Александр Дорофеев: «Я вырос на фабрике матрешки»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Родиной русской матрешки считается Сергиев Посад, где более ста лет назад местный мастер Звездочкин выточил первую такую куклу. Достойным продолжателем дела легендарного мастера можно назвать Александра Дорофеева, который вот уже более сорока лет точит традиционную посадскую матрешку. Сегодня в мастерскую Александра приезжают туристы не только из России, но и со всего мира, чтобы своими глазами увидеть, как знаменитая игрушка появляется на свет.

- Правда ли, что вы работаете на фабрике матрешки уже более сорока лет?

- Да, здесь я, можно сказать, родился и вырос. Впервые я пришел на фабрику, когда мне было пятнадцать лет. У меня были старшие друзья, которые собирались пойти работать токарями. Сначала меня заинтересовали их рассказы. Потом пошел сам посмотреть, как работают токари. Я тогда как раз закончил восемь классов и думал, куда пойти дальше. В итоге решил пойти на фабрику игрушки учеником токаря по дереву. Это было в 1969 году. Меня взяли, и я до армии работал здесь три года. Потом пришел из армии и опять вернулся сюда на фабрику под руководство уже более опытного мастера. В армии тоже пригодилась мне специальность токаря. Я точил палочки под оружие под автоматы, пукли для химкомплектов.

- А в семье токари были?

- Нет, отец у меня был кузнецом. Раньше кузнец все делал вручную, так что тут что-то передалось, наверное. А так никто больше ремеслами не занимался.

- Вы учились ремеслу на фабрике в процессе работы?

- Да, на самой фабрике. Моим учителем был Алескандр Филиппов. Учиться было положено три месяца, а потом оформляли на сдельную. В то время училось много молодежи. Откровенно говоря, за три месяца точить толком не научишься. Надо знать и технологию обработки дерева и много других нюансов. Так что брака мы много лепили! Начальству деваться было некуда, ведь раньше до восемнадцати лет уволить тебя не имели права. Считалось, что подросток пусть лучше работает, как может, чем болтается на улице без дела. Хочешь-не хочешь, а работай.

- Когда вас взяли токарем по дереву, не было ли сомнений в правильности выбора?

- Сомнения были. Ведь поначалу ничего не получается, матрешка разваливается. Кроме того, раньше были очень строгие рамки - один миллиметр в дереве припустить считалось уже браком. Тогда ходил по цеху технолог и измерял штангелем каждую матрешку. Полтора миллиметра не хватает - брак. Матрешка раньше у нас считалась игрушкой, а не сувениром, как сейчас. Соответственно, она продавалась в детском мире за небольшие деньги. Потом наступил девяносто первый год. Цены стали расти, надо было с матрешкой что-то решать. Было собрание, и решили нашу фабрику игрушек и культоваров преобразовать в фабрику игрушек и сувениров. Матрешку с тех пор стали называть сувениром. Статус стал у нее уже выше, и цену можно было поднять. Мы изменили размеры матрешки, художники усложнили роспись и добавили пестрешек. Сейчас мы называемся - фабрика Сергиево-Посадской матрешки «Аофис».

- Вы сейчас единственный токарь на фабрике. Как обстояло дело раньше?

Все забито было токарями. В очереди ждал, пока место освободится. Сначала я чурки тесал, только потом к станку подпустили. В девяностые был самый пик матрешки, а потом пошло как-то на убыль. В конце девяностых я сам уволился, потому что очень маленькая зарплата была. У меня сын учился тогда, и нужно было платить за учебу. Я ушел работать в строительство, но занимался этим недолго. Вскоре стал точить снова, но уже на дому. Через три года пришли ко мне отсюда с фабрики и говорят: «Саш, приди, некому уже больше матрешки точить». Тогда два человека токарей оставалось. Это была семейная пара: ему за семьдесят и ей к семидесяти. Так я и вернулся на родную фабрику. Сначала даже не оформлялся, думал, что отвык уже весь день точить. А потом оформился снова и привык опять. Старики ушли со временем, а я остался один.

- Токарные станки сейчас такие же, как и в те годы, когда вы начинали?

- Да, конечно, это они же и есть. Им может быть "сто лет в обед", как говорится. Еще раньше, до изобретения электричества, токарные станки были с маховиками. Огромный и тяжелый маховик разгоняли при помощи ножной педали, и получалась большая тяга. Чем-то они напоминали старые швейные машинки с педалями. Еще Петр Первый на таких станках фигуры для шахмат точил. Конечно, таких старинных станков на фабрике уже не было, когда я первый раз сюда пришел. Наоборот, было даже больше автоматизации, чем сейчас. Была циркулярная пила, электрический колун, обдирочный станок. Сейчас это все я вручную делаю.

- Какой нужен набор стамесок для изготовления матрешки?

- Нужна обдирочная черновая трубка, косячок, отрезка. Все они задействованы. Стамески сам оттачиваю. Лезвие делается из самокала Р-18 - это была редкая хорошая сталь. Все мои стамески еще с тех пор мне служат. Когда истешится лезвие, можно заточить и дальше использовать. Стамески делаются по типу богородских ножей, хотя там побольше фасочка и их на пасте ГОИ доводят.

- Я смотрю, стамески очень острые, а вал вращается у станка быстро. Выглядит довольно опасно. Как тут мастеру избежать порезов?

- Конечно, есть техника безопасности. Должны быть определенной формы ручки у стамесок, определенная яркость освещения в мастерской. Все равно я резался много раз. Весь шитый, можно сказать. Даже на лице зашивали у меня в трех местах, не говоря уже о руках. И резался-то я уже когда был специалистом, а не простым учеником. Так что это довольно опасная работа. Все токари получали, небитых никого не было. Помню случай, когда приехали туристы из Японии посмотреть, как токарь матрешку делает. Поставили ученика не очень опытного, он и порезался прямо перед японцами. Они все его "спасать" бросились, палец забинтовывать.

