Красавцева Елена: «Наша задача – привить философские знания людям»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Сотрудник библиотеки имени В.В. Розанова в городе Сергиев Посад Елена Красавцева расскажет в интервью о проекте «Философия день за днем», который стартовал в 2017 году и посвящен популяризации уникального философского наследия этого подмосковного города. В разные годы с Сергиевым Посадом были связаны жизнь и творчество выдающихся мыслителей и писателей Василия Васильевича Розанова, Павла Александровича Флоренского, Льва Александровича Тихомирова и многих других. В рамках проекта был создан маршрут «Тропой философов», в который вошли памятные для любителей русской философии места, до сих пор сохраняющиеся на карте Сергиева Посада.
–Расскажите, почему проект «Философия день за днем» стартовал именно в этом году?
– В 2017 году исполняется 25 лет с того момента, как наша библиотека стала носить имя писателя и философа Василия Васильевича Розанова. Мы являемся единственной библиотекой в Московской области, носящей имя этого мыслителя, и это обстоятельство обязало нас много лет назад начать работу по сохранению литературного и философского наследия Сергиева Посада. В начале нашей деятельности мы крайне мало знали о том, что это наследие существует, потому что книги русских философов Серебряного века в советское время не издавались. В 1990-е годы в библиотеке стал формироваться фонд, посвященный этой теме. Мы снимали видеофильмы, разработали биографические пособия, создали архив документов. В 2014 году в библиотеке открылся мемориальный кабинет «Русские философы в Сергиевом Посаде». Сейчас мы наблюдаем, как растет интерес к этой теме, хотя жители города до сих пор очень мало знают о том, что у нас когда-то жили люди с мировыми именами: Павел Александрович Флоренский, Василий Васильевич Розанов, Константин Николаевич Леонтьев, Лев Александрович Тихомиров, Михаил Александрович Новоселов и многие другие.
Все это подвигло нас начать отдельный проект, направленный на популяризацию философских знаний, чтобы сделать их более доступными как для жителей, так и для гостей города. Новизна проекта заключалась в том, что мы решили продвигать эти знания при помощи современных технологий и методов. Во-первых, мы создали маршрут «Тропой философов» и выложили аудиогид на платформе «izi.TRAVEL». Там можно узнать основную информацию, посмотреть фото и описание маршрута. Кроме того, мы разработали еще три пешеходные прогулки и провели в общей сложности четырнадцать бесплатных экскурсий в летний период. Экскурсии «Красюковка», «По Вифанской – в историю» и «Тайны посадского Чертолья» пользовались огромной популярностью у наших жителей. В содержании каждой экскурсии были отражены судьбы философов, которые у нас работали и жили, а некоторые нашли свой последний приют. Мы сейчас планируем также выложить эти маршруты на «izi.TRAVEL».
Работа велась в разных направлениях. В стенах библиотеки проводился молодежный курс лекций «Аудиториум» на социально-философские темы. Проходили презентации книг, акции «Философский дворик», «Время читать Розанова» и другие. Также были созданы баннеры «В.В. Розанов в Сергиевом Посаде» и «Русские философы в Сергиевом Посаде», чтобы всякий, кто проходит мимо библиотеки мог узнать, почему библиотека носит имя этого человека. Василий Васильевич Розанов окончил свою жизнь на Красюковке не так далеко от нашей библиотеки. Там сохранился дом, правда он находится не в самом лучшем состоянии. Сейчас это обычный частный дом, но на нем висит мемориальная табличка, изготовленная в 1990 году по инициативе и на личные средства ныне покойного литературоведа Станислава Стефановича Лесневского. Последнее время идет много разговоров о том, что в этом доме хорошо бы открыть музей, но земля и дом находятся в собственности.
–Люди, жившие потом в этом доме, знали про его историю?
