Артем Садков: «Надеюсь, Бамбуковый город вдохновит людей на творчество»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Артем Садков – молодой мастер из города Химки, который вот уже более двух лет возводит у себя в квартире настоящий город из палочек от бамбуковых салфеток. По словам нашего героя, на сегодня из этого материала никто больше не создает подобных сооружений. Среди его изделий башни со сложными винтовыми лестницами, мельницы, самолеты, мосты и многое другое.

– Когда вы начали создавать Бамбуковый город?

– Я занимаюсь возведением города из бамбука уже два с половиной года. Самое первое сооружение появилось в январе 2014 года. Во время каникул я смастерил свой первый теремок, еще не предполагая, что за ним последуют другие. Делать было особо нечего, и я возвел второй дом. После второго сооружения захотелось сделать третье и на этом закончить. Однако остановиться так и не удалось, и за первыми постройками стали появляться новые. Когда количество домов дошло до определенной цифры, появилась идея создать целый город. Всего у меня сейчас порядка двадцати отдельных сооружений. Так как изначально я создавал независимые друг от друга дома и не знал, буду ли продолжать дальше, то пришлось существующие постройки как-то объединять в единое целое. Новые сооружения я уже нацеленно создаю под вырисовывающуюся общую картину.

Сейчас у меня уже готова примерно половина города. Все постройки я придумываю сам. Конечно, я использую какие-то известные архитектурные приемы, но в целом, все эти постройки взяты исключительно из моей фантазии. Многие архитектурные элементы получаются у меня сами собой, интуитивно. Иногда я сверяюсь с фотографиями, чтобы, например, понять общий принцип того, как устроена ветряная мельница или локомотив поезда.

В Бамбуковом городе уже есть вокзал, железнодорожный мост, дозорная башня, лифт, водонапорная башня и другие постройки. Город сейчас состоит из двух частей, и на данном этапе я делаю сооружения для третьей части. Для нее уже готова водяная мельница с крутящимся колесом, а также первый участок канатной дороги, которая будет проходить почти через весь город. На данный момент я занимаюсь сооружением фуникулера, который тоже будет относиться к третьей части города. Туда же я помещу воздушный шар. Кстати, шар было сделать довольно затруднительно, поэтому вышло немного кривовато. Думал сначала сделать несколько шаров, но боюсь, что терпения у меня не хватит. Правда, когда я делал самолет, тоже думал, что одним ограничусь, а потом все-таки сделал еще и второй.

– Почему вы выбрали именно бамбук в качестве материала?

– Я принципиально использую только бамбук, поэтому и называю свой проект «Бамбуковый город». Вообще для подобного творчества чаще всего используют спички. Я тоже первое время пробовал делать сооружения из спичек, но потом рискнул сделать что-то из бамбуковых салфеток. Я обратил внимание, что мастерить из бамбуковых палочек на самом деле проще, потому что они шире спичек. Размеры каждой палочки варьируются от четырех до шести миллиметров. Как ни странно, я выяснил, что бамбук почти совсем не используется в качестве материала для моделей. Единственное, я встречал отдельных мастеров, которые делают из бамбука шкатулки, но я не видел, чтобы кто-то делал из этого материала города подобные моим.

Еще один плюс бамбука в его дешевизне, это делает мое увлечение не сильно затратным. Когда у меня было всего несколько сооружений, ненужные бамбуковые салфетки мне отдавали знакомые, а когда я понял, что мне понадобится больше материала для дальнейшей стройки, я стал покупать бамбуковые салфетки в «Ашане». Раньше они стоили тридцать рублей, сейчас – пятьдесят. При покупке стараюсь подбирать прямые палочки, хотя я нахожу применения и для корявых: разрезаю и пускаю их на тонкие элементы вроде перил для лестниц.

Картон я и вовсе не покупаю, а прошу ненужные коробки в магазине. Получается, что самое дорогое в деле – это клей. Недавно, кстати, израсходовал тюбик клея, его хватает где-то на год. Для мелких и тонких деталей я тоже использую бамбук, только беру его из салфеток другого типа. Если надо осветлить оттенок, зачищаю канцелярским ножом. Кроме названных материалов мне нужны также ножницы, карандаш и оргалит для основания города.

– По какой методике вы строите свои сооружения?

– Если говорить о моделировании из спичек, то среди мастеров существуют два подхода к работе с этим материалом. Одни принципиально склеивают спичку за спичкой, без какой-либо основы, а кто-то, наоборот, хочет сделать красивее и использует основу, поверх которой наклеивает спички. Я для себя сразу решил, что для бамбуковых палочек буду использовать как основу картон. Я как бы обшиваю картонные стены бамбуковыми палочками, чтобы создавалось впечатление бревенчатого сруба. Мне кажется, что это улучшает вид изделия и намного ускоряет процесс возведения города. Я хоть и действую без спешки, но не хотел бы строить город лет пятнадцать. Если бы я делал дома по принципу «палочка за палочкой» в любом случае потребовался какой-то каркас. Было бы и много недостатков: во-первых, появились бы щели между «бревнами», во-вторых, держалось бы хуже, чем сейчас, когда палочка приклеена к основанию по всей своей длине.

Мастера, строящие города из спичек, как правило, вдохновляются фэнтезийным жанром. В моем Бамбуковом городе тоже отчасти есть влияние фэнтези, хотя кто-то видит в башнях элементы именно русского традиционного зодчества. Я стараюсь сделать город в чем-то более реалистичным. Есть и чисто практические установки, например, я стараюсь размещать постройки компактнее и увеличивать их больше в высоту, потому что иначе город не поместился бы в комнате. Пока я храню сооружения на шкафах, но может наступить момент, когда место закончится.

