Анастасия Голенева: «Кукла должна ожить в руках мастера»

Герои Подмосковья
Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Анастасия Голенева – мастер текстильных кукол из поселка Черкизово Пушкинского городского округа. Анастасия создает авторских персонажей из ткани и проводит мастер-классы, с помощью которых по готовым лекалам любой человек сможет воссоздать образец. За восемь с половиной лет увлечения ремеслом Анастасия сделала более 200 уникальных персонажей из текстиля. Творческое хобби со временем переросло в профессию и настоящее семейное дело.

– Анастасия, как началось ваше увлечение текстильными куклами?

– Я много лет работала на швейном производстве. Была конструктором, модельером, технологом, заведующей производства. Потом у нас родился второй сын, и я ушла с работы. Мы продали квартиру, купили дом в Черкизово. В общем, жизнь перевернулась, и я искала, чем заняться.

Начала шить кукол просто как хобби. Поскольку по образованию я художник, сразу стала работать над поиском своего стиля. Сначала шила авторских лошадок, а потом перешла на кукол. Первый год просто продавала кукол, а потом начался этап творческих онлайн-конференций. Творческие конференции дали нам хорошую базу по аудитории.

В дальнейшем я выросла из формата двухчасовых мастер-классов, и мы создали свой сайт, где я стала давать мастер-классы уже более качественно и обстоятельно. Это было восемь с половиной лет назад, когда онлайн-школ было еще мало. У меня большой производственный опыт, поэтому я умею хорошо объяснять. Этот навык очень пригодился.

– Вы изначально хотели проводить именно онлайн-курсы?

– У меня был маленький ребенок, так что выбор был очевиден. Кроме того, на живые мастер-классы к нам в деревню не каждый поедет, а техника сама по себе достаточно долгая, поэтому онлайн вариант удобнее.

– Как вы искали свой стиль и как бы описали своих кукол?

– Я стремилась быть в куклах ни на кого непохожей. Даже запретила себе смотреть на работы других мастеров и художников, до всего доходила сама. Кстати, и человек, который проходит мои курсы, учится делать одну конкретную куклу, но не научится быть художником. Чтобы стать художником в этой сфере надо идти своим путем: учиться техникам, анатомии, скульптуре, получать базовые знания. У меня такие базовые знания были, поэтому и ушла в текстиль, так как хорошо знаю материал.

Сложно описывать своих кукол, но, наверное, есть в них что-то фантазийное или мультипликационное. Куклы немножко сказочные, чудаковатые. Например, крыса Шушера вроде страшная, но, в то же время, симпатичная и душевная. Год от года я усложняю кукол, появляются какие-то дополнительные элементы и линии. Прокачиваю себя в рисунке, ведь все начинается с эскиза. Моя любовь к графике сказывается и на куклах. Они получаются с графичными линиями и силуэтами.

– Пробовали другие стили и материалы?

– У меня был долгий путь к куклам. Я красила мебель, увлекалась декупажем. Однажды я попробовала делать чулочные куклы, но мне не понравились ни сама техника, ни то, что получается. У меня был тогда сложный период в жизни, и, чтобы отвлечься, начала шить. Текстиль меня увлек.

Из текстиля можно делать что угодно, если подойти с умом. Мы делаем из него даже кукольную мебель, например, кресла. Но мне больше интересны не интерьерные вещи, а именно персонажи. Я очень люблю рисовать глаза, и всегда начинаю эскиз с глаз. Если я поймала выражение глаз и характер, то кукла действительно получилась. Кукла должна ожить, нести какие-то чувства.

Сама кукла полностью сделана из текстиля, никакой основы внутри нет. Редко делаю каркас. Использую проволоку, только если у персонажа тонкая шея. А вообще ткань становится жесткой и хорошо держит форму, так как накладывается много слоев клея. Глаза – это тоже ткань под лаком. Людям и нравится, что ничего кроме ткани не требуется: ни пластик, ни стекло. Обычная бязь очень дешевая. Основная аудитория моих мастер-классов – это пенсионеры, и им нравится, что для хобби не нужно особых вложений.

Я пробовала и другие материалы, например, пластик, но когда я куклу слепила, поняла, что она получается мертвой. Мне понадобилось бы много лет, чтобы найти себя в этом материале. Работать с текстилем мне легче, хотя для кого-то удивительно, как таких сложных кукол можно сделать из ткани.

– У вас есть разные серии персонажей?

– Уже третий год мы выходим на выставки «Искусство куклы» и «Арт-зону». «Арт-зона» предполагает не просто собрать всех кукол, которых сшили за год, а проект на определенную тему. Первый год у меня были насекомые, в прошлом году –раки и скорпионы, а в этом году – рыбы и посетители аквагалереи. В следующем году, уйдем, наверное, в китайскую тему драконов.

Образы животных легче стилизовать, чем людей. Мне интереснее взять скорпиона, посмотреть на него в интернете, разложить по деталям и нарисовать свое представление. В прошлом году я принимала участие в выставке « Мой космос» секции авторской куклы ТСХ ДПИ в Музее Космонавтики. Музей выкупил моего скорпиона, и он теперь находится в фондах.

Персонажи – это в основном животные, но антропоморфные и в одежде. Наверное, образование сказывается – я ведь модельер и люблю продумывать и шить костюмы. Особенно интересно делать обувь и разнообразный крой штанов. Штаны у всех кукол разные, несмотря даже на то, что у дамы они могут быть скрыты под юбкой. Это не всегда ретро-образы. Кукла интерьерная, поэтому она должна органично смотреться в современной обстановке. По этой причине ткани использую иногда интерьерные, портьерные.

