Александр Зарубин: «В моделировании из спичек процесс успокаивает, а результат – радует»

Герои Подмосковья
Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Александр Зарубин из Сергиева Посада увлекается созданием моделей церквей и других архитектурных сооружений из спичек. В этом году уменьшенная копия колокольни Троице-Сергиевой лавры мастера заняла третье место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» на конкурсе «Таланты России», проходившем в Третьяковской галерее в Москве. Годом ранее модель суздальской Преображенской церкви попала в Книгу рекордов мира «Интеррекорд» и вошла в Реестр рекордов России.

Александр, с чего началось ваше увлечение?

– Моделированием я увлекаюсь с детства. Начинал с пластиковых моделей для склеивания. Позже, когда служил на Дальнем Востоке, с моделями из пластика стало тяжеловато, поэтому увлекся моделированием из бумаги. Покупал журналы «Левша», вырезал из них трафареты и клеил. Когда появился интернет, начал брать образцы из сети.

После того, как сделал свою самую большую работу – дракона, понял, что в бумаге всего уже достиг, и нужно переходить на что-то новое. Однажды супруга то ли в шутку, то ли всерьез, предложила мне использовать для моделей спички. Я попробовал и втянулся.

Однажды я решил сделать макет деревянной Преображенской церкви из Музея деревянного зодчества в Суздале. Эта работа впоследствии попала в книгу рекордов «Интеррекорд» в качестве декоративного ночника. Из спичек часто строят деревянные церкви, но почему-то никто раньше не додумывался совместить их с электричеством. В церкви загорается свет, открываются двери и ставни окон. Я вообще стараюсь придумывать подвижные элементы. Дольше всего возился с куполом, который составил из головок спичек.

Супруга попросила также сделать ветряную мельницу из спичек по картинке, которую она нашла в интернете. Внутри мельницы установлена батарейка, поэтому крылья вращаются, зажигается маленький светодиод. Теперь супруга хочет, чтобы я смастерил действующую водяную мельницу.

Какие модели вы делали из бумаги?

– Из бумаги делал собор в стиле Гауди, Железного человека и многое другое. Если набрать в интернете «моделирование из бумаги», высветится много разных вариантов, из которых можно выбрать то, к чему душа лежит. Самую большую работу – дракона я собирал около года. Фигура состоит из множества деталей, которые вырезаются из обычных листов А4. Для твердости я склеивал их между собой по два. Внутри модели нет каркаса. Самым сложным в работе над драконом было собирать зубы.

– Вы делаете предварительные эскизы, перед тем как выкладывать изделие из спичек?

– Да, беру фотографию и потом черчу с нее эскиз, рассчитываю размеры, чтобы примерно совпадали пропорции. Есть стремление приблизиться к оригиналу. Когда делал колокольню Троице-Сергиевой лавры, взял чертежи оригинала высотой 88 метров, уменьшил в два раза, а потом перевел в сантиметры. Колокольню собирал около восьми месяцев. На ярусах звона подвешивал колокольчики из спичек. Самое сложное было придумать механизм, чтобы колокола двигались в разные стороны. В этой работе, как и в остальных, не использовал ничего, кроме спичек и клея.

В основном образцом в творчестве мне служит православное зодчество, но иногда и просто красивые здания, которые мне нравятся. Причем в оригинале здания необязательно должны быть деревянными. Например, я делал из спичек китайскую пагоду, Эйфелеву башню. В данный момент собираю собор Нотр-Дам де Пари.

Колокольню Троице-Сергиевой лавры я выставлял в Третьяковской галерее на Крымском валу на выставке «Таланты России». Съехалось около пятисот участников из двенадцати стран, было представлено более тысячи работ. Могли участвовать как профессионалы, так и любители. Кто-то выставлял картины, кто-то – вышивку из бисера, кто-то – резьбу по дереву. Направления творчества были самые разные, хотя подобных моделей из спичек на выставке я не встречал.

– Насколько сейчас распространено увлечение моделированием из спичек?

– В интернете выложено много фотографий изделий разных моделистов. С другой стороны, один мой товарищ, который занимается этим хобби с шестнадцати лет, долго и почти безуспешно искал моделистов-единомышленников. Он создал свой сайт по обучению моделированию из спичек, и, насколько я знаю, дело это почти не двигается. Товарищ, правда, создает в основном маленькие панно: домики, лодочки и тому подобное. Такие миниатюрные работы можно изготовить в течение одной-двух недель, они доступны даже детям.

За рубежом, например, в Америке, моделирование довольно хорошо развито. Некоторые моделисты создавали уникальные вещи, которые попадали в Книгу рекордов Гиннеса. Например, есть увлеченный мастер, который сделал в специально арендованном ангаре настоящее железнодорожное депо в натуральную величину. На это у него ушло более миллиарда спичек и пятьдесят лет жизни.

– У вас есть в планах сделать что-то подобное по масштабам?

– Пока не задумывался. Моделирование я всегда рассматривал просто как увлечение. Клеил спички в свободное время, чтобы как-то отвлечься от работы. Для меня стало большой неожиданностью, что моя суздальская церковь попала в книгу рекордов мира и в реестр рекордов России.

