Дмитрий Язов: «Рядом с Жуковским находится тысячелетняя история»
Фото: [личный архив Дмитрия Язова, Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Недалеко от аэропорта Жуковский есть необычный подмосковный уголок – остаток бывшего села Новорождествено. Село было ликвидировано при расширении взлетной полосы Летно-исследовательского института в 1949 году, но усилиями священника и прихожан небольшой церкви Рождества Иоанна Предтечи память об этом забытом месте возрождается. На приходской территории был создан небольшой музей села, раскопана часть стен и пол старинной церкви, снесенной в 1940 году, работает кузница. Помощник настоятеля Дмитрий Язов рассказал порталу «Подмосковье сегодня» об истории древнего села – предшественника современного города Жуковского.
– Дмитрий, уцелевший старинный некрополь в бывшем селе Новорождествено – редкость для Подмосковья. Сколько надгробий здесь сохранилось?
– Больше сотни. Этому некрополю 500 лет, и то, что мы видим – лишь половина исторического кладбища. Здесь, к слову, находилась могила одного из князей Голицыных, так как окрестными землями владели представители фамилии Голицыных-Прозоровских. По этой же причине близлежащая станция Кратово до революции называлась Прозоровской.
На месте, где сейчас растет раскидистая береза, когда-то стояла часовня. В описи церковного имущества начала XXвека есть упоминание о ней. В центре часовни находился каменный столп, который упирался в престольные плиты бывшей здесь церкви. Кладбищенская церковь, видимо, со временем обветшала, поэтому ее разобрали, а престольные плиты «накрыли» часовней. Новорождественское кладбище начали разрушать с 1930-х годов. В 1936 году власти планировали затопить эту местность для испытания гидропланов.
– Что за водоем находится рядом с кладбищем?
– Это заводь реки Москвы, которая образовалась, когда здесь добывали песок для строительства Жуковского и взлетной полосы. Новорождествено располагалось на горе, окруженной с трех сторон водой, поэтому, как говорят историки, место было заселено с древних времен. Гору огибала река Москва, старица и ручей, который ныне пересох.
Православная история этого места тоже очень древняя, она ведет свое начало от преподобного Сергия Радонежского. Есть косвенные свидетельства, что старец останавливался здесь на ночевку во время пешего путешествия в Коломну на освящение Старо-Голутвина монастыря.
В старину Новорождествено было очень «модным» местом, потому что стояло на перекрестке двух важных дорог: Астраханского тракта и водного пути – реки Москвы. У Новорождествено была переправа, проводились ярмарки, возникали трактиры… Неслучайно на кладбище мы видим так много каменных надгробий. Местные крестьяне могли позволить себе дорогой материал и работу резчика. Кроме того, неподалеку в Мячкове добывали известняк, поэтому камень здесь был доступен. К слову, старый храм Рождества Иоанна Предтечи тоже был весь облицован белым камнем.
Зажиточным торговым селом Новорождествено оставалось вплоть до революции. Вдоль забора ЛИИ (Летно-исследовательского института) тянулась когда-то Базарная улица. В 1913 году за три дня ярмарки в Новорождествено оборот сделок достигал 60 тысяч рублей при цене коровы в 3-5 рублей. Другая улица называлась Миллионной. Это название связано с легендой о закопанной здесь армейской казне, которую оставили при отступлении французы в 1812 году. Клад подмывало водами реки Москвы и периодически золотые монеты выбрасывало на берег. Крестьяне ближайшей улицы чаще других находили деньги, за что их и прозвали миллионщиками.
Существует интересная версия, что первый подвиг былинного богатыря преподобного Ильи Муромца связан именно с нашей переправой через реку Москву. Если посмотреть на карте, то прямоезжая дорога из Мурома в Киев проходила как раз через Новорождествено. Здесь в то время обитало племя вятичей – последних непокоренных язычников, поэтому эти земли считались непроходимыми.
– Когда был построен первый храм на этом месте?