– Намеренно используете сдержанные цвета?

– Да. Я использую роспись акриловыми красками, а если делать открытый акрил и яркие цвета, то получается немного детский вариант. В моем представлении такая кукла будет смотреться дешево. Сначала делается цветовая подложка, которая усложняет цвет. Роспись идет лессировкой через наслоение цветов, которая тоже усложняет фактуру.

– Чем хорош текстиль как материал с точки зрения мастер-классов?

– Текстиль позволяет сначала все полностью нарисовать на эскизе и легко переводить на ткань. Думаю, что хороший отклик на наши мастер-классы идет, в том числе, потому что люди боятся сами рисовать. Не умея рисовать, изобразить даже какие-то простейшие вещи сложно. А я предоставляю полностью готовые лекала и трафареты. То есть участники мастер-класса накладывают на рисунок ткань, все переводят карандашом, и у них в итоге получается точно такая же кукла, как у меня. Все складывается как пазл. Этого невозможно добиться, например, в пластике.

Ученики чувствуют себя комфортно, потому что все заложено в лекалах, и не надо бояться, если что-то не получится. Они просто получают удовольствие без лишних переживаний. Тот, кто прошел уже несколько мастер-классов, иногда комбинирует выкройки, что-то дорабатывает, но это по желанию.

Многие ученики со своими копиями кукол участвуют в выставках и конкурсах. Мы только приветствуем это, и даже разрешаем официально продавать такие работы, только с указанием, что кукла сделана по мастер-классу. Масштаб куклы легко варьируется. У меня была ученица, которая сделала куклу трубочиста для своего кафе в человеческий рост, хотя в оригинале ее размер около 70 сантиметров. При уменьшении или увеличении все пропорции сохраняются.

– Что вас вдохновляет на создание образа?

– Сначала смотрю на реальные изображения животного, а потом творчески перерабатываю, стилизую. Иногда образ приходит спонтанно. Например, приехала на дачу, взяла блокнот, и нарисовался одуванчик. Также было с Черной курицей. Сначала нарисовала глаз, потом добавила клюв, а потом поняла, что это курица. Вспомнила сказку «Черная курица или подземные жители». Вот так она и родилась. Если бы мне девять лет назад сказали, что я буду делать таких сложных кукол, сама бы не поверила.

Мастер-классы мне были интересны и как более активная деятельность. И, кстати, это хорошо прокачивает, потому что надо каждый раз нарисовать что-то новое. Вот уже девятый год постоянно делаю новый эскиз, и это хорошо развивает фантазию. Хочешь не хочешь, а ты должен, ведь у нас это уже не хобби, а работа. Вся наша семья вовлечена в общее дело. Муж занимается продвижением, сайтом, бизнес-процессами. Он взял на себя техническую сторону, а я – творческую. Старший сын монтирует видео, отвечает на письма.

– Кто ваша основная аудитория?

– В основном женщины от 45 лет. Мужчин мало, зато они классно шьют. Есть костяк, который уже девять лет с нами. В мастер-классах участвуют люди из разных стран. Большинство – русскоязычные, но есть несколько участников, не говорящих на русском языке, например, из Бразилии. Они покупают мастер-класс и смотрят то ли через переводчика, то ли без перевода – настолько, видимо, все наглядно.

– Бывает ли, что кукла не получается?

– Наверное, такого не было, потому что я сначала рисую эскиз. Если делаю сложную куклу, и получается не так, то всегда можно переиграть, изменить, что-то утянуть, доклеить, переделать, то есть кукла вылепливается все равно по деталям. Есть, правда, эскизы, до которых пока не дошли руки.

– Вы говорили, что в ваших куклах есть что-то из мультфильмов, а у вас не было опыта сотрудничества с мультипликаторами или кукольными театрами?

–Был однажды запрос из театра, но как-то не сложилось. Наверное, я не умею работать на заказ. Школа позволяет делать то, что хочу, ни перед кем не отчитываться. Здесь у меня полная свобода творчества, хотя и в каких-то рамках. Все равно учитываю, какой персонаж будет более коммерческим, а какой совсем не пойдет.

Например, мне предложили сделать египетского Анубиса, но загробная тема не сильно радует, и в доме его не очень хочется иметь. В то же время, мы шили Бабу Ягу, Кикимору, Кощея и все они получились очаровательными. Главное, чтобы персонаж изначально в своем образе не нес какого-то негатива.

– Что вы посоветовали бы начинающему художнику, чтобы найти свой стиль?

– Надо просто заставлять себя работать и «бить по рукам» – запрещать подражать кому-либо. Когда человек на базе кого-то начинает делать мастер-классы и вообще повторять за кем-то, он сам тормозит свое развитие. То есть на себе, как художнике, ставит крест. Да, в живописи учатся через копирование мастеров, но в моей технике копировать авторский стиль точно нельзя. Таким образом, можно лишь научиться работе с тканью, хотя секретов работы с тканью не так много. Если есть желание самому стать художником, надо прокачивать базовые навыки.

Нужно пробовать и искать. Я целенаправленно искала линии, но у меня, правда, был опыт: в институте уже был ярко выраженный авторский стиль в рисунке. Просто так ничего не приходит. У меня это было девять лет труда и до этого еще соответствующее образование. Здесь, наверное, работает правило десяти тысяч часов: чем больше работаешь, тем больше получается. И главное, чтобы эти часы были осмысленными и направленными на творческое развитие.