Иван Харченко: «Русь – это крепость между Западом и Востоком»
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC80L2Q1LzBhLzE1MjQwNDQwMzU4NDE0ODY1NzkwNi5qcGc.webp)
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Художник Иван Иванович Харченко с 1974 года живет в городе Сергиев Посад. Его главное мастерство – это панно на ткани в технике горячего батика. Полотна художника масштабны и по размеру, и по отраженным на них историческим и философским темам. В 1987 году Иван Иванович помогал скульптору В.М. Клыкову устанавливать первый в стране памятник Сергию Радонежскому в селе Городок. С 2004 года возглавил в Сергиевом Посаде местное отделение Союза художников.
–Расскажите о батике. Почему вы стали работать в этой технике?
– Батиком часто увлекаются женщины, поэтому у многих людей эта техника ассоциируется только с бабочками или цветочками. Мои батики – это панно на ткани, посвященные историко-философским темам. Есть два варианта техники батик: холодный и горячий. Последний больше подходит для моих художественных целей. Горячий батик гарантирует точность исполнения, а в холодном батике используется много свободной росписи, импровизации.
В институте моей дипломной работой был гобелен, технику которого я глубоко изучал и хорошо знал. Однако гобеленом я не мог заниматься из-за стесненных бытовых условий. Для гобелена обязательно нужен станок, а тогда у меня не было своего жилья: за три года сменил девять съемных квартир. Техника батика, которой я тоже интересовался в институте, не всегда требует пространства. В ней можно делать вещи небольших размеров, поэтому я продолжил экспериментировать в батике.
–В чем главная особенность этой техники?
– Сложный метод нанесения слоев цвета друг на друга. Художники используют различные приемы. Я сначала перевожу рисунок на белую ткань. Белые детали – это сохраненный цвет неокрашенной ткани. Для этого расплавленным воском закрываю белые части, а потом покрываю всю оставшуюся поверхность ткани желтой краской. Следующий шаг – сохранить получившийся желтый фон. Я также изолирую фон по контуру расплавленным воском. Для этого использую специальный инструмент, который называется батик-штифт. Постепенно покрываю воском каждый цвет, а последний, темный, получается суммарным: он содержит в себе все предыдущие слои краски. Самое сложное – продумать палитру цветов от белого до самого темного. Процесс трудоемкий, но в нем проявляется гармония. Философы говорят, что часть подобна целому. В батике это подобие заключается в том, что все цвета картины участвуют в формировании самого темного. В конце работы воск выпаривается с полотна при помощи бумаги и утюга. Во время этой операции дым в мастерской стоит коромыслом.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC80L2Y3L2YwLzczNTc1MTQxNTI0MDQ0MDEzLmpwZw.webp)
–Вы сказали, что в батике обращаетесь к историко-философским темам. Какие это сюжеты?
– Меня всегда интересовала эпоха монголо-татарского ига, Куликовская битва, жизнь Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского. Русь на моих батиках представлена как духовная крепость между Западом и Востоком. Я делал батики на эту тему в конце XX века, но она оказалась актуальной и сегодня. Это вечная тема.
Русь со Средних веков постоянно защищается то от Востока, то от Запада. Я искал причину этого. Объяснение, что у нас много природных ценностей, которые захватчики хотят присвоить, кажется слишком простым. Дело и не в какой-то особенной агрессивной сути Запада или Востока.
Я изучал труды мыслителя Александра Леонидовича Чижевского и согласен с его гипотезой, что солнечная активность влияет на жизнь на Земле и на поведение людей. Периодически из недр солнца выбрасываются массы электромагнитного излучения, и все на земле возбуждается, в том числе человек. На моих батиках со временем появилось солнце как источник этого возбуждения. Человек не в состоянии противостоять мощному потоку энергии из космоса. Время от времени появляются вожди, возглавляющие народы и заставляющие верить в абсурдные идеи. В спокойное время эти вожди считаются безумцами.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC80L2I2Lzg4LzYxMzM5NjExNTI0MDQ0MDE4LmpwZw.webp)
– Как оценивали ваши работы в семидесятые и восьмидесятые годы?
– Работы десять лет не пропускали на большие выставки. Например, кому-то не нравилось, что на батике купол русского храма венчал крест. Мне даже предлагали прорисовать крест «в профиль», чтобы было непонятно, что это. Я не мог с этим согласиться. Россия исторически связана с православием, и это ее мобилизующее начало. Неправильно рисовать вместо креста просто прямую палку, как будто на церкви установили громоотвод.
–Вы были знакомы со скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым. Вас сблизило сходство тем творчества?
– С Вячеславом Клыковым я познакомился случайно через однокурсника, от которого узнал, что скульптор готовит модель памятника Сергию Радонежскому. Идею места для памятника он хотел обсудить с другим скульптором и моим дядей Федором Федоровичем Ляхом. Так я стал «соединительным звеном» между ними.
