Елена Сидоркина и Валерий Герасимов: «Реставрируем наличники и даем им вторую жизнь»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Супруги Елена Сидоркина и Валерий Герасимов из деревни Заволенье Орехово-Зуевского городского округа собирают и реставрируют старинные наличники из разных деревень восточной части Подмосковья. Коллекционированием супруги увлеклись четыре года назад, и пришли к мнению, что образцы уходящей в прошлое домовой резьбы нужно не просто собирать, а реставрировать и сохранять. В планах коллекционеров создание первого в Подмосковье музея наличников в Заволенье, где уже выставлена часть коллекции под открытым небом.
– Елена Николаевна, какой наличник был первым в вашей коллекции?
– В 2019 году я ехала из Заволенья в Москву на машине и случайно увидела на помойке брошенный наличник. Через три дня я должна была возвращаться в деревню, и решила так: если к тому времени наличник все еще будет лежать – заберу. Он меня действительно дождался. Для чего я тогда взяла наличник, толком не понимала, наверное, просто стало жалко, что пропадает такая красота. Супруг Валерий Леонидович подхватил идею и вскоре привез еще один старый наличник из города Куровское.
После этого мы стали целенаправленно собирать наличники. Если видели, что где-то разбирают старый дом или ставят стеклопакеты, просили наличники у хозяев. Обычно старые наличники хозяева не восстанавливают, а бросают либо на помойку, либо в печку.
В основном мы привозим наличники из поездок-экспедиций. Садимся за руль и едем по окрестным деревням. Люди уже узнали о нашем увлечении и иногда сами предлагают и даже привозят нам свои наличники. Мы всегда спрашиваем разрешения у хозяев. Деньги за старый наличник попросили, наверное, три или четыре человека из ста. Потом у нас родилась идея не просто собирать наличники, а реставрировать.
Мы почитали литературу, пообщались с реставраторами. В нашем семейном деле я занимаюсь теоретическими вопросами и покраской, а основную часть работ своими руками делает Валерий Леонидович. Мы занимаемся всем вдвоем, и, конечно, работа физически тяжелая. На восстановление одного наличника, в зависимости от сложности, требуется от двух недель до полутора месяцев.
– Каков возраст восстановленных вами наличников?
– Много наличников 1950-1960 годов. Самым старым наличникам в нашей коллекции больше ста лет. Известный специалист по наличникам Иван Хафизов пишет, что восточное Подмосковье – это самая «резная» часть Московской области. Возможно, в силу того, что здесь жило много старообрядцев, а также, потому что война почти не коснулась этой части региона. На западной стороне Московской области домов со старыми наличниками после войны практически не оставалось – все было сожжено.
К сожалению, за те четыре года, что мы занимаемся наличниками, заметили, что они уходят и у нас. Когда мы начинали коллекционирование, наверное, половина домов в нашей деревне и соседних деревнях были «одеты» в наличники. Сейчас, если вы проедете по улицам, увидите, что таких домов осталось около трети. Я думаю, пройдет еще пять-десять лет, и наличники на домах будут наперечет. Вот почему важно их сохранить сегодня.
Современный наличник – это четыре резные доски и не более того. Только когда мы начали восстанавливать старые наличники, поняли, насколько сложно они были устроены. В наличнике может быть до семи слоев и иногда больше ста деталей. Когда погружаешься в эту тему, будто какой-то бесконечный неизведанный мир открывается.
– Верно ли, на ваш взгляд, мнение о славянской, языческой символике деталей наличников?
– Я бы так не говорила. Эти идеи получили распространение в 1980-х годах после публикации трудов академика Б. А. Рыбакова, и многие их переняли. Но какое может быть языческое влияние, когда сложные наличники стали активно изготавливать в деревнях только в конце XIX - начале XX века? Когда восстанавливаешь наличник своими руками, понимаешь, что мастеру хотелось добиться красоты, удобства в изготовлении, и чтобы вышло не хуже, чем у соседа, а вовсе не вкладывать особую символику.
