Смирнова: концентрируемся на соцобязательствах
Фото: [Андрей Жабин / Фотобанк МО]
В Подмосковье разработали план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Подобная работа теперь проводится и в муниципалитетах. Цели и задачи - что по региону, что в том или ином районе - созвучны: мобилизация доходов, эффективное расходование бюджета, выполнение социальных обязательств. Подробнее о том, как все это будет реализовываться, корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказала министр экономики Московской области Ирина Смирнова.
- На какую поддержку может рассчитывать Подмосковье в рамках федерального плана по обеспечению устойчивого развития экономики?
- В этом плане, утвержденном в январе, есть ряд мероприятий, направленных на стабилизацию экономики. В том числе и регионов. Из средств федерального бюджета предусмотрен ряд субсидий. На сегодня конкретное распределение субсидий по большинству направлений еще не произошло, но могу отметить, что мы, например, подготовили заявку на получение двух миллиардов рублей в Министерство сельского хозяйства РФ. Планируем получить деньги на новую форму поддержки - безвозмездную компенсацию части капитальных затрат для фермеров и производителей продовольственных товаров. Заявили потребность по софинансированию приобретения автобусов – 1,8 миллиарда рублей. В жилищном строительстве на работы по ликвидации аварийного фонда мы также надеемся получить не менее 500 миллионов рублей. Но еще раз подчеркиваю: пока это только наши заявки. В целом мы рассчитываем получить не менее девяти миллиардов рублей дополнительно к традиционным формам поддержки, которые сегодня оказываются. Все софинансирование мероприятий на уровне субъекта и муниципалитетов предусмотрено.
- У Подмосковья уже есть и свой план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Хотелось бы узнать, какие направления деятельности он в себя включает и какие мероприятия в нем предусмотрены.
- Он содержит четыре основных направления. В первую очередь повышение бюджетной эффективности. То есть мы считаем, что каждый вложенный бюджетный рубль должен приносить большую пользу и большую отдачу для экономики в целом. Второе направление – стабилизация и поддержка реального сектора экономики. Это ряд мероприятий по импортозамещению, в том числе и поддержка малого и среднего предпринимательства. Кстати, мы ожидаем получить порядка одного миллиарда рублей из федерального бюджета на субсидирование малого предпринимательства. Также составлен перечень системообразующих предприятий по конкретным критериям: численность работников, налоги, отчисляемые в бюджеты всех уровней, значимость предприятия для спокойного развития экономики. Причем, если предприятие знаковое для того или иного муниципалитета, независимо от численности работников оно также было включено в этот список. Сейчас таких предприятий 284. Большой перечень мероприятий направлен на популяризацию и расширение инновационных и наукоемких отраслей, которые традиционно занимают в экономике области далеко не последнее место.
- Какие же остальные два направления?
- Далее идет обеспечение социальной стабильности. Мы знаем, что в подобных экономических условиях обычно доходы малообеспеченных категорий граждан не растут. Хотя мы в этом году предложили сделать минимальную пенсию на уровне прогнозируемого прожиточного минимума пенсионера, но, скорее всего, инфляционные процессы сделают свое дело – перекроют этот показатель. Поэтому будет дополнительная адресная поддержка этих категорий. Безусловно, предусматриваются дополнительные меры, обеспечивающие стабильность на рынке труда. Это и дополнительные программы профессионального переобучения, в том числе и по упреждающему методу. Что имеется в виду? Предприятие в соответствии с законом уведомляет Комитет по труду и занятости населения о возможном предстоящем сокращении. И тогда уже с учетом потребности и экономики, и человека происходит опережающее профессиональное переобучение.
И последний раздел нашего плана – мониторинг, который проводится в еженедельном или ежедневном, в зависимости от показателя, режиме. Это, например, контроль за ценами в аптечной сети, в розничной торговле. Если цены на товары становятся высокими, принимаются соответствующие меры. То есть идет контроль за каждым звеном, который в случае недосмотра может привести к негативным последствиям по принципу домино. Все негативные факторы удается сдерживать, и принимать соответствующие превентивные меры.
- А произошли ли с учетом новой экономической ситуации какие-либо изменения в самой системе мониторинга?
- Мы, наверное, одни из первых в стране создали комиссию по мониторингу финансово-экономического положения региона, куда вошли шесть оперативных групп. Это произошло в конце прошлого года. Сигналом для этого стали определенные процессы в экономике, которые показали, что уже происходит что-то не то. Например, если раньше цены на основные продукты питания мониторились раз в месяц, то теперь за ними следят в ежедневном режиме. То есть изменилась не только система мониторинга, но и периодичность контроля.
- Насколько мне известно, районам и городским округам тоже придется расставить приоритеты и пересмотреть свои муниципальные программы и свои бюджеты. Какой эффект вы надеетесь получить от этого?
- Работа по формированию муниципальных программ началась еще в 2014 году. Мы предложили своим коллегам из муниципалитетов делать это, исходя из целей государственных программ, основой для которых стали указы президента Владимира Путина, обращение губернатора Андрея Воробьева и т.д. Тем самым мы надеемся выстроить вертикаль исполнения поставленных задач. В среднем у нас сегодня сформированы местные бюджеты на 85% из муниципальных программ. Как они будут оптимизироваться? Также по образу и подобию регионального бюджета. Например, губернатор принял решение о том, что мы не начинаем строительство новых объектов... То же самое мы предложили сделать муниципальным образованиям. Далее – мы совместно с муниципалитетами пересмотрели очередность строительства детских садов. Выверили все показатели: данные электронной очереди, статистические и т.д. Тем самым высвободили и региональные средства, и средства муниципальных образований на софинансирование. Но при этом к 1 января 2016 года очередь в детские сады будет ликвидирована. Вообще сегодня очень плотно идет работа по повышению эффективности расходов. От ненужного, второстепенного или же от предметов роскоши отказываемся. Сейчас нужно сконцентрироваться на выполнении социальных обязательств. Могу сказать, что взаимопонимание с коллегами из муниципалитетов у нас есть.