Андрей Николаенко: «Цель моей книги – вызвать полемическую дискуссию»

Герои Подмосковья
личный архив Андрея Николаенко

Фото: [личный архив Андрея Николаенко]

Летом 2021 года вышла книга Андрея Андреевича Николаенко «В поисках волока на Ламе. Записки краеведа». Многолетние изыскания, работа в архиве и анализ литературы по истории привели исследователя к неожиданным выводам. Андрей Андреевич уверен, что традиционные трактовки основания и ранней истории Волоколамска подлежат основательному пересмотру. О своем исследовании Андрей Андреевич рассказал порталу «Подмосковье сегодня».

Андрей Андреевич, что вас связывает с волоколамским краем, и что послужило основанием для написания книги?

– Все начиналось с походов по междуречью рек Волошня и Лама. Здесь расположен дом моей супруги, и именно в этих местах традиционная история города предполагает наличие древнего волока, давшего название Волок Ламский. Считается, что гидроним Волошня происходит от слова «волок». Я, как и все, считал, что судовой волок где-то здесь был, но где точно, за давностью лет, неизвестно. То есть проблема в локализации волока на местности.

В поисках подсказок я взялся за летописи. Выводы, которые я не мог не сделать, меня озадачили. Дело в том, что контекст летописных сообщений не дает представления о том, во-первых, в каком толковании следует использовать слово «волок», во-вторых, топоним Волок, за редким исключением, используется без дополнительного поясняющего определения и, в-третьих, летописи не содержат даже намека на существование водного маршрута через Волок Ламский.

– То есть, вы хотите сказать, что в большинстве случаев Волок летописных сообщений не имеет географической привязки, а значение самого слова «волок» неопределенно?

– Совершенно верно! И из такой констатации абсолютно логично вытекают два вопроса. Почему из множества значений слова «волок», для прочтения летописных сообщений ранней истории города принято следующее: место, где посуху между реками перетаскивают суда. И почему те или иные события на безымянных Волоках летописей привязаны к Волоку Ламскому. С этих вопросов и началось мое исследование.

– К каким еще замечаниям, выводам вы пришли?

– Исследование, согласно возникшим вопросам, пошло по лингвистическому и по историческому направлениям. Думаю, что у читателя вызовет интерес этимология гидронимов Волошня и Лама. Следует отметить, что гидроним Волошня и слово «волок» этимологически не связаны, не имеет никакого отношения к процессу волочения и гидроним Лама.

Раскрыты этимология и толкование слова «волок». Как я уже говорил, это слово очень многозначное. Мне кажется, нет, я уверен, что слово «волок» в ранней истории государства значение места, где посуху между реками перетаскивают суда, не имело. В смоленских грамотах середины XIII века совершенно очевидно сказано, что волок – это сухопутье между реками, по которому на телегах перевозят грузы, товары. Именно это значение, при отсутствии других, и следует использовать при чтении источников о событиях той поры.

Помимо этого, на планах генерального межевания времен Екатерины Великой, под Волоколамском и Рузой, отмечены несколько топонимов производных от слова «волок», и во всех этих случаях говорить о волоке судов не приходится. А это значит, что использование «волоковой» топонимики как «маркера» судового волока, как это сложилось в работах историков, неправомерно.

– Значит, под Волоком Ламским суда не перетаскивали?

– Увы, нет. Я полагаю, что сказ о новгородцах, переволакивающих под городом суда, возник не ранее XVIII века. Тогда более позднее значение слова «волок», то есть места, где перетаскивают между реками суда, было использовано при чтении летописей. Сказ возник как объяснение слова «волок» в топониме Волок Ламский, объяснения современного.

На самом деле, подобное явление не редкость. Как правило, топоним либо неправильно понимают, переводят, либо переозвучивают на русское произношение с приобретением нового значения. Хрестоматийный пример: гидроним Яхрома, с языка родственного финскому и эстонскому, переозвучили на русский как «Я хрома», и под этот новый смысл придумали сказ о некой царице, вывихнувшей ногу при переходе реки.

– Что нового удалось выяснить по историческому направлению исследования?