Самые первые наличники на домах стали появляться на Руси в XVII-XVIII веках. До этого избы топились по-черному, делались маленькие волоковые окошки, чтобы не уходило тепло. Понятно, что к такому окну не приставишь наличник. Кроме того, первые стекольные заводы появились только при царе Алексее Михайловиче. Если и было стекло, то в царских или боярских хоромах. Даже во дворце Алексея Михайловича в Коломенском в окнах была слюда, а у людей попроще световые окошки затягивали бычьим или рыбьим пузырем.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что резьба на наличниках пришла из Нижнего Новгорода. Там жили мастера, которые украшали резьбой деревянные корабли, баржи и суда, плававшие по Волге. Когда в XVII веке появилось листовое железо, работа этих мастеров стала не нужна, и они переквалифицировались на домовую резьбу.
Сначала резьба была глухой. Потом появились лобзики, в том числе ножные, соответственно, появилась и прорезная резьба. Для прежней глухой резьбы требовалось до ста стамесок разных видов и форм, чтобы выполнить рисунок, а с помощью ножного лобзика стало возможно одновременно выпиливать до трех досок. Возникло безграничное раздолье для фантазии мастера.
Еще один источник домовой резьбы – это резьба иконостасов. В древности иконостасы на Руси были простые, тябловые. На них было минимальное количество резьбы и украшений. В XVI веке из Западной Европы через Белоруссию и Польшу к нам пришла так называемая «флемская резь». Эти фантастической красоты иконостасы русский человек видел, он же их и резал. Те же рисунки он переносил на свой дом.
На волне интереса к национальной культуре, который возник со второй половины XIX века, когда Россия стала крепчать и мужать, появилось много журналов и книг, где печатались образцы домовой резьбы. Мастера брали орнаменты и рисунки уже не из собственной головы, а из журналов.
Одна женщина из соседней деревни, узнав о нашем интересе к наличникам, подарила бесценную вещь: папку мужа, где были собраны листы из журналов «Родина», «Нива» и других популярных изданий конца XIX - начала XX века. В приложении к журналам шли страницы, где на одной стороне была выкройка платья, на другой – рисунок деревянной резьбы, который можно было использовать, как идею для наличника.
Хорошо заметна разница между наличниками домов, построенных до и после 1937 года, когда стали следовать новым сталинским строительным нормам. После 1937 года дома строились пониже, и окошки, соответственно, поменьше. Появилось электрическое освещение, и можно предположить, что уже не было необходимости делать высокие окна.
В основном наличники не имели авторства, их изготавливал хозяин дома для своей семьи. Но были и мастера, которые одевали в наличники всю деревню. Например, у нас есть наличник из деревни Емельяново Орехово-Зуевского района. Многие наличники из этой деревни имеют авторов – их сделали братья Вишняковы. Один из братьев был кузнецом, может быть, поэтому они такие мощные и по высоте, и по толщине доски.
– Есть ли какие-то характерные особенности у наличников восточной части Подмосковья?
– Четких признаков нет, но, тем не менее, можно выделить несколько характерных для восточного Подмосковья элементов: треугольник на завершении и арочка с резным элементом поверх, тройная арка, Д-образный наличник. Для егорьевских наличников был типичен длинный низ. Особенностью нашего Гуслицкого края были многоцветные наличники.
Есть один наличник, который за красоту наши гости часто принимают за старинный, а на самом деле он 1995 года выпуска. Его явно делала артель, потому что различные его варианты встречаются на домах ближайших деревень Запутное и Заполицы. В этом наличнике можно насчитать около восьмидесяти деталей. У нас есть и уникальный наличник 1925 года выпуска, где мы насчитали больше 120 деталей.
До 2022 года в нашей коллекции были наличники только Орехово-Зуевского района. Прошлой осенью мы поехали в Егорьевск и в одной из деревень увидели около дома белый наличник-красавец со ставнями. С разрешения хозяев забрали его, а заодно соседи отдали нам еще два наличника, которые собирались выбросить. Так мы «приросли» Егорьевским районом.
– Какой у вас подход к восстановлению наличников?
