Александр Балашов: «Мир в миниатюре может создать каждый»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня, личный архив Александра Балашова]
Мастер из подмосковных Химок создает авторские машинки, кукольные домики и румбоксы с крошечными интерьерами, мебелью и обстановкой, как в настоящих домах. Основным материалом Александра является папье-маше, но все работы автора имеют функциональную сторону: могут использоваться как ночник, шкатулка, визитница. Среди миниатюр есть и редкие «шкатулки-квесты» с тайными кнопками, спрятанными ключами и открывающимися после выполнения разных комбинаций действий дверками. О своем творчестве Александр Балашов рассказал порталу «Подмосковье сегодня».
– Как давно вы увлеклись созданием миниатюр?
– Я стал интересоваться миниатюрами где-то с 2015 года. Мой друг занимался радио машинками и предложил однажды поучаствовать в выставке, сделать для нее домик. Я смастерил из картона и пластика каркас домика. Он не имел наполнения, внутри мы просто поместили светящуюся гирлянду. На выставке никто не купил работу, и я забрал ее к себе. С этого момента меня увлекла миниатюра и сама ручная работа. Я начал глубже изучать вопрос: читал статьи в интернете, смотрел работы мастеров, посещал выставки «Искусство куклы», «Бал кукол», а потом и сам начал пробовать делать фигурки из папье-маше. Сначала это были зверушки и мишки. Потом в моем хобби наступил период затишья, но где-то года полтора-два назад я снова вернулся к этой теме. Я понял, что хочу создавать подобные вещи, и у меня это получается.
– Какое направление в вашем творчестве стало главным?
– В основном я делаю дома, румбоксы и светильники. Roombox в переводе с английского означает «комната в коробке». Он может иметь разный облик и разное наполнение, выглядеть как рамка или как коробка. Бывают румбоксы с ручной отделкой, с миниатюрной мебелью коллекционного плана. Можно делать румбоксы на заказ под интерьер или тематические с определенным наполнением. Они могут повторять детскую, которая копировала бы реальную комнату ребенка. Иногда в румбокс добавляют памятные вещи: зубик, локон волоса, бирку, засушенный цветочек, колечко… Какие-то предметы, связанные с эмоциями, впечатлениями, личными моментами.
– Вы помните свой первый румбокс?
– Самым первым был большой коттедж с наполнением, который я переделал из первого макета. Одним из первых светильников стал домик в форме закрученной спирали «Башни эволюции» комплекса Москва-Сити, только в том виде, как она выглядела бы в каменном веке. После этого я стал развивать направление функциональных домиков-ночников. У каждого румбокса автономное питание, поэтому можно взять его с собой куда угодно. Можно поставить румбокс на детскую кроватку, и ребенку будет приятно, хорошо и интересно. Он будет подолгу рассматривать миниатюрные детали. Некоторые мастера помещают до ста или даже двухсот предметов в крошечный «интерьер» румбокса.
– Как изготовляются эти предметы?
– Что-то делаю вручную из картона и других материалов, что-то закупаю у компании, которая специализируется на миниатюрной мебели, но часто приспосабливаю разные мелкие предметы, вроде фурнитуры для украшений. Когда постоянно занимаешься миниатюрой, глаз становится наметан на такие вещи. Уже видишь, как можно использовать какую-нибудь фишку, кнопочку или побрякушку. В магазинах или у знакомых находишь разные мелочи. Кстати, один из своих румбоксов я сделал из фоторамок, которые остались после моих мастер-классов по программе «Химки – интересно жить!». Там мы делали светильники и ключницы.
– Все ваши изделия имеют подсветку?
– Я по профессии электрик, и, возможно, это наложило отпечаток на стиль моих работ: они с лампочками, гирляндами, работающими фарами. Большинство моих изделий с автономным питанием, но я могу сделать домик не только на батарейках, но и комбинированный вариант с питанием от розетки. Кроме румбоксов и домиков у меня есть отдельная серия – веселый транспорт. Я изваял желтый автобус в стиле детского рисунка с намеренно кривыми линиями. Из этой же серии сиреневый троллейбус и старый грузовичок. Вместо колес я вставил ему детали от часовых механизмов: получился брутальный вариант старенького грузовичка, который стоит без колес. Машинка используется как визитница.
