Богородский 209-й полк – подмосковные воины Первой мировой
Фото: [Вера Носкова]
Много лет в Ногинске ведется большая работа по сохранению памяти о Богородском 209-м пехотном полке, участвовавшем в сражениях Первой мировой войны. Пять лет назад в эту работу включился «Центр поддержки социальных и общественных инициатив» города Ногинска. С этого времени изучение истории подмосковного полка вышло на новый уровень: был сняты фильмы и написана книга, совершены поездки к местам боев полка в Калининградскую область и Польшу, установлены мемориалы на месте гибели солдат – и это только часть проделанной работы. Подробно о проекте «Помним! Гордимся! Чтим! Увековечивание памяти о воинах 209 пехотного Богородского полка» рассказали в интервью его активные участники: Алексей Валентинович Грицина, Валентин Иванович Грицина и Вера Николаевна Носкова.
–Расскажите о главных вехах проекта, с чего началось изучение истории Богородского полка?
– В 2014 году мы поддержали пришедшую в наш центр инициативу от любителя истории Андрея Царева, который с юности занимался темой 209-го Богородского полка. К сожалению, Андрей рано умер: ему был только сорок один год. Еще в 1993 году он собрал друзей, которые тоже интересовались Первой мировой и создал небольшой клуб реконструкторов. Андрей везде, в том числе в школах, рассказывал об истории полка. В то время других возможностей у Андрея не было. Почти не было возможностей поиска информации, которая была за семью печатями в малодоступных архивах. В Ногинске тоже мало кто знал и помнил о Богородском полке, потому что Первую Мировую затмевает более близкая нам история Великой Отечественной. Поход Андрея на уровне любителя и личного интереса продолжался около десяти лет, а потом его вдруг услышали на уровне заместителя главы городской администрации. В то время им был Михаил Юрьевич Семин. Он начал помогать Андрею.
Затем перед нашим Ногинским краеведческим музеем встал вопрос о том, чтобы как-то отразить тему 209-го Богородского полка. С этого времени начался первый этап большой общей работы по формированию истории. К делу подключились музейные работники, они делали запросы в архивы, стали эту историю расследовать. В музее сформировали экспозицию, и посвятили целый зал Богородскому 209-му полку. Надо понимать, что эта экспозиция и история, которая была выведена на уровне открытия в музее выставки «Прорыв» в 2009 году, была первичной и не настолько достоверной, как мы понимаем теперь. Информация приходила обрывистая, из разных источников, с рядом домыслов и неточностей. Однако в целом – это была первая музейная экспозиция, посвященная истории одного воинского объединения Первой мировой войны.
Когда эта экспозиция была открыта, она вызвала в том числе удивление. Мало кто понимал, чему она посвящена, потому что все привыкли видеть историю Великой Отечественной войны. Зачастую усилия музейных работников были очень затратными, а по факту тщетными: тяжело было развернуть людей к этой экспозиции, показать, объяснить и составить какие-то правдивые и интересные истории. Конечно, у музея есть свои планы, и помимо экспозиции 209-го полка у него много других задач. На каком-то этапе был достигнут формат, когда в музее посчитали, что одной экспозиции достаточно. Однако Андрею Цареву было этого мало, поэтому он продолжал работать. В 2013 году был создан наш Центр поддержки социальных и общественных инициатив, и Андрей сразу пришел к нам со своими идеями. Он предложил попытаться эту историю развивать дальше.
–Что стало поворотным моментом, когда проект вышел на новый уровень?
– Сошлось несколько событий. Во-первых, чтобы всколыхнуть интерес к теме, мы продумали поход по местам боев Богородского полка, в частности в Восточной Пруссии. В 2014 году к столетию начала Первой мировой большая делегация детей и взрослых сводного характера формирования поехала в город Полесск Калининградской области, где наш полк принял свое боевое крещение. Все приехали из поездки с хорошими впечатлениями, потому что нас хорошо встретили, и мы смогли посмотреть значимое для нас место битвы. Мы заложили поминальный камень на въезде в город Полесск, где произошел первый бой. Встретились с местными представителями администрации, депутатами, жителями, краеведами, молодежью.
Попутно с этим в начале 2016 года пришла информация из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, что подлинное знамя 209-го Богородского полка нашлось среди его экспонатов. Мы вдохновились еще больше, ведь знамя – это не просто воинская реликвия, а символ чести и доблести. Мы поехали в Санкт-Петербург, увидели прекрасный зал, посвященный Первой мировой войне. В музее была хорошо подобранная экспозиция, множество раритетов, и наше знамя в составе коллекции знамен из собора Святой Троицы в Белграде. Отдельный рассказ, как знамя попало в Белград и через что прошло. Главное, что если знамя полка есть, то и история должна быть. Мы поставили задачу углубить эту историю, найти больше фактов.
