Котяков: на должников пойдем кампанией

Финансы
архив газеты "Подмосковье Сегодня"

Фото: [архив газеты "Подмосковье Сегодня"]

Руководитель подмосковного Минфина рассказал «Подмосковье сегодня» об итогах работы в прошлом году и грядущих планах ведомства, о принципах мобилизации доходов, а также о том, как бороться с теми, кто не платит налоги.

На втором месте в России

– Антон Олегович, какие результаты показало Подмосковье по исполнению бюджета прошлого года?

– Мы уже подвели итоги, и по отношению к 2013 году консолидированный бюджет Московской области в части доходов вырос на 8,9%, составив 494,3 млрд рублей. В части расходов он вырос на 12% и достиг величины 496,4 млрд рублей. В доход областной казны поступило 308,9 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, то есть плановые назначения исполнены на 101,1%. Прирост налоговых и неналоговых поступлений к 2013 году составил 38,8 млрд рублей, или 14,4%. В сопоставимых условиях, с учетом единой нормативной базы, прирост поступлений составил 17,7 млрд рублей, или 6,1%. 308,9 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, то есть плановые назначения исполнены на 101,1%. Прирост налоговых и неналоговых поступлений к 2013 году составил 38,8 млрд рублей, или 14,4%. В сопоставимых условиях, с учетом единой нормативной базы, прирост поступлений составил 17,7 млрд рублей, или 6,1%. Это показатели, характерные в России для регионов-лидеров. Сегодня Московская область среди субъектов РФ и Центрального федерального округа занимает 2-е место по объему доходов, в том числе по объемам поступлений налоговых и неналоговых доходов. Причем структура поступлений в подмосковный бюджет дифференцирована по различным сферам экономики - нет зависимости от одного-двух предприятий. Это делает Подмосковье менее зависимым от конкретных производителей и отдельных отраслей экономики, гарантируя стабильность поступлений.

Улучшая мобилизацию

– Каковы итоги работы в прошлом году по мобилизации доходов в бюджет Подмосковья, в частности, работы непосредственно в муниципальных образованиях?

– В 2014 году эффект от работы комиссий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Московской области составил почти 8 млрд рублей. Существует несколько основных направлений, по которым проводится мобилизация доходов. Это работа с организациями, задолжавшими по налогам и сборам, по арендной плате за имущество, получившими убыток от хозяйственной деятельности, выплачивающими работникам зарплату ниже установленного минимума, а также регистрация и постановка на учет в налоговых органах вновь образованных предприятий. Комплексную работу по всем этим направлениям мы ведем совместно с налоговыми органами, местными администрациями, представителями силового блока. Здесь хочу похвалить городской округ Домодедово. Только в 2014 году им удалось совместно с коллегами сократить задолженность на 800 млн рублей, и сейчас она относительно небольшая – 1,2 млрд рублей. Мы видим, что в Московской области в целом существует потребность в еще большем усилении и координации мобилизационной работы, поскольку задолженность по налоговым и неналоговым поступлениям в 2014 году возросла относительно 2013 года. Поэтому с муниципалитетами в текущем году будет проводиться масштабная работа по формированию перечня должников, по тем или иным причинам прекративших уплату налогов и тем самым сформировавших основную долю задолженности. Работать с должниками будут точечно.

– Вы имеете в виду предприятия-должники?

– Не только. Будем активизировать и работу с физическими лицами, имеющими задолженности по земельному и транспортному налогам. К слову, задолженность по последнему у физических лиц в Подмосковье растет значительно быстрее, чем у лиц юридических. Из общей суммы в 10,6 млрд рублей задолженности по транспортному налогу задолженность физлиц составляет 10,4 миллиарда. Пока граждане не ощущают на себе реальных мер воздействия, но правительство области в ближайшее время разработает комплекс мер совместно со службой судебных приставов. Составим график совместных мероприятий, проведем массированную информационную кампанию, направленную на должников. Думаю, получится донести до всех необходимость платить налоги вовремя. Ведь когда фамилия должника, скажем, значится в списке должников, висящем на доске объявлений у подъезда, человеку живется очень некомфортно. А когда сумма долга достигнет определенного значения, то в дело вступят судебные приставы. Так что налог придется платить.

– Не повлияет ли на темпы мобилизации доходов грядущий закон о «налоговых каникулах» для индивидуальных предпринимателей?

– Не думаю. Вводя преференции для индивидуальных предпринимателей, мы оцениваем объем выпадающих доходов в 200 - 250 млн рублей. При этом мы осознаем, что преференции дадут мощный толчок к развитию видов деятельности, которые в Подмосковье дефицитны. К тому же ИП не только формируют доходный потенциал на территории, но и создают новые рабочие места. Статистика показывает, что объемы поступлений от ИП малого и среднего бизнеса в целом стабильные. Все это в комплексе лишний раз подтверждает правильность курса на поддержку МСП.

Дефицит – не всегда плохо

– Антон Олегович, как известно, подмосковный бюджет на три ближайших года сформирован с дефицитом. Когда, по вашему мнению, удастся преодолеть этот дефицит?

– В условиях снижения налоговых и неналоговых поступлений бюджетный дефицит обусловлен прежде всего необходимостью обеспечения социальной стабильности в регионе и решения приоритетных для Московской области задач. Федеральное законодательство установило предельный уровень дефицита в 15%. Сегодня у Подмосковья дефицит 9,9%, и такой размер не является критичным для региона. Дефицит означает, что на финансирование расходных обязательств привлекаются заемные средства. Для правительства Московской области это исключительно инвестиционные задачи, то есть мы вкладываем кредиты в развитие региона. Фактический уровень инфляции по итогам прошлого года составляет более 10%. А мы в своем портфеле имеем заемные ресурсы под 8%, то есть ниже уровня инфляции. Если бы в Подмосковье был сформирован бюджет с профицитом, то накапливаемые в «кубышке» ресурсы ежегодно «съедались» бы инфляцией. Не думаю, что в условиях замедления темпов экономического роста вопрос о ликвидации бюджетного дефицита должен стать самоцелью для региона. Главное – этот бюджет должен быть сбалансированным.

– Антон Олегович, с учетом непростой экономической ситуации, какие задачи являются приоритетными для Министерства финансов Московской области в текущем году?

– Нам необходимо прежде всего обеспечить сохранение доходного потенциала региона, мобилизацию дополнительных доходов, поддержку реального сектора экономики, социальную стабильность, кроме этого, повышение эффективности бюджетных расходов. Одним из направлений работы станет оптимизация сети учреждений бюджетной сферы, перевод ряда их функций и услуг на условия аутсорсинга. Предусмотрена также серьезная оптимизация и расходов на содержание органов государственной власти. Все эти меры позволят нам выполнить в 2015 году все взятые на себя правительством Московской области обязательства перед жителями Подмосковья.

Поделиться