- А материал для матрешки какой используется?

- Я точу из осины, липы, но чаще из ольхи. Хорошо подходят мягкие лиственные породы. Хвойные не годятся, потому что из них выделяется смола и текстура другая. Береза тоже используется. Из нее, нарпример, я точу маленькие куколки, потому что она тверже. В общем, материалом является обычная чурка. Рядом со станком у меня стоит пень, и я на нем колю ее обычным топором. Потом я вручную затесываю заготовку на глаз под размер патрона токарного станка. Раньше у нас для этого были приспособления всякие, но теперь все вручную. Дальше я забиваю молотком заготовку в патрон станка и обрабатываю.

- Дерево как-то сушить надо, прежде чем точить?

- Да, желательно высушить. Сушится дерево в зависимости от температуры и погоды. По правилам положено сушить пару лет, хотя на практике редко так долго сушат. Так сушили раньше, когда дерево поступало вагон за вагоном, что называется. А потом стало хуже с материалом. Было время, когда просто "с колес" работали. Привезут мороженое дерево, значит делаем из мороженого. Сырое - значит сырое. Я уже могу прикинуть, как с сырым материалом обходиться. Выточу донышко, на батарею положу и вижу насколько оно изменило размер. Сушить надо для того, чтобы матрешка не поменяла размер потом, когда высохнет. Вот в резьбе по дереву очень важно, чтобы полностью сухое было дерево. У нас не так строго с этим, просто легче работать с сухой древесиной.

- В чем главное отличие Сергиево-Посадской матрешки от других матрешек?

- Я считаю, что она самая качественная. У горьковской или нижегородской матрешки техника изготовления прямо противоположная нашей, загорской. Каждая кукла матрешки состоит из двух частей: из донышка и головы. Я сначала натачиваю донышки, а потом только голову, а они, наоборот, сначала голову делают. Донышко обязательно потом изменит размер, усохнет немножко. И вот у них часто выходит, что кукла плотно не закрывается, матрешка разваливается. А у меня никогда не разваливается, потому что я сначала делаю донышко, а потом голову под него. Одно время на вернисаже не хватало наших матрешек, и мы брали горьковские. И вот только и клеим их без конца, шкурим, доделываем, до ума доводим. Еще горьковские матрешки головастые по форме. Меня иногда просят выточить головастую, а я не могу такую сделать. Почерк уже выработался. Могу одну-две подделать, а потом опять поехал по-старому. Разница есть и в рисунке.

- Сколько кукол должно быть в настоящей Сергиево-Посадской матрешке?

- Раньше было строго определено несколько видов матрешки: двоечка-двухместная, троечка, четверочка, пятерка и шестерка. Надо учесть, что раньше фабрика была с техотделом, худсоветом и так далее. Размеры каждого вида матрешки были строго определены - ни шага вправо, ни шага влево. Сейчас уже свободы больше, фанатзируй как хочешь. Бывало делали 25-местные матрешки. Самой ходовой является пятиместная матрешка. Кроме матрешек делали также богатырей под шкалик. Сувениры были под четвертиночку, под водку, под шампанское. Всего было четыре вида. Открываешь такой деревянный футляр, а там внутри презент: шампанское, четвертинка или коньячок.

- Много иностранцев приезжают в Сергиев Посад посмотреть на процесс изготовления матрешки?

- Из Азии много приезжает. Сейчас сорок человек китайцев приедет. Стали они ездить лет пятнадцать назад. Америка, Канада, Франция, Германия тоже приезжают, но японцев и китайцев больше. Кстати, матрешка имеет отношение к Азии, в частности к Японии. Одним из прообразов русской матрешки считается игрушка с японского острова Хонсю. Это деревянная фигурка старца, внутри которого находится фигурка поменьше и так далее. Матрешка еще и произведение искусства, ведь ее рисовали Васнецов, Малютин - известные художники.

- Будет ли в Сергиевом Посаде продолжатся традиция выточки матрешек, есть ли у вас ученики?

- Ко мне обращались неоднократно с просьбой стать моим учеником. Это неблагодарный труд. Главная проблема заключается в том, что ученики быстро теряют интерес. В Хотьково были ученики. Неделю поучились и бросили. В Абрамцево тоже ездил, в Богородское ездил. Был случай, когда один день поработал ученик и сбежал. Конечно, были и те, кто задерживался и на год и больше. У них в принципе получалось, но и они ушли. Вторая проблема заключается в маленькой оплате труда. Молодежи хочется ведь и съездить куда-то и одеться и машину купить. Это у нас в молодости была мечта купить мопед, а сегодня другие запросы. Раньше у нас в городе было три фабрики, где вытачивали матрешки, не считая еще институт игрушки. Нужны дотации, наверно.

Все равно мне приятно, когда ребятишки на экскурсию приезжают, чтобы посмотреть, как нарождается матрешка. Многие ведь думают, что это штамповка, а оказывается целое ремесло. Вот отзывы пишут, а мне бальзам на душу, когда читаю.

Внука я сейчас уговариваю. Ему скоро будет пятнадцать. Я ему говорю: «давай я тебе станочек поставлю рядом, будешь как я в пятнадцать лет начинать матрешки точить». Он вроде не против. Он, например, летом уже приходит ко мне помогать убираться в мастерскую, так что скоро поставлю его за соседний станок - пускай учится. Так что, будем надеется, что традиция продолжится.

Поделиться