обязанностей! – рассказывает Александра, гид в музее меда, работающем при комбинате «Коломенский».

Она изображает медушу, хозяйку погреба, чей супруг уехал на ярмарку мед продавать.

– А откуда пошла поговорка «наелся досыта», знаете? Был такой напиток на Руси – сыта медвяная. Его подавали в конце пира, до которого доживали только самые стойкие, – продолжает Александра, сопровождая нас в «палаты» с расписными сводчатыми потолками. Здесь и вправду жил в XIX веке купец I гильдии Семен Макеев. Только торговал он не медом, а лошадьми и сбруями.

За полтора часа экскурсионной программы Александра рассказывает о том, что русские князья по 100 лет держали мед в земле, чтобы настоялся, а 30-ведерные бочки называли «беременными». Что погреб для хранения меда – медовуша. Что медовые рецепты появились при Иване Грозном. Что меду посвящена целая глава в «Домострое». Что на сбитень хорошего сбитенщика зимой ходили, как сейчас на концерты рок-звезды. А иностранцы прозвали горячий пряный напиток «русским глинтвейном».

Пока экскурсанты слушают, их угощают сбитнем, концентрат которого приготовили на комбинате. Билет для взрослых стоит 350 руб., для детей – 250. Музей часто посещают школьные группы из разных городов.

Как попасть в музей «Тайны коломенской медовуши»

Позвонить по телефону 8 (496) 615-06-26 и заказать экскурсию. Адрес: Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 182а. В группе обычно по 15 человек.

Мед с орешками «Гурман» – 250 руб. за 400 г

Водная суспензия прополиса – 170 руб. за пузырек

Бальзам «Тайга» – 440 руб. за фигурный штоф

Штоф в виде елочной игрушки «Кабан Шар» с медовухой – 420 руб.