В 2015-2017 годах велась большая работа в архивах, с людьми сопричастными нашей теме, с Военно-историческим музеем в Петербурге. Мы сняли документальный фильм на 44 минуты, и одновременно издали книгу «Мы солдаты от Бога». Презентация книги повлекла за собой формирование из нее выписок, буклетов, расходников. В школах начались уроки, конкурсы на знание истории полка, прошли показы фильма. Мы пропагандировали историю полка не только на территории городского округа, но и за его пределами, потому что Богородский край до революции имел другие границы, и в него входили также соседние районы Подмосковья. Деятельность получила очень широкий охват. Дети делали рисунки, писали сочинения, посещали выставки, смотрели фильм.
В какой-то момент мы поняли, что нам необходимо побывать на месте последнего сражения полка на территории современной Польши. Народная дипломатия – вещь действенная, но нужно сначала найти людей, готовых к взаимодействию. Где-то полгода мы искали сопричастности в Польше. В конечном итоге мы нашли в городе Сувалки человека, который увлекается историей и у которого есть сообщество таких же заинтересованных этой темой людей. Этот город находится недалеко от места последнего сражения 209-го Богородского полка.
–Как в Польше отнеслись к вашему желанию поднять историю русского военного подразделения, учитывая сегодняшний враждебный политический фон?
– Сувалки – это город, который сто лет был частью Российской империи. Там сохранились исторические здания, казармы, офицерский клуб, ветлечебница, вокзал, православная церковь, построенные еще в царские времена. В этих зданиях располагаются гостиницы, музей и даже современная воинская часть НАТО. В местном краеведческом музее столетие пребывания в составе Российской империи представлено в документах, фотографиях. Отношение у местных к императорской России правильное, несмотря на негативный фон. У некоторых жителей есть и родственные корни, связывающие их с Россией. Сувалки – это в прошлом приграничный город Российской империи, где сто лет стояли регулярные части нашей армии.
Тем не менее, мы очень осторожно списывались с польской стороной, долго готовились к поездке. Поначалу они не понимали, чего мы хотим, а мы – что они могут дать. При этом Богородский полк был известен полякам как один из русских полков, проходившим через их город в годы Первой мировой войны. В итоге, целью нашей поездки в Польшу мы определили посещение русских воинских кладбищ. Очень тяжело прошел процесс согласования поездки, потому что мы везли с собой таблички памяти полка, русские триколоры, с нами ехал православный батюшка. Было тревожно, как нас примут.
Опасения рассеялись, когда мы прибыли в Сувалки. Нас встретило человек пятнадцать, включая представителей городских властей, людей из общественных организаций, краеведов, музейщиков, лесников. Пришел даже местный православный батюшка. В первую поездку мы посетили шесть русских кладбищ. На каждом из них мы ставили памятные таблички, закладывали капсулы с русской землей, привязывали русский триколор, совершали молебны. Поляки видели, что мы не делали ничего плохого, и расположились к нам еще больше. Вечером на встречу с нами пришел президент их города. Мы показывали ему фильм, знакомили с Ногинском, с историей 209-го Богородского полка. Затем было устроено угощение в честь нашего приезда в Сувалки под баян с русскими и польскими народными песнями.
– На кладбищах, которые вы посещали, похоронены солдаты 209-го Богородского полка или другие русские воины?
– Мы сначала чествовали память русского оружия вообще, поэтому проехали по всем русским воинским захоронениям. Как правило, наши солдаты похоронены вместе с немцами, оставшимися на том же поле боя. Немцы хорошо поддерживают свои могилы, поляки также получают гранты ЕС на уход за военными кладбищами, но на этих могилах однозначно никогда до нас еще не было русского человека, а тем более – православной молитвы. Мы первые, кто вспомнил об этих воинах, почему и поляки к нам так расположились. Воинские кладбища и Первой, и Второй мировой в Польше выглядят ухожено и аккуратно. Кстати, советских звезд на памятниках, по крайней мере, в Сувалках не срывают. На могилах времен Первой мировой за оградой обычно стоят два креста – католический и православный. Местные стригут траву, убирают мусор, ставят лампадки.
Мы были впечатлены первой поездкой, вернулись заряженными, поняв, что есть контакты и заинтересованные люди в Польше. Решили эту историю развивать дальше, потому что там погиб практически полностью весь первый состав нашего Богородского полка – три тысячи человек. Еще в первую поездку мы побывали на месте трагической битвы, увидели ландшафт, в котором шло сражение: остатки Марковского моста, фольварк, холм, речку. Это место находится буквально в ста метрах от белорусской границы, поэтому нас все время сопровождали польские пограничники на мотоциклах.
Вернувшись домой, мы стали готовить новую экспедицию в Польшу и решили везти с собой детей. На этот раз мы связались с помощником посла, который отвечает за военную тему. Осенью 2017 года мы съездили в Сувалки второй раз: привезли подарки, вновь проводили молебны и разговаривали с поляками уже о конкретных шагах: где установить памятный камень, где прочесть службу, какую дать информацию в краеведческий музей. Поляки пригласили нас с детьми на свой городской праздник, и мы начали подготовку к молодежному походу. По приезде в Ногинск мы устроили конкурс для школьников. Ребята, которые выиграли конкурс, награждались бесплатной поездкой в составе нашей делегации в Польшу. В этом конкурсе приняло участие триста с лишним ребят, из которых было выбрано двадцать победителей. Поляки обеспечили нам практически минимальную стоимость размещения, закрепили за нами для сопровождения своих специалистов историков.