Супруга однажды шутки ради предложила мне подать заявку на рекорд в интернете. Сначала я написал в Книгу рекордов России, но там сразу пришел отказ. Их больше интересуют достижения в духе «быстрее, выше, сильнее», то есть в основном спортивные рекорды или что-то связанное с едой, например, если кто-то выпек самую большую буханку хлеба.

После этой заявки ко мне обратились из «Интеррекорда» и попросили прислать более подробную фотографию церкви с подсчетом количества спичек. Мы с супругой, наверное, часа два считали спички, снимая процесс подсчета на видео. Все это мы делали ради юмора и даже не думали, что сумеем чего-то добиться. Месяца через три пришел ответ, что работа принята. Позже нас также внесли в Реестр рекордов России.

Когда я сделал Эйфелеву башню в миниатюре, попробовал подать ее на рассмотрение и в Книгу рекордов Гиннеса. Мне пришел ответ, что после событий на Украине, они с нашей страной не работают, а мой аккаунт немедленно заблокировали. Кстати, с Эйфелевой башней я возился довольно долго. Сложно было клеить маленькие щепочки. Спички расслаивались, то трескались, то терялись, так что приходилось часто начинать все заново.

После того, как мои работы отметили, появилось желание поучаствовать и победить в конкурсах-выставках, особенно после того, как меня признали профессиональным художником. Сейчас, например, проводятся выставки от Союза профессиональных художников России, где участвуют авторы из более пятидесяти стран. Я подал заявку, и теперь жду зимы, когда будет подведение итогов.

– Вы получали художественное образование?

– Нет, хотя мой дед был профессиональным художником. Он пытался в детстве привить мне художественные навыки, но его методы были очень жесткими. Если не так руку поставишь, не так линию проведешь, тут же получал розгой по рукам. Постоянно приходилось выслушивать упреки, что надо рисовать ровнее, чаще тренироваться. В итоге желание рисовать отбилось напрочь.

На мой взгляд, из бумаги и из спичек делать модели довольно легко даже и тем, у кого нет художественных навыков. Самое главное – это усидчивость и желание. Многие свои работы, которые уже не помещались на полках дома, я относил на работу или дарил друзьям. По моему примеру они и сами пробовали клеить несложные вещи, и получалось довольно неплохо.

Я считаю, что из бумаги сможет склеить фигуру даже и ребенок, тем более, что я и сам начинал этим заниматься лет, наверное, с девяти. В интернете сейчас можно найти очень подробные инструкции, где и как правильно сгибать и клеить элементы.

– А другие материалы вас интересовали, например, глина или пластилин?

– Да, в детстве любил лепить из пластилина, но чтобы делать что-то объемное и большое его нужно очень много. Мои родители были не столь богатыми, чтобы покупать без конца коробки пластилина, а вот бумаги всегда было достаточно.

Сейчас хочется совместить витражное стекло и спички. Стекло стоит довольно дорого, тем не менее, хочу попробовать украсить изделия витражным рисунком, чтобы он бросал цветные тени. Стекло можно также в окошки вставлять, особенно, если речь идет о католических храмах или криптах, которые в оригинале, как правило, украшены витражными рисунками.

– Вы думали делать из спичек не только архитектурные модели?

– Пока не думал. Архитектура легче в том смысле, что стены геометрически прямые, а сделать животное или что-то другое сложнее из-за округлых форм. Многие мастера, которые собирают модели из спичек, сначала создают шаблон из фанеры или картона, а потом уже этот шаблон обклеивают спичками. Получается более ровно, и сам процесс идет быстрее, но меня эта техника не прельщает. В моих моделях внутри нет ни бумаги, ни картона, никакой другой основы. Чтобы все выходило ровно, работаю с уровнем, постоянно измеряю и поправляю. Можно подровнять шкуркой, либо ножичком подрезать, если сильно уводит наклон стенки.

– Пробовали расписывать работы?

– В свое время я попробовал покрасить Железного человека из бумаги, но в результате, увы, пропал весь шарм материала. Железный человек стоял у меня на работе среди других бумажных моделей. Все смотрели на нераскрашенные домики, мотоцикл и другие работы, а на Железного человека никто внимания не обращал. С виду его можно было принять за простую пластмассовую игрушку. Только если я сам говорил о том, что он из бумаги или предлагал потрогать, у людей появлялся интерес.

Также и со спичками, с одной стороны, раскрашенное изделие вроде бы смотрится красивее, но, с другой стороны, естественный антураж материала теряется. Наверное, поэтому и появилось желание попробовать добавить витраж, чтобы придать спичкам натуральный оттенок.

– Что для вас самое сложное в моделировании из спичек?

– Самое сложное, наверное, это решиться начать. Одно дело посмотреть красивые примеры в интернете, другое – когда начинаешь проектировать, рисовать чертежи. Тут и возникают сложности. Подготовительные работы, поиск размеров, для подгонки изделия под оригинал – это даже сложнее, чем сама сборка из спичек.

Сам процесс склеивания спичек меня успокаивает. Как-то отвлекаешься от всех проблем, все остальные мысли уходят. Когда смотришь на уже готовое изделие, и все получилось – душа радуется. Так что в моделировании из спичек процесс успокаивает, а результат – радует.