Спасатели приняли корреспондента «Подмосковье сегодня» в команду
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Сегодня]
Мониторинг пожаров с дельталета, передача информации на центральный пункт, выезд на место и тушение огня с помощью специальных приборов и подручных средств. Все это нужно было успеть за несколько часов, чтобы справиться хотя бы с одним лесным пожаром.
Взгляд с высоты
- Если я буду очень громко кричать в микрофон от страха, я не буду отвлекать пилота? – единственный вопрос, который я успела задать при посадке в дельталет.
Для того чтобы начать борьбу с лесными пожарами, нам сначала предстояло их обнаружить. В Московской области для этого применяется наблюдение из космоса, с воздуха, видеонаблюдение и разведка пешим порядком.
Сотрудники ГКУ МО «Мособлпожспас» согласились взять меня в один из своих регулярных вылетов на дельталете в качестве пассажира. Стартовали мы из деревни Острово Орехово-Зуевского района. Именно там лесные пожары 2010 года уничтожили большую часть лесного массива.
Оказалось, что кружить над Подмосковьем на небольшом летательном аппарате с мотором не так уж страшно. Особенно с опытным пилотом. Нам даже удалось немного пообщаться в полете.
- Вот там вдалеке видишь два столбика белого дыма? Это тушат какие-то небольшие костры. А видно, что тушат – именно потому, что дым белый. Когда просто трава горит, дым идет черный. А вот там, где-то над Ногинским районом, начинается буря, - прямо в воздухе показывал мне командир воздушного судна ПСО-21 ГКУ МО «Мособлпожспас» Андрей Скворцов.
Действительно, на расстоянии нескольких километров от нас собирались грозовые облака.
Нашу беседу прервал голос диспетчера. Сигнал подавался в наушники и мне, и пилоту.
- Снижайтесь. Ветер усиливается, - сигналили нам с земли.
- Ага. Чувствую, «провалимся» при посадке, - ответил пилот.
Я не стала уточнять, куда и откуда мы «провалимся», но сердце заколотилось. Погода была нелетная еще с утра, и в первой половине дня речь вообще шла о том, что вылет с пассажиром будет невозможен.
Учебная тревога
Несмотря на все опасения, на посадку мы зашли нормально. Да и лесных пожаров над районом зафиксировано не было. Но так спокойно вылет заканчивается не всегда.
- Когда пилот или наблюдатель с воздуха видит пожар, его задача записать координаты, сфотографировать очаг и передать информацию на центральный пункт связи. Чем раньше мы увидим пожар, тем меньше сил и средств будет использовано для тушения и меньше пострадает окружающая среда, - уже после посадки объяснил мне пилот.
Когда сигнал поступает на центральный пункт связи, на место пожара выезжает подразделение, ответственное за этот участок.
- Если сил и средств недостаточно, то начальник караула по радиосвязи сообщает о сложности пожара. Например, если приходит сообщение о том, что «пожар № 1» - на такое возгорание должно прибыть не менее четырех автоцистерн. Если в подразделении сейчас нет такого количества, то машины отправляют из близлежащих городов, - рассказал заместитель начальника по применению сил и средств Орехово-Зуевского территориального управления силами и средствами ГКУ МО «Мособлпожспас» Геннадий Стулов.
Именно его подразделение согласилось провести внеплановые учения и устроить мне урок по тушению лесного пожара. К месту нашей посадки приехала пожарная машина, вмещающая четыре тонны воды и четыре человека личного состава с пожарными ранцами.
Один из таких ранцев водрузили и мне на плечи. Точнее попытались. Выдержать на себе рюкзак, наполненный двадцатью литрами воды, я так и не смогла. Пожарные понимающе переглянулись и решили половину воды из рюкзака слить. Сказали, если что, подстрахуют.
Десять литров оказались мне как раз по силам, и после небольшого мастер-класса по использованию пожарного ранца спасатели подожгли небольшой участок травы.
Виноваты люди
Сказать, что пожар при ветреной погоде распространяется с огромной скоростью, – ничего не сказать! Уже через несколько секунд после того, как участок загорелся, я, груженная ранцем, уже боялась не успеть остановить пламя, пока оно не добралось до ближайшей рощи.
Пожарные, конечно, в такой ситуации действуют поразительно слаженно. Они практически сразу же перекрыли огню путь и начали очень быстро заливать пламя из ранцев под крики командира: «Сильнее проливайте!» Когда пожар уже был практически потушен, несколько спасателей еще продемонстрировали и приемы тушения с помощью подручных средств: еловых ветвей и лопат.
- Пал травы представляет большую опасность для населенных пунктов и может даже угрожать жизни людей. Пожар при ветреной погоде распространяется со скоростью от семи до 15 метров в секунду. Но ни одно возгорание не возникает само по себе. Практически все лесные пожары возникают по вине человека. Именно беспечность приводит к тому, что люди остаются без жилья и без имущества, - рассказал Геннадий Стулов после того, как мы окончательно разобрались с пожаром и еще не раз пролили местность водой.
По словам специалиста, когда начнутся торфяные пожары, вот так вот справиться с помощью нескольких литров воды уже не получится.
- При торфяном пожаре на каждый квадратный метр участка возгорания нужно вылить не менее одной тонны воды, так как пожар уходит глубоко в торф. А он, как порох. И если его не пролить должным образом, сантиметров на 30 в глубину, то пожар будет продолжаться, - пояснил он.