Дмитрий Самойлов: «Парусный спорт азартный, игровой, технический и романтичный»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

В городе Долгопрудном на базе яхт-клуба Нептун находится мастерская Дмитрия Самойлова – человека, посвятившего жизнь парусному спорту и строительству парусных яхт. Дмитрий является многократным чемпионом Москвы по парусному спорту, любовь к которому привили еще родители. В 1991 году он решил построить свою первую яхту, и с тех пор занимается ремонтом, реставрацией и постройкой лодок. Дмитрий Самойлов также организовал школу яхтенных шкиперов, а летом проводит в Подмосковье собственные соревнования «24ft».

– Расскажите, как вы построили свою первую яхту?

– Парусным спортом я занимаюсь с 1968 года. Это, можно сказать, наше семейное увлечение. Папа после института пришел в яхт-клуб Спартак, где познакомился с мамой. Мои дети после второго класса пошли в детскую спортивную яхтенную школу. С внуками – та же история. Они уже побеждают в парусных гонках, завоевывают кубки, медали.

Первую свою яхту я сделал в 1991 году. Образование у меня не кораблестроительное, но позволяет заниматься этим делом качественно. Я окончил Московский авиационный институт, где хорошо преподавали аэрогидродинамику, сопромат, техническое черчение, композиционные материалы, детали машины и т.д. Эти знания очень помогают.

После института я работал по специальности в подразделении НИИ, где были свои собственные исследования. Там приучили работать со смежниками, с заключением договоров, техническими заданиями и тому подобным. Однако в 1991 году работа перестала давать моральное удовлетворение.

Много лет я был гонщиком в парусном спорте, а в 1991 году возникло желание выиграть гонку именно на своей яхте. В тот момент я принял, можно сказать, нахальное решение – раз купить яхту не могу, буду строить сам. Сделать красивую краснодеревую лодку из шпона на тот момент не хватило бы квалификации, поэтому взялся за лодку из стеклопластика.

Достаточно быстро нашел в Питере конструктора Юрия Ситникова из дизайн группы «Рикошет». Через несколько месяцев уже были готовы все технические чертежи, и я начал делать болван, а потом и корпус. Сразу получилось собрать кооперацию. Мачты делали в Ломоносове под Питером, палубное оборудование – в Новосибирске, паруса – в Екатеринбурге, матрицы и корпуса клеили в Луховицах на авиационном заводе, кили отливал в Коломне на вагоностроительном заводе.

Поставленная задача была выполнена через полтора года. То есть в январе 1991 года я принял решение, в мае уволился с работы, а в сентябре следующего года уже выиграл чемпионат Москвы на своей лодке. Сегодня, имея опыт в строительстве яхт, я бы ни за что не взялся за такой проект с нуля. Тогда не было опыта, зато была уверенность в успехе.

Гоночных яхт такого типа – «Рикошет 780» (7,5 метров длиной) – я построил пятнадцать штук. Потом экономическая ситуация в стране поменялась, и стал строить круизные яхты большего размера.

– Как пришло понимание, что нужно делать яхты и дальше?

– Такое понимание пришло сразу. Делать стеклопластиковую яхту в одном экземпляре вышло бы очень дорого: нужно сделать болван яхты (то есть деревянную копию), выклеить матрицу, потом корпус. Я с самого начала решил: раз делаю стеклопластиковую яхту, значит, будет как минимум небольшая серия.

Дальше в моей деятельности пошло больше ремонта, чем изготовления новых яхт. За все время мной было построено порядка тридцати разных лодок. Зато доклеено и собрано из частей намного больше. Даже в наше сложное время, когда люди не очень хотят тратить деньги, заказов на ремонт хватает.

Ремонт и строительство яхт – это одна часть того, что я делаю. В свое время я понял, что прокат лодок тоже интересен. Можно купить старую лодку, привести в порядок, и если она не продается сразу, запустить в прокат. Если я сделал яхту и сразу не продал, надо ее куда-то ставить и платить дорогую аренду. Если же запустил в прокат, то, как минимум, аренда окупается. Сдача яхт в прокат – это вторая часть моей деятельности.

Следующая часть того, чем я занимаюсь – это обучение. У меня есть официальная яхтенная школа, входящая в международную ассоциацию парусных школ (ISSA). Делаем упор не на количество учеников, а на максимально качественное обучение. Теоретический курс достаточно большой – 68 часов. У многих школ он сильно меньше, правда, у них и поток учеников намного больше. Коммерческой составляющей школы практически нет, но зато на выходе есть люди, которые будут брать лодки у меня. По сути, это собственная клиентская база, которую сам же всему научил.