– Вы сразу определяете общий вид сооружения или он формируется в ходе постройки?

– Бывает по-разному. Нередко, начиная делать сооружения у меня нет представления, каким оно выйдет в итоге. Например, центральную башню я делал полгода и все это время не знал, как ее закончить. Я переключался на другие объекты, делал их, а потом вновь возвращался к башне. Для некоторых сооружений, например, для железнодорожной станции, я заранее сделал зарисовки. Это не были чертежи с подробным описанием всех деталей, а именно самый общий эскиз.

Кстати, мне кажется, что развиваться в сторону обычной архитектуры мне было бы сложно. Архитектору нужно гораздо больше терпения, чтобы сидеть часами над чертежами, просчитывать все нюансы, и все это расчертить. Конечно, и для моих сооружений нужно терпение, но здесь я сразу что-то делаю руками, собираю словно мозаику деталь за деталью, а в архитектуре нужен большой подготовительный этап, на который, боюсь, меня уже может не хватить. Самое большое время, которое я затратил на сооружение, это, как я говорил, полгода. А вообще один объект можно делать и полтора месяца, и неделю, и две недели. Конечно, я занимаюсь этим в свободное время, но если у меня целый день свободен, я могу просидеть с утра до вечера. Я ставлю на компьютере какой-нибудь сериал и смотрю весь сезон, а одновременно сооружаю и клею.

– Вы уже выставляли где-нибудь ваш город?

– Этой весной у меня была выставка в городской библиотеке в Химках. Город выставлялся там больше месяца. Хотя я сам не мог постоянно присутствовать на выставке, но заведующая библиотеки рассказывала мне, что у людей были только положительные отзывы. Жаль, что тогда не додумались оставить на выставке тетрадку, чтобы люди могли писать какие-то свои комментарии. Также заведующая библиотеки мне посоветовала подать заявку на конкурс «Наше Подмосковье». Сначала мы планировали оформить заявку как совместный проект, но в итоге поставили как мой персональный. В проекте есть социальная значимость, потому что я надеюсь, что мой город кого-то вдохновит, и кто-то тоже начнет заниматься этим видом творчества. Пока, кстати, единомышленников я не нашел, хотя понемногу люди уже делают кое-какие сооружения из бамбука, по крайней мере, по моим мастер-классам.

– А что это за мастер-классы?

– Речь идет о мастер-классах, которые я выкладывал в социальных сетях, в частности в своей группе «СедАрт» и других сообществах в интернете. В моей группе, где сейчас более четырехсот подписчиков, я регулярно выкладываю фотографии своего творчества. Также я несколько раз публиковал фото своих сооружений и мастер-классы в различных сообществах с гораздо большей аудиторией. Первые полгода в моей группе было не более пятидесяти подписчиков. Я принципиально не приглашал знакомых и друзей, чтобы не было искусственной накрутки. Какие-то знакомые сами вступали, увидев у меня на странице фото бамбуковых изделий, без моего приглашения, но в целом это были действительно интересующиеся люди. Главный рывок произошел как раз после того, как я сделал мастер-класс. Я сфотографировал поэтапно, как сделать избушку из бамбука с крышей из шишек. После этого количество подписчиков стало быстро расти.

По объектам своего города я не выкладываю мастер-классы, потому что это моя фантазия, да и не хочется, чтобы это кто-то копировал. Я делюсь какими-то другими вещами, вроде избушки. Иногда отвлекаюсь от бамбука и делаю мастер-класс, как вырезать из пробки барабашку или сделать маленький рояль из картона. Такие вещи пользуются популярностью. Мне люди присылали фотографии, как они делали избушку по моей инструкции, и я сам находил свою избушку в интернете. Перед Новым годом я сделал подборку из фотографий восьми избушек, которые склеивали разные люди, и объединил их в отдельной публикации.

На подобные мастер-классы откликаются далеко не только дети и их родители. Например, в Химках я нашел мужчину лет за сорок, который также делал избушку. Если ориентироваться на тех, кто пишет и спрашивает совета, то преобладают женщины, хотя совсем недавно писал мужчина, который сделал и барабашку и избушки. Он благодарил и обещал подарить свои произведения знакомым. Часто люди спрашивают схемы моих сооружений и очень удивляются, когда узнают, что у построек моего города в принципе нет никаких схем. Судя по отзывам, кстати, больше всего людям нравится та самая центральная башня, с которой я мучился полгода. Думаю, секрет ее популярности в сложной винтовой лестнице внутри, которую многие отмечают. Когда возился с этой башней, бывали мысли, что, наверное, это последняя моя постройка. В итоге же все продолжается, потому что поддержка тех, кто следит за ростом Бамбукового города вдохновляет работать дальше.

– Возникают ли какие-то проблемы с хранением сооружений?

– С прочностью проблем пока не было. Я все покрываю бесцветным лаком и это вместе с клеем придает изделиям большую прочность. У меня был один случай, когда я перемещал одно сооружение и случайно уронил его на лестнице. В итоге ничего не повредилось и не отлетело.

Самая большая проблема, пожалуй, с пылью. Мой дом расположен у дороги, поэтому пыль всегда идет большим потоком. Я стараюсь максимально запаковывать, закрывать башни мешками. В целом же за эти два с половиной года в любую погоду, зимой и летом, даже при открытом окне, негативных воздействий температуры я не ощущал. На данный момент кажется, что каких-то особых температурных условий для хранения города не нужно. Тем более, что у меня в квартире угловая комната и за стеной идет уже улица, тем не менее, на сооружения это не влияет. Но транспортировать город, конечно, все равно надо аккуратно. Желательно нести в руках. Поместить сооружения в коробку и везти в «газели» может и можно, но только без лежачих полицейских на дороге!

Поделиться