Во время третьей поездки в августе этого года мы установили и открыли закладной камень на месте гибели 209-го Богородского полка в Августовском лесу. Этот большой красный гранит поляки нам бесплатно предоставили самим выбрать на карьере, а потом помогли привезти на место и установить. К слову, еще в первую поездку в прошлом году мы установили два восьмиметровых дубовых креста на месте захоронения павших в битве солдат. Кроме того, польские краеведы целый год собирали и готовили нам вещи, собранные на месте гибели Богородского полка: православные нательные кресты, ладанки, пуговицы. Теперь эти реликвии стали частью нашей передвижной выставки.
Всего теперь установлено три камня в память о 209-м Богородском пехотном полке: в Ногинске, Полесске Калининградской области и в Польше. На польском камне мы закрепили табличку, на которой изображены наши солдаты, наш главный храм в Ногинске и написан текст на русском, английском и польском языках. Кстати, подобные таблички, только в более легком варианте, стоят уже на восьми русских кладбищах в Польше.
Получается, что идею Андрея Царева, которая зародилась в далеком 1993 году, на этапе 2018 года мы полностью осуществили: об истории 209-го полка теперь знает весь Богородский край, причем не только Ногинский район, а все восточное Подмосковье. Сформированы уроки живой истории, передвижные выставки, создан раздаточный материал, снято несколько фильмов, написана книга, сформировано много буклетов, вышли статьи в периодических изданиях и сюжеты на каналах регионального уровня. Все, что можно было сделать с точки зрения пропаганды, мы сделали.
В следующем году у нас есть, по крайней мере, две задачи в рамках проекта. Во-первых, нужно провести реконструкция сквера в Ногинске, где установлен памятный камень. Эскизы мы уже представили городской администрации. Там нужно установить наглядную агитацию и расширить площадку для проведения торжественных мероприятий, которые проводятся у нас два раза в год.
– Что это за мероприятия, и в какие дни они проходят?
– Первое проходит в годовщину гибели Богородского полка двадцатого февраля, а другое – либо в день первого боя седьмого октября, либо в день начала Первой мировой войны первого августа. В сквере у камня проводится поминальная служба, возложение цветов, а потом все участники идут в музей на экскурсию. Собирается много людей, в том числе школьники, юнармейцы, ветераны, почетные гости. Это является очень большой воспитательной и патриотической работой, потому что много молодежи привлекается к этому делу.
Возвращаясь к задачам проекта на 2019 год, отметим, что, кроме реконструкции сквера, нужно сделать большой исторический сайт по 209-му полку, на котором будет структурирована, собрана и раскрыта вся информация, которую мы скрупулезно собирали в архивах с конца 2017 года. На сегодняшний момент у нас практически на 80 процентов готова книга памяти, куда включены солдаты, нижние офицерские чины, ополченцы за всю историю полка до 1918 года. Всего в книге памяти будет порядка четырнадцати с половиной тысяч фамилий, а точнее военных историй, потому что практически о каждом человеке есть данные, когда был награжден, где ранен, откуда призывался. Книга памяти получится очень большой. Сразу три контента в 2019 году будут создаваться одновременно: интернет-сайт, книга памяти и финальный фильм. Эти три вещи будут идентичны между собой, но охватят разные аудитории.
– Что, на ваш взгляд, важнее всего в истории Богородского пехотного полка?
–После презентации книги о 209-м полке, мы написали на телеканал «Звезда» с предложением показать фильм. Однако военные историки ответили, что роль нашего полка скорее сомнительная и даже больше отрицательная, чем положительная, поэтому нет смысла показывать фильм на телеканале или каким способом использовать его историю в качестве примера. С их точки зрения, история Богородского полка такова: призвали необученных рабочих и крестьян, которые полгода страдали, бежали, умирали – что про них рассказывать? Для нас, людей, которые не являются профессиональными военными историками, путь 209-го Богородского полка важен, прежде всего, с человеческой точки зрения. Нам интересно, почему люди, оторванные от нормальной жизни, стали сражаться, почему не испугались, пожертвовали жизнью, прикрывая отход регулярных частей. Почему простой человек, который не является обученным военным, на каком-то этапе меняет образ мыслей и начинает жертвовать своей жизнью ради спасения других? Весь полк погиб в сражении в Августовском лесу. Две тысячи человек для небольшого города Богородска – это заметное число. Когда полк погиб, наш город оделся в черные платки, потому что многие потеряли близких.
Для нас Богородский полк – это бренд Ногинска и района, которым мы можем гордиться. На 2014 год, когда отмечали столетие начала Первой мировой войны, Ногинск был в десятке городов России, где говорили об этой войне, и не только говорили, но и проделали много исторический работы.