Тем не менее, для меня основное – это, конечно, строительство и ремонт, а школа – сопутствующее направление. Производство, прокат, школа – эти три направления друг друга дополняют.

remakesailing.ru

– Кто обычно приходит обучаться и с какими целями?

– Многие приходят с нуля, увидев где-то красивую картинку парусной яхты. Другие уже имеют свои капитанские дипломы, но нужна практика. Они могут получить у нас дополнительное образование и опыт.

Многие учатся вовсе не для того, чтобы участвовать в соревнованиях. Поскольку последние годы реально стало выезжать в Грецию, Турцию, Хорватию, люди идут в школу, чтобы получить диплом капитана (яхтенного шкипера), что позволяет брать лодку в аренду. Аренда яхты – это хороший отдых, который по деньгам не дороже, чем нормальный отель где-нибудь в Анталье. При этом такой отдых гораздо интереснее, потому что можно перемещаться с места на место, купаться, загорать, отдыхать, посещать рестораны.

Есть комфортабельные яхты на 3-4 каюты, которые арендуются обычно на неделю с субботы по субботу. Требуется только диплом капитана, и внесение депозита, размер которого зависит от лодки. Если ты ничего не сломал, депозит возвращают. Я, во всяком случае, с 2007 года пока ни разу депозит не терял.

– На российских морях не так распространены отдых и регаты на яхтах?

– На Балтике и Черном море нет такого количества яхт и благоустроенных марин, яхт-клубов. Кроме того, такой красоты природы, как на Средиземке, тоже не найти. Неплохо сейчас это направление развивается на Байкале и во Владивостоке, но туда лететь дальше и дороже. Проводятся соревнования на Белом море, на Онежском озере, Ладожском озере. Проблема в том, что там сезон короткий: примерно три с половиной месяца, а в Турции сезон почти круглый год.

remakesailing.ru

– Вы говорили, что внуки тоже увлекаются парусным спортом. Есть ли разница в том, как было поставлено обучение в яхтенных школах в советские годы и в наше время?

– Я бы не сказал, что есть существенная разница. Главное отличие в том, что в детских школах сейчас платное обучение, а в советское время они были в основном бесплатными: датировалось государством или яхт-клубами.

Детские школы различны по количеству учеников, размеру оплаты, но везде тренерский состав еще советского воспитания, поэтому принципиальной разницы нет. Это моя оценка по детям и внукам. Кстати, у меня была идея создать детскую школу в нашем яхт-клубе, но директор не дал добро. Он имел подобный опыт и понимает насколько это ответственно – занятия с детьми.

– Вопрос именно в безопасности? Этот спорт можно назвать рискованным?

– Я не думаю, что можно назвать рискованным, но в любом случае встают вопросы безопасности. Нужно следовать правилам. Можно ребенка и не научить быть чемпионом, но главное, чтобы он развивался, был жив и здоров.

Отмечу, что мальчишки и девчонки, которые занимаются парусным спортом, здорово отличаются от своих сверстников, которые этого не делают. Они с малых лет учатся сами принимать решения, потому что ребенок, как правило, находится на лодке один. Я бы не сказал, что ребята быстрее взрослеют, но они становятся более ответственными, чем те, кто проводит время за компьютерными играми на диване. И когда смотришь, как эти отважные мальчики и девочки 10-12 лет в открытом море на волне и в сильный ветер соревнуются – это впечатляет.

Знакомые как-то ездили на соревнование в Англию и рассказывали, что там урок физкультуры проходит обязательно на яхтах. Причем речь шла про обычную общеобразовательную школу. Так принято не только в Англии, но и во многих других странах.

– Можно ли сказать, что там это часть менталитета, а для нас яхты – это что-то диковинное?

– Может быть. Думаю, что в Москве и Подмосковье многие не представляет, что здесь есть яхт-клубы и яхты. Само слово ассоциируется с миллионерами, которые ходят где-нибудь в далеких морях. На самом деле для того, чтобы ходить на яхтах и заниматься парусным спортом, не нужны безумные деньги или далеко ехать.