– Первое упоминание относится к 1581 году, когда указом царя Ивана Грозного здесь был учрежден монастырь Рождества Иоанна Предтечи. Он был назван, видимо, в честь святого, скончавшегося в это же время царевича Ивана Ивановича. Места эти были хорошо знакомы Ивану Грозному, ведь еще молодым царь ходил по Астраханской дороге с войском. Располагало к основанию обители и живописное место на высоком берегу реки Москвы. Сохранилось свидетельство, что в братию монастыря шли бывшие опричники, которые получили несовместимые с дальнейшей службой увечья. Помимо молитвенных трудов они охраняли от разбойников переправу через реку.
– Сколько просуществовал этот монастырь?
– Совсем недолго: около 35 лет. Обитель разрушили отряды поляков в Смутное время, и в дальнейшем монастырь не восстанавливался. В наших местах из века в век передавалось особенное почитание трех святых: Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы и Иоанна Предтечи. В честь этих угодников Божиих называли часовни, церкви и приделы.
В 1728 году местные жители обратились к царю с просьбой разрешить построить новый каменный храм Рождества Иоанна Предтечи. Новую церковь возвели в 1730 году на средства местного землевладельца графа Мусина-Пушкина. Он был двухэтажный: на первом этаже располагался зимний храм Николая Чудотворца, на втором – летний храм Рождества Иоанна Предтечи. Высота колокольни до верхушки креста составляла 48 метров, а колокол-благовест весил 9 тонн. После уничтожения храма большой колокол власти вывезли, а малые колокола сбросили в болото.
– А когда храм закрыли и взорвали?
– Закрыли церковь в 1936 году, а взорвали в 1940-м. Поводом для сноса стала якобы нехватка кирпича на строительство школы. Однако, как и в других подобных случаях, кирпич от взорванного храма так и не использовали. На практике разбить стены на кирпичи оказалось невозможно. Храм взорвали, разбили стены на огромные блоки, и, в итоге, просто сбросили в болото, где эти блоки частично лежат до сих пор.
В те же годы пострадали служители Новорождественской церкви. В лике Новомучеников и исповедников российских прославлены трое наших подвижников: священник Петр Озерецковский, псаломщик Димитрий Ильинский и церковница Ольга Евдокимова. Отца Петра вместе с настоятелем церкви Федором Богословским расстреляли в 1938 году на полигоне в Бутово. Димитрий Ильинский и Ольга Евдокимова погибли в лагерях.
– Новорождествено было ликвидировано уже после войны?
– В 1940-е годы, когда взорвали храм, шла работа по строительству и увеличению взлетной полосы ЛИИ. Храм находился в центре села, но не географического, а скорее духовного и административного. От церкви улицы расходились лучами к станциям Фабричная, Прозоровская (Кратово) и Раменскому. Все эти улицы в 1949 году пересекла взлетная полоса. Деревенские дома ставили на сани зимой и перевозили в Раменское, где, таким образом, появилось село Новое – остаток Новорождествено. Кстати, советская власть первым делом убрала из названия «Рождествено» и поэтому село еще на старом месте называлось по-советски – «Новое село».
Местные жители остались не в обиде на советскую власть за перенос села. Дома были ветхие, а после переезда их хорошо отремонтировали военные: поставили на каменные фундаменты, накрыли железными крышами. С того времени на старом месте ничего не осталось от Новорождествено. Несколько лет назад стараниями отца Николая Струкова ближайшей улице присвоили имя Новорождественного проезда.
– А что было в советские годы непосредственно на места храма?
– В войну здесь стояли зенитные, минометные и орудийные батареи на случай прорыва и переправы немцев через реку Москву. До начала 1950-х годов холм был заселен людьми, кладбище функционировало. В 1952 году была установлена первая диспетчерская вышка управления полетами. Эта железная конструкция высотой 17,5 метров стоит до сих пор рядом с нашим храмом. По легенде под вышкой находятся два подземных этажа. Проверить это невозможно, потому что поляну перед ней после закрытия проекта, забетонировали, замуровав все входы.