Я делаю ставку на функционал, чтобы предмет был и функциональным, и удобным. Румбокс обычно служит ночником, предметом интерьера, и, в тоже время, в него можно что-нибудь положить как в шкатулку. Некоторые мастера ограничиваются тем, что выпиливают домики из фанеры под лазерную резку и вставляют внутрь лампочку. Я же хочу делать миниатюры более интересными, например, с секретными ящиками. У меня была такого плана «шкатулка-квест» с секретами. К слову, ее купили у меня на выставке «MoscowFair», которая проходила в апреле. Скорее всего, она была отправной точкой в направлении моего творчества. Чтобы открыть дверцу домика, нужно было покрутить ручку, которая находилась в ведерке, а, открыв дверцу, человек обнаруживал ключ от задних шкафчиков. В то же время, при нажатии на почтовый ящик, отрывалась крыша. Я хочу внедрять и дальше домики с секретами, но пока у меня нет нужных для этого инструментов.
– Вы делаете миниатюры в основном из папье-маше?
– Да, потому что это доступно: нужна картонка, клей и ножницы. Но я планирую развиваться. Сейчас я осваиваю графический редактор «CorelDraw», с помощью которого буду разрабатывать модели под лазерную резку, чтобы заказывать у фирмы базовые шаблоны из фанеры. Конечно, потом доработаю их вручную, доведу до такого состояния, чтобы не было понятно, из чего сделана миниатюра. В то же время, я не хочу штамповать шаблонных вариантов, у каждого домика должны быть свои черты. Речь идет о модульной конструкции.
Материалом моих миниатюр служит текстурная паста. В ее основе обычный картон, который обмазывается массой папье-маше. Я разработал свой вариант рецепта текстурной пасты с опилками и некоторыми другими компонентами. Паста позволяет в зависимости от того, какую консистенцию разведешь, лепить ее как пластилин или обмазывать в полужидком виде. Получившуюся массу я раскрашиваю акриловыми красками или маслом. Масляные краски позволяют делать интересные разводы, оттенки, но работа с ними идет медленнее, чем с акрилом.
Пока я не работаю с деревом, потому что нужна база специальных инструментов для его обработки. Кроме того, у меня нет отдельной мастерской, а в квартире пилить и строгать не будешь. В принципе изделия из папье-маше долговечны, если не подвергать их воздействиям окружающей среды, не выставлять на улицу или во влажном помещении. Конечно, если дать такой домик ребенку, то он рано или поздно его сломает, но тут уже не важно, сделан он из папье-маше, дерева или металла. Вопрос в том, как использовать вещь: если для игры, то должна закладываться прочность, если для любования, то необязательно делать ее из дерева или фанеры.
Подобные миниатюры можно изготовить на мастер-классе в два-три или четыре этапа. Я собираюсь разработать такой мастер-класс, но прежде надо собрать свою аудиторию, как-то заявить о себе. Все материалы стоят копейки, нужно лишь сделать каркас, обмазать, обсушить, грунтовать и раскрасить. Такой мир в миниатюре может создать каждый.
– У вас есть какой-то образец для подражания, которым вы вдохновляетесь при работе?
– Я бы не сказал, что у изделий были конкретные образцы. Возможно, имелись какие-то референсы, но детали я уже дорабатывал сам, поэтому в итоге получался авторский вариант. Многие изделия были чисто мои, допустим, тот же грузовичок-визитница.
– Вы рисуете эскиз на бумаге перед работой?
– Я редко делаю эскиз и в основном это не полноценный рисунок, а условные штрихи, чтобы не забыть идею, пришедший в голову образ. Мое увлечение нравится мне тем, что приходится пробовать разные профессии: архитектора, дизайнера, проектировщика... Мозг работает и стимулирует поиск решений. Многое получается в процессе работы, происходят переделки и отклонения от плана.