В Москве и окрестностях появилось много коммерческих флотов. Они занимаются сдачей лодок в прокат, обучением, проведением регат, в том числе корпоративных. Если в выходные летом выйти в Подмосковье на Пироговское водохранилище, то можно увидеть множество парусов и яхт, теснящихся как машины на Тверской улице в часы пик. Одновременно проводится сразу несколько регат, а ведь много и просто катеров, гидроциклов, лыжников. На Пестовском водохранилище яхт уже меньше, потому что туда нужно идти по каналу.

– Вы беретесь за ремонт старых яхт?

– Да, и это интересная часть работы, хотя таких заказов не так много. На данный момент я восстанавливаю немецкую довоенную яхту. В 1947 году по репарации из Германии прибыл эшелон с 27 лодкам: 25 яхт и 2 катера. По легенде, это были яхты Геринга, но на самом деле, конечно, не его лично. Все лодки, которые привезли в Москву, происходили из яхт-клуба Люфтваффе. В некоторых лодках были даже немецкие мундиры и какое-то оборудование.

Сталин эти немецкие лодки сначала подарил советским военачальникам, но так как им они были не очень-то нужны, через некоторое время все отошло профсоюзам, яхт-клубам, а последние много лет – и в частные руки. Около половины из 27 лодок живы до сих пор. В основном это лодки 1938-1939 годов, а тот образец, который я ремонтирую на данный момент – 1934 года.

Конечно, реставрация стоит дорого. Надо предельно аккуратно все сделать, и при этом сохранить оригинальный облик. Такая работа интересна не только с практической точки зрения, но и как история. Лодку можно представить и в музее и на выставке. Предыдущую лодку, которую я восстанавливал года четыре назад, возил в Москву в Гостиный двор. Старая яхта с поднятыми парусами красовалась при входе на выставку.

– В Советском Союзе делали подобные яхты?

– Во дворе мастерской стоит похожая советская лодка 1956 года. Конструктор Григорьев спроектировал яхту, видимо, с оглядкой на немецкие образцы. Стеклопластиковые лодки небольшого размера в Советском Союзе делались достаточно хорошо.

В частности, на месте яхт-клуба, где мы базируемся, раньше было одноименное ЦКБ «Нептун». Точнее само конструкторское бюро находилось в Леонтьевском переулке в старом особняке, а в Долгопрудном было опытное производство. То есть здесь делались образцы, болваны, матрицы, проводились испытания первых лодок. После этого серийное производство налаживалось уже на верфях в Архангельске, Мурманске, Петрозаводске.

В 1995 году, когда я сюда пришел, от конструкторского бюро уже ничего не оставалось, кроме названия – все цеха были сданы в аренду. Чего тут только не было: камнеобрабатывающий завод, чаеразвесочная фабрика, разделка рыбы, производство полиэтиленовой пленки. Сейчас «Нептун» – это яхт-клуб и мастерские, которые занимаются ремонтом исключительно катеров и яхт. Так что лодочный профиль вернулся, хотя и в другом виде.

В целом развитие строительства яхт в Советском Союзе началось после войны. Много хороших верфей и конструкторов было в Ленинграде и Таллинне. В частности, у меня стоит большая морская гоночная яхта Л-6, спроектированная и построенная в Ленинграде в 1974 году. До сих пор эти большие лодки «шестерки» выходят на старт на регатах в Питере. В Москве им делать нечего из-за большой высоты мачт (16 метров). Я ее восстанавливаю с более короткой мачтой, иначе под мостами и проводами не пройдет.

– Какое ваше самое большое достижение в парусном спорте?

– Я неоднократный чемпион Москвы. На регатах в Турции занимал призовые места. Есть всероссийская, московская, подмосковная федерации. Календарь соревнований очень насыщенный. Когда нет официальных соревнований, я провожу свои собственные гонки по воскресеньям, так называемый кубок «24ft». С коммерческой точки зрения это практически ничего не приносит, но это загрузка моего флота. Я продолжаю участвовать в гонках в Москве, а два-три раза в год езжу на регаты в Турцию.

– Какие главные качества должны быть у спортсмена, участвующего в регате?

– Парусный спорт – это, прежде всего, технический вид спорта. Капитан должен представлять законы аэрогидродинамики, понимать, как работает парус, как его настроить. В парусном спорте не нужно быть особенно физически сильным. Мой папа и в 80 лет был действующим чемпионом Москвы. Это не спорт больших достижений, где идет работа организма на износ. Здесь можно одновременно соревноваться и пятнадцатилетнему и восьмидесятилетнему. Это многогранный вид спорта: он азартный, игровой, технический и романтичный.

Контакты мастера: remakesailing.ru