Уходовый набор: что делать, если покинувшие Россию магазины не возвращают деньги за сертификаты?
Фото: [Александр Щербак/ТАСС]
Этой весной многие зарубежные компании приостановили свою деятельность на территории России. Такой демарш в особенности расстраивает покупателей, которые ранее решили осчастливить своих близких презентом от таких фирм. Оказывается, некоторые иностранные магазины отказываются возвращать деньги за подарочные сертификаты и карты. Как в таком случае действовать, объясняют подмосковные юристы.
ЧЕК НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН
В Роспотребнадзор поступает множество жалоб от потребителей, которые столкнулись с проблемой возврата средств за сертификаты, карты и купоны на приобретение товаров в уходящих с российского рынка компаниях. Неудачным опытом делятся люди и в соцсетях. С неприятной ситуацией столкнулись клиенты Zara, Mothercare, Levi’s и многих других брендов.
Жительница Лыткарина Ангелина А., например, не может вернуть деньги за карту в «Иль де Ботэ». Французская сеть косметики и парфюмерии покинула Россию до того, как девушка успела воспользоваться подарком. Тогда она решила обратиться в компанию по электронной почте и получила ответ, который ее запутал.
– Мне написали, что я могу дождаться возобновления работы магазина, а на период закрытия сети срок действия карты будет продлен. Либо имею возможность воспользоваться опцией возврата денежных средств, но при наличии фискального чека, подтверждающего приобретение карты, – рассказала Ангелина. – Но откуда у меня чек? Ведь карту мне преподнесли в подарок.
Юрист Юрий Капштык напомнил, что по закону отсутствие чека не является препятствием для последующей подачи претензии в торговую организацию.
– Нужно указать дату приобретения сертификата, карты или купона, – отметил специалист.
ПОКУПАТЕЛЬ ЗАЩИЩЁН БОЛЬШЕ
По словам эксперта, жалоба в Роспотребнадзор всего-навсего дает основания для проведения проверки в конкретной торговой точке. Поэтому клиентам с проблемой возврата денег в первую очередь стоит воспользоваться нормами Закона «О защите прав потребителей».
– Потребитель может написать претензию в торговую организацию и обратиться в суд о взыскании в принудительном порядке с нее суммы неисполненных обязательств по карте, – объяснил Капштык. – Эти обязательства предусматривают продажу какой-либо группы товаров по фиксированной цене либо оказание определенной услуги. В случае обращения в суд будет также взыскание штрафа с магазина в пользу потребителя в размере 50%. Если клиенту потребуются услуги юристов, то эти расходы также можно компенсировать.
По словам юриста Алексея Маленкова, в сложившейся ситуации магазины не имеют права удерживать денежные средства, даже ссылаясь на тот факт, что их компания уходит из страны. Многие фирмы, заявившие о приостановке своей деятельности тут, до сих пор имеют в РФ юридические адреса и ИНН. А значит, даже если их дальнейшая судьба под вопросом, игнорировать претензии потребителей они не могут.
– Уход – это же не быстрая мера, это не могут сделать за один день. Компании обязаны исполнять свои обязательства перед покупателями, пока находятся здесь. Магазин обязан вернуть потребителю деньги либо сослаться на нормы закона, по которым он этого не делает, – сказал эксперт.
Маленков подчеркнул, что законодательно потребитель защищен больше, чем продавец. Тем не менее для реализации своих прав клиентам стоит оспаривать действия и решения магазинов, не ограничиваться принятием устных отказов. Обязательно все фиксируйте и документируйте, чтобы в дальнейшем предъявить в суде и получить свои деньги обратно.
Сергей КЕРСЕЛЯН, депутат Московской областной Думы:
– Вернуть деньги за подарочную карту можно в двух случаях: если продавец не сможет передать товар либо если срок действия сертификата истек, а покупатель им не воспользовался. Приостановление деятельности не значит, что компания полностью отказалась от взятых на себя обязательств или уже ликвидирована. Например, некоторые организации продолжают обслуживать клиентов через сервисные центры, в них можно и вернуть подарочные карты. Потребителю необходимо направить по юридическому адресу компании претензию с просьбой вернуть деньги, а если магазин откажется сделать это добровольно, то можно обратиться в Роспотребнадзор или далее в суд. Клиент имеет реальные шансы на возврат денег в судебном порядке.