Учиться, чтобы работать: как в Подмосковье развивается система дуального образования
Фото: [Алексей Котов/ТАСС]
Некоторым выпускникам подмосковных колледжей и техникумов не нужно ломать голову над тем, как трудоустроиться. Работодатели находят их сами, причем еще в процессе обучения. Речь идет о дуальном образовании, когда теоретическая часть подготовки дополняется практической – прямо на рабочем месте. Как эта система реализуется в регионе и чем она выгодна бизнесу, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
РАСТЯТ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Специалистов по системе дуального образования готовят более 10 учебных заведений Подмосковья. Контракты заключены с двумя десятками предприятий-работодателей – всего действует 27 обучающих программ.
– Ежегодно увеличивается количество студентов, которые обучаются одновременно на базе образовательных учреждений и предприятий, – говорит зампред правительства Московской области Денис Буцаев. – Если в 2015 году таких было 1,2 тыс. человек, то в 2017-м уже 2,8 тыс.
Суть дуального образования состоит в том, что практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая – на базе учебного заведения. По времени это примерно 50 на 50. Работодатель платит стажерам стипендии. Подавляющее число выпускников после окончания учебы сразу получают рабочее место на предприятии.
«МЕРСЕДЕС» И ДРУГИЕ
Кадры – важный аспект для любого инвестора при реализации проекта. Приходя в регион, компания всегда оценивает не только инфраструктуру, возможные льготы и налоговый режим, но и наличие квалифицированных сотрудников.
Например, обучение сотрудников для работы на строящемся заводе «Мерседес» в Солнечногорском районе осуществляется колледжем «Подмосковье» в Клину и Раменским дорожно-строительным техникумом.
– Мы проделали большую работу в процессе поиска подходящего места для нашего завода, оценивали различные критерии, – рассказывает генеральный директор «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг РУС» Аксель Бензе. – Здесь мы нашли и образовательные организации, и развитую транспортную инфраструктуру, и доступность ресурсов, а также наличие поставщиков и квалифицированную рабочую силу.
Щелковский колледж, в свою очередь, заключил целый ряд не таких крупных, но уже реально работающих контрактов. Например, образовательная организация сотрудничает с Российско-Германской внешнеторговой палатой и уже не первый год обучает студентов по программам «повар», «пекарь», «мясник». Молодые люди работают в магазинах сети гипермаркетов «Глобус».
– Сеть гипермаркетов «Глобус» получает специалистов с опытом работы и образованием, подготовленных «для себя», знающих наше оборудование, технологии и ассортимент, разделяющих наши ценности и корпоративную культуру, – пояснили в компании. – С помощью системы дуального обучения мы сокращаем затраты на подбор и адаптацию сотрудников. Всех выпускников мы трудоустраиваем.
По окончании обучения участники программы дуального образования обязаны отработать в сети гипермаркетов год. Увольнения происходят только в случае смены места жительства или призыва в армию. Сейчас в проекте участвует 45 студентов, с нового учебного года планируется набрать еще 30. Таким образом, в системе будут задействованы все гипермаркеты сети в регионе.
КАДРОВЫЙ ГУМАНИЗМ
То, что дуальное образование привлекает немецких инвесторов, неудивительно, ведь Германия – родоначальник этой системы. Там студенты «профессиональных школ» (аналог наших техникумов) учатся и параллельно работают 2–3 дня в неделю, получая небольшую стипендию. Попасть на такую учебу зачастую нельзя: нужно иметь на руках договор с работодателем, который обязуется предоставить тебе возможность для прохождения практики. Проще говоря, не нашел потенциального места для трудоустройства – учить тебя не будут.
Наша система образования гораздо более гуманна. Подмосковные работодатели, напротив, сами ищут кадры. Для этого инвестору достаточно обратиться в Министерство образования Московской области, указать, каких специалистов, когда и в каком количестве он хочет получить, и регион подготовит их бесплатно.
Денис Буцаев, заместитель председателя правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области:
– Сначала инвестор подает заявку на то количество специалистов, которое ему необходимо. Затем наше Министерство образования совместно с инвестиционным блоком размещает указанную заявку в учебных заведениях на территории Подмосковья, и за свой счет мы готовим этих специалистов в указанные сроки. Инвестор может заключить отдельный контракт с образовательным учреждением, так поступают многие крупные корпорации для того, чтобы на постоянной основе осуществлялась подготовка специалистов с учетом специфики производства.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Работодатели делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, далее принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
КСТАТИ
В 2014 году Московская область вошла в десятку регионов, выбранных Агентством стратегических инициатив для реализации пилотного проекта по дуальному образованию.