Заполучить путешественника: как туризм поможет развитию экономики МО
Фото: [Музей и мануфактура "Душистыя радости"/vk.com]
Власти Московской области намерены комплексно развивать территории для привлечения экскурсантов. Совсем скоро откроется областной Комитет по туризму. Зеленый свет дают кластерам – зонам культурного отдыха и развлечений. Некоторые округа и районы уже встали на туристические рельсы.
ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ
В сентябре министр экономики и финансов Московской области Михаил Ан напомнил, что региону нужен туризм.
– Необходимо сконструировать ресурсы для развития территории, – отметил чиновник. – Это транспортная проницаемость, пешеходная и велосипедная доступность, различные центры притяжения, чтобы повысить привлекательность для туристов.
К таким центрам относятся не только музеи, но и фабрики, парки, памятники, архитектурные объекты. В качестве успешного примера можно назвать Коломенский городской округ, где к концу года ожидают туристическую выручку в размере более 1,5 млрд руб. Путешественники, приезжающие в Коломну, проявляют огромный интерес к двум музеям пастилы, местной кондитерской лавке, музею мыла и «Калачной».
– Спрос на впечатления сейчас крайне высок, – поясняет Максим Шилов, советник главы городского округа по инвестициям и развитию предпринимательства.
ОТ МУЗЕЯ ДО ПРИЧАЛА
Билеты в частные музеи Коломны стоят от 350 руб. Путешественников завлекают различными авторскими экскурсиями: про любовь Пушкина к чаю и традиции чаепития на Руси, о том, как в старину признавались в любви с помощью подарков, об истоках мыловарения, «утре гимназистки» и уроках химии.
На этом в округе не останавливаются. Здесь разработали туристическую бизнес-модель и активно привлекают инвестиции. В частности, по словам Максима Шилова, планируется реконструировать исторический центр Коломны (на это уйдет 520 млн руб. из местного бюджета), отреставрировать Коломенский кремль (400 млн руб. из федерального бюджета), создать транспортно-пересадочный железнодорожный узел на станции Голутвин (4 млрд руб. от частного инвестора) и причалы на набережных (точная сумма инвестиций пока неизвестна).
Более того, к 2021 году округ должен превратиться в спортивный центр области. Первый этап проекта – теннисный корт «Коломна» и ледовая арена. Затем появятся горнолыжный спуск, база гребли и манеж для легкой атлетики.
Комплексный подход к развитию туристической инфраструктуры применяют и в Зарайске. Здесь намерены построить торгово-пешеходную зону в историческом центре с привлечением госинвестиций в размере 100 млн руб. Частным предпринимателям предложат восстановить торговые ряды, открыть рестораны «Старый город» и «У Кремля», а также ландшафтные парки с гостиницами.
Факт! Ежегодно 5 млн человек посещают 150 подмосковных музеев.
СТАНЦИЯ «ГЖЕЛЬ»
Раменский район делает ставку на народные промыслы. По мнению председателя Комитета по культуре и туризму муниципалитета Марианны Рогатиной, именно эта тема привлекает экскурсантов, а следовательно, и инвесторов.
– Мы уже вступили в госпрограмму «Комфортная городская среда»: 79% затрат на благоустройство территорий нам компенсируют из областного бюджета, – рассказывает Рогатина. – Начнем с двух поселков: Гжельского и Новохаритоновского. Сейчас обсуждаем господдержку всего района.
Местность славится своими ремеслами: в XIX веке здесь работала 131 фабрика. Сейчас на стартовом этапе – туркластер «Гжель». В него войдут местный завод художественной росписи, гончарно-майоликовый, фарфоровые – гжельский и речицкий, предприятия «Звезда гжели», «Терра Керамос». Кое-кто уже организует экскурсии и мастер-классы, например «Объединение Гжель». Стоимость – 350–750 руб. на человека.
– Предстоит сделать карту объектов, создать дорожную и гостиничную инфраструктуру, открыть фирменные магазины, где будет продаваться продукция фабрик, продумать связь между объектами показа, – рассуждает Марианна Рогатина.
Один из проектов – реконструкция железнодорожных станций района в узнаваемом стиле. Предлагается разрисовать стены и ограды бело-синими узорами, построить торговый двор «Гжель» с кафе и магазинами.
Кроме того, в Раменском районе хотят превратить в туристические объекты старые сельские дома – расписные, как из сказки, похожие на пряничные домики. Вдохновил региональный конкурс: вместе с Российским союзом туриндустрии (РСТ) в нескольких муниципалитетах области в этом году выбрали самые красивые избы. В соревновании приняли участие 17 домов, победителями стали три здания.
– Туризм поможет нам создать рабочие места, увеличить доход населения, – резюмировала Марианна Рогатина.
Андрей Воробьев, губернатор Московской области:
– Сегодня туризм – это один из важнейших секторов экономики, способствующих привлечению в регион инвестиций. Приятно отметить, что здесь Московская область стабильно добивается высоких результатов: развиваются событийный, культурно-познавательный и гастрономический виды туризма, совершенствуется сфера гостеприимства, появляются новые культурные и спортивные достопримечательности, туристические центры.