Включать в счет дополнительные сборы и комиссии могут запретить ресторанам
«Десять процентов от стоимости заказа – за обслуживание» – распространенная в ресторанной сфере формулировка в скором времени может уйти в небытие. Роспотребнадзор разработал проект новых Правил оказания услуг общественного питания на смену тем, которые действуют более 20 лет. Эксперты рассказали, какие новшества все же могут появиться, в том числе и в подмосковных заведениях.
ГОСТЬ РЕШАЕТ
Правила разработали в рамках так называемой «регуляторной гильотины», которая призвана отсечь утрачивающие силу со следующего года подзаконные акты. По одному из пунктов заведения не смогут включать в счет чаевые и выполнять допуслуги без согласия гостя. Сегодня закон о защите прав потребителей уже запрещает обусловливать приобретение одних товаров и услуг покупкой других, но кафе и рестораны периодически это игнорируют, навязывая плату за хорошее обслуживание.
– Лично я не вижу в подобном запрете проблему. Давать или не давать чаевые – это право гостя, – отмечает генеральный директор хинкальной «Иды сюда!» в Одинцово Дарья Тордиа.
По мнению директора кафе «Сергиевская кухмистерская» Любови Корниловой, в отношении чаевых все же стоит разрешить некоторую вариативность. Ведь перекус в том или ином придорожном кафе нельзя сравнивать с ужином за центральным столиком в культовом ресторане со всеми прилагающимися привилегиями.
ПРАВО РАСХОТЕТЬ
Еще один важный момент: в документе указано, что клиенты могут делать предварительный заказ блюд через интернет. Некоторые заведения такое сейчас уже практикуют, в том числе многие дополнили функционал сайтов во время пандемии, отмечают представители отрасли. Другое дело, что такой вариант подразумевает риски для самих ресторанов и кафе.
– Ничто не мешает человеку просто потом не прийти. Это тоже необходимо учесть, – говорит Любовь Корнилова.
В подобном случае в пользу заведений может сработать, например, пункт о том, что посетитель вправе отказаться от заказа при условии оплаты фактически понесенных расходов. Кроме того, документом предлагается оставить за ресторанами и кафе право взимать с клиентов в том числе и предварительную оплату.
НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, А ЭВОЛЮЦИЯ
В проекте также говорится, что гости могут проверить объем или массу заказанного блюда или напитка. Такое право есть и сейчас, однако им редко пользуются, подчеркивает Любовь Корнилова.
– В любом случае у заведений общепита всегда должны быть в наличии весы и мерные емкости, которые нужно предъявить по первому требованию, если посетитель считает, что что-то недолито или недоложено, – подчеркивает Корнилова. – Весы обязательно должны быть поверенные. Думаю, ответственным заведениям нетрудно будет при этом показать также документы о действующем сроке поверки.
В целом разработанные Роспотребнадзором правила нельзя назвать абсолютно новыми. Но революции в отрасли и не нужны, считают эксперты.
– Это эволюционное продолжение того, что было изначально. Посмотрим, что утвердят по итогу, и будем работать. Но хорошо уже то, что вектор задан, – отметила Любовь Корнилова.
– Роспотребнадзор разработал новые правила оказания услуг общественного питания для ресторанов, кафе, столовых и баров, – говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин. – Правила нельзя назвать абсолютно новыми – почти все, что написано в новых правилах, есть и в других законодательных актах.
Предыдущие Правила оказания услуг общественного питания были утверждены в 1997 году, потом был принят закон о защите прав потребителей, который сегодня первичен, напомнил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
– Таким образом, Правила оказались лишним документом, который сегодня подлежит «регуляторной гильотине». Но Роспотребнадзор решил сделать другой – основа в нем из старого документа, а также добавлено что-то новое, – говорит Бухаров.
КСТАТИ
Проект Правил оказания услуг общественного питания опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и сейчас находится на стадии публичных обсуждений, которые продлятся до 6 августа.