– Почему вышку не стали использовать?
– Есть разные версии, в том числе мистическая. Башню поставили на месте древних монастырских захоронений – при строительных работах находили дубовые колоды времен Ивана Грозного. Некоторые летчики верят, что вышка не заработала из-за того, что потревожили могилы древних иноков. В начале 1960-х годов вышку пытались «оживить», но она опять не заработала. В итоге проект закрыли, диспетчерскую построили на новом месте, а эту землю отдали обществу рыболовов и охотников. По этой причине территория храма, осталась незастроенной.
– Расскажите, как возрождался храм бывшего села Новорождествено.
– Новейшая история возрождения прихода начиналась одновременно с трех сторон. Во-первых, правнучка нашего новомученика отца Петра Озерецковского Мария, которая в середине 1990-х годов училась на историка, узнала, что у нее в роду был священник и начала поднимать семейную историю в архивах. Одновременно с этим летчики-испытатели бригады Тресвятского решили поставить памятный крест на месте бывшего храма. В то время случалось много катастроф и аварий, и одному из летчиков явился во сне кто-то из усопших, повелев найти место храма в бывшем селе Новорождествено. Летчики сделали большой деревянный крест, привезли его сюда и поставили там, где, как они предположили, стоял храм. Один из участников операции по установке креста спустя несколько лет узнал, что является правнуком последнего настоятеля храма отца Федора Богословского.
С третьей стороны к возрождению прихода подошел отец Николай Струков –находящийся ныне на покое благочинный, силами которого фактически была утверждена духовная жизнь в городе Жуковском. В 1998 году вместе с единомышленниками он проводил раскопки на пустыре, искал фундамент храма. В итоге, батюшка обнаружил место расположения церкви несколько в стороне от креста, который поставили летчики. Он нашел старинные престольные гранитные плиты – храмовую святыню, где закладывали мощи святых. После этой находки митрополит Ювеналий благословил поставить на месте плит деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Уже через год в новом храме была совершена первая литургия. Таким образом, алтарь нынешней деревянной церкви точно совпадает с местом прежнего престола.
Кроме этого, отец Николай, как большой любитель местной истории, вкладывал много сил в то, чтобы привлечь сюда людей. Его стараниями неподалеку от храма поселилось шесть семей, у которых уже родились дети. Получился небольшой «анклав» под боком города Жуковский. С 2014 года нашим настоятелем стал отец Сергий Симаков. Приход находится на окраине города, поэтому прихожане – это люди достаточно молодые и мобильные. Приезжают на службы из Раменского, Жуковского, Люберец.
– Дмитрий, а как вы сами оказались здесь?
– Мы с женой были прихожанами храма св. Пантелеимона в Жуковском. В какой-то момент у меня наступил перелом в профессиональном плане, я понял, что хотел бы жить как-то иначе. Отец Николай предложил нам поехать жить «на Предтечу», а заодно приглядывать за хозяйством. В то время здесь было дико и пустынно, однако мне здесь понравилось, и мы остались.
– Расскажите о приходском музее и кузнице.
– Основой нашей скромной экспозиции стали предметы крестьянского обихода, которые мы постоянно находим в земле возле церкви. Кузнечным делом я занялся четыре года назад. Сейчас это для меня и хобби, и работа. В данный момент делаю паникадило в храм, хочу успеть закончить до Пасхи.
Мы встречаем всех, кто приезжает к нам на приход, рассказываем о нашей истории. Коренными жуковчанами принято считать людей, у которых дедушки и бабушки приехали на стройку ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) и ЛИИ (Летно-исследовательский институт). При ЦАГИ в 1930-х годах образовался поселок Стаханово, и с этого, как считается, началась история города Жуковского. Однако не все знают, что город возник не на пустом месте – рядом находится тысячелетняя история.