Бизнес-омбудсмен МО: наша задача – работать на улучшение бизнес-климата
Фото: [архив газеты "Подмосковье сегодня" ]
Российская экономика переживет непростые времена, но именно сейчас для предпринимателей открываются новые возможности. Тем более когда власти оказывают бизнесу помощь, как это происходит в Подмосковье, где действуют специальные программы поддержки коммерсантов. О том, в каком направлении будет развиваться малое и среднее предпринимательство (МСП) в Подмосковье, нашему корреспонденту рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнев.
- Владимир Александрович, подведите, пожалуйста, итоги девяти месяцев вашей работы.
- Количество обращений – это один из самых важных показателей. За 9 месяцев ко мне обратились порядка 650 предпринимателей. По сравнению с аналогичным периодом в 2014 году цифра увеличилась втрое.
Хорошо это или плохо – вопрос философский. С одной стороны, хорошо, предприниматели не боятся писать, обращаться, с другой стороны, это говорит о том, что не все проблемы решаются на муниципальном уровне, на уровне министров областного правительства, на уровне заместителей председателя правительства.
Хотя мы проводим большое количество различных мероприятий. Сейчас с заместителем председателя правительства Московской области, министром инвестиций и инноваций Денисом Буцаевым мы договорились раз в месяц рассматривать наиболее часто повторяющиеся дела под его патронажем. Второе – мы систематически принимаем участие в общественных советах при прокуратуре и других надзорных органах. Проводим встречи с предпринимателями и пытаемся поднять наиболее острые вопросы – это достаточно большая работа. Нельзя не сказать об участии бизнес-объединений, которые отрабатывают нашу общую повестку. Поэтому я считаю, что показатели за 8-9 месяцев хорошие, но для комфортного бизнес-климата еще предстоит сделать очень много.
- В области регулярно открываются новые общественные приемные уполномоченного по защите прав предпринимателей. Сколько таких кабинетов сегодня работает в регионе и как они себя зарекомендовали?
- На сегодняшний день действуют 25 общественных приемных, которые охватывают 40 областных муниципалитетов. К концу года мы планируем открыть приемные во всех муниципальных образованиях Подмосковья.
Костяк людей, возглавляющих приемные, отдает большую часть времени решению проблем коммерсантов. Причем в них работают люди, которые не получают за это зарплату. Они искренне и бескорыстно помогают коллегам по ремеслу. Если возникают более сложные вопросы, то мы привлекаем Адвокатскую палату, с которой у нас заключено соглашение. Так выявляются системные проблемы, о которых мы докладываем губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву.
- Можете ли вы отметить общественные приемные, которые отличились наиболее результативной работой?
- Наши приемные успешно справляются с данной задачей, кто-то лучше, кто-то чуть отстает. В целом работа ведется и есть результат. Среди передовиков, на кого действительно нужно равняться: приемные в Павлово-Посадском, Мытищинском, Щелковском районах. Здесь работа с заявителями и местными администрациями выстроена настолько грамотно и четко, что многие сложные вопросы решаются всего в течение нескольких дней.
- С какими обращениями в последнее время чаще всего приходят предприниматели?
- Преобладают жалобы на действия или бездействие правоохранительных органов. Например, когда предпринимателю неправомерно отказывают в возбуждении уголовного дела, бизнес подвергается незаконному уголовному преследованию, проводятся с грубыми нарушениями оперативно-розыскные мероприятия и иные действия.
На втором месте стоят нарушения при проведении проверок, на третьем месте – получение разрешений на строительство. Не так остро, как в 2014 году, стоит вопрос с нестационарной торговлей, но все равно проблемы есть.
- На ваш взгляд, произошли ли в регионе изменения, позволяющие малому бизнесу развиваться более успешно?
- К главным изменениям я отнес бы ту открытость, которую занимают областные министры, главы муниципальных образований по отношению к предпринимательству. Сегодня по заданию губернатора Московской области Андрея Воробьева каждый глава раз в неделю принимает представителей бизнес-сообщества. То есть фактически для бизнеса существует день открытых дверей - предприниматель глаза в глаза может поднять тот или иной вопрос. И главное – получает шансы его решить.
- Как вы оцениваете господдержку предпринимателей в области?
- На поддержку бизнеса сегодня выделяются большие деньги. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, именно с материальной точки зрения поддержка бизнеса осталась на должном уровне, а по каким-то программам даже стала больше. Появились новые направления помощи, связанные с социальным бизнесом.
К слову, в Московской области действуют порядка 285 тысяч различных предпринимателей – малых, средних, крупных. Конечно, наша задача – и дальше работать на улучшение бизнес-климата в регионе. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы отношение к бизнесу было как минимум адекватным. Мы должны донести в первую очередь до чиновников, что нужно помогать бизнесу, потому что предприниматели - это основа любой экономики.
- В условиях новой экономической ситуации какие виды бизнеса пострадали больше всего в Подмосковье?
- В первую очередь пострадали те сферы бизнеса, которые были нацелены на быстрое развитие. Это понятно, ведь рост любого предприятия без доступных финансовых ресурсов невозможен. Да и переключиться в одночасье, например, на импортозамещение не так просто. Ведь часть производственных мощностей была потеряна в 90-е и нулевые годы.
Возьмем легкую текстильную промышленность. На сегодня, если предприниматель захочет запустить предприятие полного цикла по переработке хлопка, то быстро поймет, что отечественных аналогов такого оборудования просто не существует. Ведь гиганты отечественного машиностроения давно ушли с рынка.
Сейчас мы понимаем, что национальная безопасность - это не только вопрос обороноспособности, но и возможность производить у себя многие виды товаров и услуг. Но, повторяю, быстро перестроиться очень сложно, целые отрасли экономики были потеряны.
- Подмосковье определило для себя приоритетные направления малого и среднего бизнеса. Предприниматели могут рассчитывать на государственные субсидии. Однако принято считать, что розничной торговле и так живется неплохо. Согласны ли вы с этим мнением и как вы помогаете торговцам?
- Розничная торговля, с одной стороны, это, конечно, один из важных элементов бизнеса, но в первую очередь я бы направлял свои усилия на производственный бизнес. На предприятия, выпускающие конкретные товары и оказывающие наиболее востребованные услуги.
С предпринимателями мы активно обсуждаем тему, связанную с распространением торговых сетей и сокращением количества объектов нестационарной торговли. Мы прекрасно понимаем, что уход того или иного предприятия или перенос рынка не должны приводить к уменьшению количества рабочих мест, закрытию предприятий, которые существовали 10-20 лет.
Повторяю, я с большим уважением отношусь к торговле, но мне бы очень хотелось, чтобы люди, которые сумели заработать капитал, развивали свое собственное производство. Пусть на принципах объединения со своими коллегами, но открывали бы даже небольшие цеха. Ведь процессы по импортозамещению будут актуальны не только в 2015 году, но и в последующие годы. Поэтому сегодня бизнес-сообществу нужно развиваться именно в этом направлении.