Федор Федорович Лях много лет работал в Радонеже, занимался сохранением храма. Он убедил местных жителей деревни Городок, как тогда назывался Радонеж, собрать предметы церковной утвари, которые растащили из храма в советское время. Все собранное, а это более ста предметов, он передал в музей. Федор Федорович организовывал субботники. По выходным брал лопату и убирал мусор. В восьмидесятые годы москвичи часто приезжали на пикники в Радонеж и заметили человека, который что-то убирает и чистит. Люди подходили и спрашивали об истории храма, а дядя с удовольствием рассказывал о преподобном Сергии. Его рассказы увлекли многих людей, и постепенно вокруг него собралась целая команда помощников. Дядя отнесся к идее поставить памятник в Радонеже с восторгом.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC80LzVlLzdkLzQyMzM4OTkxNTI0MDQ0MDIyLmpwZw.webp)
Группа художников, в которой был и я, обратилась к местной власти за разрешением установить первый памятник преподобному Сергию в Радонеже у Преображенского собора. Сначала власть восприняла инициативу спокойно, но потом начались проблемы. В мастерской Вячеслава Клыкова было организовано обсуждение, где высказывались противоположные мнения о том, нужен ли вообще памятник Сергию Радонежскому. Один историк даже усомнился в реальности преподобного как исторической фигуры. Другой полагал, что Сергий – это не знаковый деятель эпохи, а простой монах. Идею установки памятника тогда поддержал известный писатель Виктор Астафьев.
–Был 1987 год. Как власти в то время отнеслись к вашей затее?
– Да, первая попытка установки памятника состоялась в 1987 году. Приходилось преодолевать мощное сопротивление. 20 сентября планировали открытие памятника, но ночью скульптурное изображение преподобного Сергия арестовали в Мытищах по пути из мастерской Клыкова в село Радонеж. По телевидению объявили, что мы – экстремисты, подготовившие неразрешенную акцию. В день установки памятника власти задействовали весь подмосковный военный гарнизон, перекрыли дороги и подъезды, чтобы люди не пришли. Установили микрофоны, в которые сообщали, что открытие памятника Сергию Радонежскому не состоится. Люди все равно шли в Радонеж потоком, а некоторые перебирались через речку, минуя препятствия. Нас с товарищем задержали у Преображенского собора.
В тот день случилось чудо. Люди ждали памятник, а его все не было. Вдруг надвинулась мощная туча, и хлынул проливной дождь. Людям негде было спрятаться, и все промокли. Потом тучи рассеялись, и явилась удивительно красивая радуга. Радугу вообще редко увидишь в сентябре месяце. Если вы посмотрите на памятник, преподобный отрок держит икону Троицы, а нимб у него с вкраплением кварца. Когда знаешь историю открытия памятника, сразу возникает ассоциация с радугой, хотя скульптор специально этого не делал. Через год на Троицу состоялось второе, уже официальное открытие памятника. Это была наша победа.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC80LzcyLzg3LzE3MzE3MDYxNTI0MDQ0MDI4LmpwZw.webp)
–Какая главная задача Союза художников? Есть мнение, что эта организация могла существовать только в советских реалиях.
– Объединения художников под общим лозунгом или идеей существовали и раньше. Например, «Передвижники» до революции в России или группа экспрессионистов «Мост» в Германии. Правда, больших и долгоживущих объединений, как Союз художников, не было. Любой художник по характеру индивидуалист, и у него не всегда получается жить в большом коллективе и решать общую задачу. Однако когда есть организация, появляются определенные защитные функции. Союз помогает получить мастерскую, а без мастерской художник – это все равно, что автомобилист без автомобиля. Мы проводим художественные выставки на своих площадях.
Уникальность Сергиево-Посадского отделения в том, что для относительно маленького города с населением в 105 тысяч человек у нас 158 членов союза художников. Областные отделения, где проживает несколько миллионов человек, имеют иногда меньше членов, чем мы. Здесь возникает и сложность, потому что художники частично живут и от продажи произведений искусства, а покупательская способность маленького города невелика. Сергиев Посад много потерял в этом отношении, потому что исчезли военные заводы. Жители города стараются заработать копейку, и им уже не до произведений искусства.
–Как вы оказались в Подмосковье и в Загорске?
– После института в Москве я поехал по направлению в Ставрополь работать художником на фабрику ковров. Там я, как и положено, начал рисовать новые эскизы, но окружающие с тревогой смотрели на мою деятельность. На заводе имелся большой альбом с образцами рисунков тридцатых-пятидесятых годов, и новых им не требовалось. Ткачихам выгодно было делать одно и то же, потому что они могли ткать знакомые рисунки на автомате. Начальника цеха и директора тоже устраивало это, потому что сбыт проверенной продукции был гарантирован. Кроме того, вскоре возвратился на фабрику предыдущий художник, который ездил поступать в Строгановку, но не прошел. На предприятии оказалось сразу два ненужных художника.
В это время в Ставрополе открылось художественное училище, и я попросил отпустить меня с фабрики ковров туда. Преподавателей в училище остро не хватало. Художники не шли туда, потому что зарплата была всего 70 рублей, и чтобы что-то зарабатывать, нужно было брать две ставки. Так и получилось: работал с восьми утра до восьми вечера каждый день кроме воскресенья. Заниматься со студентами было интересно, но общая атмосфера художественной жизни в городе перестала меня устраивать.
Мой интерес к истории, желание глубже изучить ее, подтолкнули к решению перебраться именно в Загорск. Мне повезло, что в то время требовался преподаватель художественных дисциплин в техникум игрушки. Так я оказался здесь.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC80L2ZjL2QyLzk3MTE4MDIxNTI0MDQ0MDMzLmpwZw.webp)