– Восстановление наличника – это кропотливая работа, ведь каждый из них уникален. Мы делаем именно реставрацию, поэтому обязательно разбираем наличник на детали. Если делать полностью новую деталь, это будет уже не реставрация. Нужно подклеивать каждый кусочек, все утраты. Часто приходится менять подоконную доску, потому что на нее попадают осадки – это самая слабая часть конструкции. Все остальное, несмотря на ветхий вид, как правило, достаточно крепкое.
Когда расчищаешь наличник, кажется, он вот-вот рассыпется, но потом понимаешь, что внутри дерево живое. Мы всем говорим, что не нужно выбрасывать наличники: дерево на самом деле прослужит еще долго. А вот счистить старую краску непросто. Валерий Леонидович изобрел собственный метод.
Соседи с одобрением относятся к нашему увлечению. После того, как мы повесили на забор первые отреставрированные наличники, местные стали говорить, что раньше Заволенье была обычной деревней, а теперь есть свой музей! Нашу экспозицию под открытым небом соседи показывают своим друзьям и родственникам как местную достопримечательность.
– Кроме темы наличников, вы также занимаетесь местным краеведением?
– Да, последние десять лет я заместитель главного редактора краеведческого альманаха «Гуслицы». После кончины основателя альманаха Юрия Александровича Карякина его вдова Е. М. Феофанова продолжила дело супруга. В прошлом году издали пятнадцатый номер, и сейчас из печати выходит шестнадцатый. Стараемся соблюсти все традиции журнала. У Ю. А. Карякина была идея поддержать местных краеведов. Он приглашал к сотрудничеству многих интересных авторов.
Также в какой-то момент назрела необходимость обобщить и теоретизировать информацию о наличниках. Я стала изучать специальную литературу, и в это же время на меня вышла творческая усадьба «Гуслица», которая находится в селе Ильинский Погост. Они предложили мне войти в качестве руководителя исследовательской группы в проект, получивший грант Президентского фонда культурных инициатив. Этот проект называется «Лица улицы: Наличники».
Главная идея этого проекта – по-новому взглянуть на традицию. Речь идет о современном прочтении старых наличников, поисков вариантов, как их можно использовать в современной архитектуре, в интерьере. Кстати, в апреле в арт-усадьбе «Гуслица» откроется выставка, где будут и некоторые наличники из нашей коллекции.
Следующая задача, над которой мы думаем – это организация чего-то вроде «Том Сойер Феста» в Заволенье. Из ста с лишним наличников нашей коллекции нами было отреставрировано только двадцать пять. Мы все делаем вдвоем, но хотели бы в будущем привлекать волонтеров, например, устраивать покраску наличников в формате мастер-класса.
– К вам уже приезжают гости на экскурсии?
– Да, приезжают. Думаю, что в этом году мы будем развивать работу в этом направлении. Мы рады гостям, всегда готовы рассказать о наличниках. Кроме того, в пристройке нашего дома есть небольшой музей всяких редкостей и древностей. Наш дом интересен и сам по себе. Ему около 140 лет, хотя точных данных в архивах я пока не нашла. В похозяйственных книгах деревни записано, что дом 1918 года, но так писали для всех домов, построенных до революции.
Поиск и восстановление наличников – это увлекательное занятие, и хочется, чтобы традиция наличников сохранялась. Мы видим, как наличники становятся востребованы. Из отреставрированных наличников делают зеркала, полки или шкафчики. Некоторые даже ставят наличники на окна внутри дома, делают из них предметы интерьера. Есть рестораны, украшенные наличниками.
В Подмосковье мы единственный реальный музей наличников. Есть виртуальный музей Ивана Хафизова, также есть коллекции, где наличники собраны в числе других старых вещей. Музеев реальных наличников даже в масштабах страны не более десятка. Наше отличие в том, что мы реставрируем и пытаемся дать наличникам вторую жизнь. Мы ставим перед собой задачу сохранить старые наличники, чтобы они еще послужили образцами для современных мастеров.
Контакты Елены Сидоркиной и Валерия Герасимова: 8 926 292 32 57