– Вы получали художественное образование? Насколько оно необходимо в вашем хобби?
– Никакого художественного образования у меня нет, все идет само изнутри. Поначалу я увлекся фотографией, купил хорошую камеру, соответствующие аксессуары. Мне был близок жанр пейзажной фотографии и авторских снимков, но для этого надо постоянно выезжать, а, в силу того, что у меня нет возможности частых разъездов, это увлечение постепенно ушло на второй план. Я походил по Химкам и по району, что-то поснимал, но понял, что это не дает мне той отдачи, которая мне нужна.
Из фотографии я ушел в миниатюру. Мне нравятся сами тактильные ощущения, работа руками. При этом накопленный опыт в фотографии мне тоже пригодился, потому что я могу самостоятельно снимать работы, грамотно ставить свет и выбирать ракурс. Некоторые мастера снимают свои изделия на телефон на фоне пестрого ковра и выкладывают в таком виде в интернет, а я стараюсь делать все правильно. Правда, есть нюанс: фотографировать надо не только художественно, но и чтобы снимок отражал размер изделия. Большинство людей воспринимают информацию визуально, поэтому указанный в характеристиках размер домиков часто не замечается. Простому человеку сложно представить, скажем, 30 или 15 сантиметров.
– Ваше увлечение сейчас популярно? Много ли подобных мастеров и людей, которые готовы покупать такие изделия?
– И мастеров, и интересующихся достаточно много. Покупателей можно разделить на две категории: либо это ценители, либо потребители. К сожалению, больше последних, которые хотят подарить знакомому оригинальный домик ручной работы, но не готовы платить за это достойную цену. Пока у меня нет категории ценителей. Мастера, которые уже вышли на этот уровень имеют свою клиентуру, о них узнают через «сарафанное радио». Кстати, среди покупателей немало людей, которые сами делают куклы, поэтому им нужны домики и аксессуары. Действует такое правило: либо ты мастер, либо ты продавец, а совмещать это сложно. Чтобы продавать изделия надо постоянно сидеть в соцсетях, рекламировать, предлагать. Мне ближе работа руками.
– На каком сайте можно посмотреть все ваши работы?
– Большая часть выложена на моей страничке в инстаграме. Но лучшее место, где люди приобретают мои работы – это выставки и мастер-классы, когда можно увидеть их вживую.
– Сколько времени уходит на создание одной вещи?
– У меня есть основная работа, поэтому сложно сказать, сколько затрачивается времени. На домик может уходить около месяца, а если посчитать по часам, то, наверное, дней пятнадцать. Основным длительным этапом бывает сушка. Кроме того, иногда срок работы увеличивается, если я заказываю детали у других мастеров.
– О материалах и инструментах, необходимых для этого увлечения, вы узнали из интернета или выбирали их, опираясь на свой опыт?
– Узнавал на своем опыте. В большинстве случаев каких-то особых инструментов и не требуется. Чтобы создать подобный домик, нужны всего лишь ножницы, нож для резки картона, клеящий пистолет, пара шпателей и мастихинов, краски и кисти. Обычно эти вещи есть у каждого под рукой. Со временем, когда входишь во вкус, придумываешь более сложные композиции, уже ищешь специальные инструменты или станки, то есть аппетит приходит во время еды. Начинаешь с простого, а потом постепенно обрастаешь инструментами.
– Есть ли глобальная цель у вашего увлечения?
– В социальном плане цель моей работы в том, чтобы заинтересовать людей творчеством. Сейчас все сидят в телефонах, никто не умеет работать руками. Мечтаю создать группу, чтобы собираться и творить вместе. Это могло бы не просто привлечь внимание к ручному труду, созданию чего-то своего, но и объединить людей, помочь найти друзей по интересу. Такие встречи могли бы проходить в кафе, в каком-то съемном помещении. Вообще мастер-классы и подобные мероприятия популярны. Я намерен развиваться дальше, совершенствовать технологию, выходить на новый уровень.