Максим Фомин: торги в Подмосковье теперь как на ладони
Фото: [Валентина Филиппова / Подмосковье Сегодня ]
Два года назад в Московской области был создан Комитет по конкурентной политике, перед которым поставили задачу сделать контрактную систему региона прозрачной и открытой. А уже сегодня в Минэкономразвития РФ опыт региона по развитию системы закупок называют лучшей практикой в стране. Корреспондент газеты «Подмосковье сегодня» поговорил с руководителем Комитета Максимом Фоминым и узнал о том, что стало залогом успеха для его ведомства и всей области.
Работа в команде
- Максим Александрович, на мероприятии, посвященном двухлетию Комитета по конкурентной политике Московской области, представитель Минэкономразвития высоко оценил достижения Комитета. Как удалось добиться таких результатов?
- Прежде всего - это команда неравнодушных профессионалов. Их каждодневный труд, направленный на выполнение конкретной задачи и достижение конкретного результата. Поэтому в день рождения Комитета мы собрали представителей контрактных служб региона, чтобы поощрить лучших.
Два года назад Подмосковье взяло курс на наведение порядка в сфере закупок, и этому курсу мы сегодня следуем. Об этом свидетельствует создание Комитета как отдельного ведомства и централизация торгов региона, и многоуровневый контроль качества подготовки и исполнения государственных и муниципальных контрактов. Все это и те сопровождающие механизмы, которые мы внедряем, позволило нам достичь таких неплохих результатов.
- Как можно было охарактеризовать контрактную систему региона в 2013 году?
- Когда меня пригласили работать в Московскую область, первое, что стало очевидно, – это полная децентрализация закупок. Каждое министерство и ведомство само разрабатывало для себя стандарты. На муниципальном уровне была такая же картина: каждый район, городской округ или поселение практиковали разные и зачастую противоречивые подходы к формированию закупок. Естественно, мы сразу же принялись исправлять эту ситуацию.
Рабочий рычаг
- Какие именно инструменты вы применили, чтобы создать новую систему торгов в регионе?
- Мы переняли опыт федеральных властей и внедрили свою Единую автоматизированную систему управления закупками (ЕАСУЗ), в которую завели всех наших заказчиков, как государственных, так и муниципальных. ЕАСУЗ стал нашим основным механизмом, рабочим рычагом. Причем эта информационная система не просто статистическая. В ней заказчики работают каждый день. Она позволяет формировать документацию, потребности, планировать закупки и т.д. И уже исходя из этого, с помощью модулей мониторинга, аналитических выкладок мы оцениваем работу того или иного заказчика. Каждый контрактный управляющий в Подмосковье свой день начинает с того, что заходит в эту систему и, перед тем как начать там работать, может оценить свои результаты. Кроме того, у наших специалистов есть возможность обменяться опытом на профессиональном форуме, который мы также предусмотрели в ЕАСУЗ.
- Получается, что ЕАСУЗ – ваша большая победа?
- Единую автоматизированную систему управления закупками можно назвать нашим базовым достижением. И мы ее постоянно совершенствуем: вносим новый и расширяем уже имеющийся функционал, интегрируемся с другими системами. Так, планирование закупок у нас уже идет с привязкой к конкретным мероприятиям государственных программ, уже есть частичное интегрирование с автоматизированной системой бюджета региона. Это позволит отслеживать выделение лимитов на оплату по конкретным контрактам и т.д. Все эти меры в комплексе делают процесс закупок более прозрачным и управляемым.
Динамика и результаты
- Какова динамика по торгам по государственным и муниципальным заказчикам на сегодняшний день?
- Сейчас мы готовим отчет за 9 месяцев. Цифры обнадеживают: экономия составит примерно 11 млрд рублей по государственным и муниципальным закупкам. Это хороший показатель. Заказчиками набран высокий темп, торги размешаются и проводятся ежедневно. Мы уже сейчас видим, что на большинство закупок торги проведены. Естественно, мы, как всегда, делаем упор на экономию, на качество проведения процедур, на своевременность проведения, чтобы до конца года исполнить государственные контракты.
- Каковы сегодня результаты по социально значимым закупкам?
- Здесь у нас много направлений. Огромный блок по дорожной сфере. Это и содержание, и ремонт, и строительство дорог. При этом работы должны начаться в летнем сезоне. Наши коллеги из Главного управления дорожного хозяйства своевременно представили конкурсную документацию, что позволило нам вовремя провести торги и заключить все необходимые контракты. Сейчас они уже завершаются. Большой упор делается также на здравоохранение. Те торги, которые планировались в этом году на закупку лекарств, - все проведены. С принятием бюджета уже в этом году начнем закупать лекарства на следующий год. Здесь никаких сбоев не будет. Своевременное размещение социально значимых закупок находится под жестким контролем Комитета.
- Представитель Минэкономразвития РФ также отметил, что Комитету удалось добиться высокой прозрачности закупок. Какую, на ваш взгляд, лепту в этот результат внес Единый портал торгов?
- Когда создавался Комитет, губернатор Московской области Андрей Воробьев поставил задачу сделать торги прозрачными, чтобы не было никаких разговоров о том, что мы что-то делаем кулуарно. И мы этого добились. Конечно, портал – это один из показателей того, что закупки региона всегда открыты, мы готовы к диалогу, в том числе и с общественными организациями. Пока обращений, где были бы выявлены нарушения, не поступало. У нас торги стали как на ладони. И появление такого открытого ресурса, конечно же, стимулирует заказчиков к тому, чтобы более добросовестно и качественно подходить к формированию документации.