– Историки, небезосновательно, стараются не привязывать какие-либо события к определенным населенным пунктам, ранее, чем этот пункт не упомянут в источниках. Таким образом, годом основания города считается год его первого упоминания. Своя логика в таком подходе есть. Но… Как я уже говорил, за редким исключением, топоним Волок в источниках используется без дополнительного определения, позволяющего понять, о каком Волоке идет речь. Упомянуты Двинский и Ламский Волоки. Контекст многих событий говорит, что должен быть и Волок Мстинский, но он не упомянут, и его как бы нет.

Как следствие, историческая литература проблему локализации безымянных Волоков пытается разрешить без использования Волока Мстинского. Это хорошо видно по литературе, посвященной новгородской берестяной грамоте 724, и новгородским договорным грамотам. В последнем случае считается, что события происходят на Волоке Ламском. Это приводит к очевидным противоречиям. Их можно разрешить признанием существования в событиях новгородских договорных грамот другого, нежели Ламский, Волока.

Я полагаю, что в грамотах речь идет о Волоке Мстинском, который располагался в верховьях рек Мста, Тверца и Медведица. А это значит, что многие события, традиционно приписываемые Волоку Ламскому, на самом деле происходили на Волоке Мстинском. В частности, из истории нашего города «уходит» существование экстерриториальной новгородской волости в Ростово-суздальских землях с центром в Волоке Ламском.

– Получается, история города должна претерпеть значительные изменения?

– Да, я думаю так. Свое видение я изложил в книге.

– Как вы относитесь к дискутируемому в последние годы вопросу основания города при Ярославе Мудром?

– Традиционно считается, что город основан, по первому упоминанию в 1135 году. К сожалению, доказательств этому я не нашел. Контекст летописного сообщения этого года уточнений, о каком Волоке идет речь, не содержит. Первое летописное упоминание Волока Ламского содержится в сообщениях 1177-1178 годов.

Вместе с тем, в Волоколамском Патерике говорится, что город основан при Ярославе Мудром. Это утверждение не противоречит сообщениям источников, поддерживается археологическими находками последних лет. Я полагаю, наш город лет на сто старше, чем принято считать. Проблема в том, что нет конкретной даты, с которой следует вести отсчет.

– У вас есть историческое образование? Нужны ли были навыки работы с летописями?

– У меня высшее образование, но не историческое – я инженер. Использованные источники давно уже опубликованы, более того они и большая часть литературы по теме есть в интернете. Наверное, самая значимая летопись, Лаврентьевская, есть в отсканированном виде. Всегда есть возможность посмотреть оригинал. Словари также есть в сети.

В книге предпринята первая попытка собрать в одном месте материалы источников, частью разбросанных в литературе и скрытых за цифрами ссылок, большей частью не использовавшихся, посему все цитаты, летописные и словарные статьи даны в полном объеме. Сделано это намеренно, поскольку выводы исследования противоречат сложившимся представлениям об истории города и для того, чтобы книга стала «читаемой» без необходимости посещения архивов, библиотек и интернет-сайтов для всех, кто станет изучать вопросы волоков и истории Волоколамского края. Основания же для моих аналитических комментариев и рассуждений будут открыты, предположения и выводы могут быть приняты или подвергнуты критике.

– У вас уже прошла презентация книги в библиотеке Волоколамска. Как местные краеведы отнеслись к вашей теории?

– Проблема в том, что инерция традиционных представлений, чего бы они не касались, страшная консервативная сила. Она давит любое инакомыслие. Более всего я опасаюсь, что исследование будет молчаливо проигнорировано. Более всего я бы хотел вызвать полемическую дискуссию. Я далек от представления, что смог сразу раскрыть реально существовавший ход событий. Это гипотеза, а, значит, она может быть в какой-то части поддержана, в какой-то подвергнута критике.

– Где можно приобрести или прочитать вашу книгу?

– Желающие купить книгу могут связаться со мной по почте annibooks@yandex.ru. Также экземпляры книги есть в библиотеке Волоколамска, в Исторической библиотеке и Ленинской библиотеке (РГБ) в Москве.