– В 1917 году, когда Розанов приехал в Сергиев Посад, дом принадлежал местному священнику и преподавателю Вифанской духовной семинарии по фамилии Беляев. Дом считался очень комфортным. Во-первых, он был большим и просторным, что, однако, стало для философа скорее недостатком, потому что зимой его было очень дорого отапливать. Во-вторых, в доме была ванна, а, кроме того, имелся телефон, что в те времена считалось огромной редкостью. Розанов умер в феврале 1919 года, а дом впоследствии перешел по наследству к родственникам священника Беляева, которые продали его семье Козловых. Несколько лет назад мы были в гостях у нынешнего владельца дома и брали у него интервью. Он рассказал интересную историю. В шестидесятые или в семидесятые годы Козлов сидел в своем доме на Красюковке и слушал запрещенную радиостанцию «БиБиСи». В радиопередаче зачитали цитату неизвестного ему русского философа Розанова. В конце прозвучал адрес, где творил мыслитель: «Сергиевский Посад, улица Полевая дом 1». Хозяин дома не поверил своим ушам, ведь именно в этом доме он сидел и слушал передачу. Утром он стал расспрашивать о Розанове всех кого мог, но людям это имя ничего не говорило. В советское время, как я уже сказала, книги Розанова не издавались, и информацию о нем можно было почерпнуть разве что в архивах.
–Розанов, Флоренский, Константин Леонтьев, Лев Тихомиров… Почему в конце XIX и начале XX века известные философы встретились именно в Сергиевом Посаде?
– Конечно, каждый из них приехал в город по своим мотивам, но, тем не менее, это не было простым совпадением. Прежде всего, центром притяжения для многих из них была Троице-Сергиева лавра. Возьмем Константина Николаевича Леонтьева. Его жизнь напоминает увлекательный роман. Будучи дворянином и владельцем усадьбы в Калужской области, он поступает в Медицинский университет в Москве, а затем отправляется добровольцем на фронт Крымской войны. После войны Леонтьев становится успешным дипломатом, но принимает решение поменять блестящую карьеру на монашеские одежды. Однако осуществить свое решение ему долго не удавалось. Он тайно принял постриг лишь незадолго до кончины в Оптиной Пустыни, где получил совет ехать к преподобному Сергию Радонежскому. Прибыв в Лавру, он планировал остаться вместе с братией Троицкой обители, но неожиданно заболел воспалением легких и умер в 1891 году. Так совпало, что рядом с его могилой в Гефсиманском скиту спустя почти тридцать лет был похоронен Василий Васильевич Розанов.
Леонтьев и Розанов состояли в переписке, были близки духовно, но лично никогда не встречались. Встретились они уже после смерти, оказавшись похороненными рядом в Сергиевом Посаде. После революции кладбище у Гефсиманского скита было уничтожено, однако по запискам и рисунку писателя Михаила Михайловича Пришвина, который жил в Сергиевом Посаде с 1926 по 1937 годы и посещал могилу Розанова, захоронения обоих философов удалось потом восстановить. Василий Васильевич Розанов был гимназическим учителем Пришвина, поэтому, хотя отношение к нему у Михаила Михайловича было неоднозначным, он с почтением относился к его могиле и поспособствовал восстановлению памятного места.
Павел Александрович Флоренский также оказался в нашем городе благодаря Троице-Сергиевой лавре. Он учился в Московской духовной академии, а потом принял священнический сан и служил на одном из приходов в Сергиевом Посаде. Именно по рекомендации Павла Флоренского Розанов поселился в доме священника Белява на Красюковке. Кроме того, Павел Флоренский, Сергей Николаевич Дурылин, Сергей Павлович Мансуров и Юрий Александрович Олсуфьев, чей дом находится прямо напротив библиотеки, после революции работали в комиссии по сохранению памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Сергей Николаевич Дурылин – священник, литературовед и очень интересный мыслитель – был дружен с Розановым и присутствовал при его погребении. Маршрут «Тропа философов» появилась не случайно. В непосредственной близости от библиотеки расположены улицы, на которых жили и по которым ходили философы с мировым именем.
–В чем главная задача проекта «Философия день за днем»?
– Если говорить кратко, то задача проекта состоит в том, чтобы привить философские знания массовому потребителю и читателю, чтобы обыкновенные люди что-то узнали о наших знаменитых мыслителях. На самом деле эту тему знают в основном только интересующиеся люди. Они приезжают в город, иногда приходят в Лавру или в музей и спрашивают, где им узнать о философском наследии Сергиева Посада. Их всегда направляют к нам в библиотеку, где мы можем ответить на какие-то их вопросы. Я заметила, что этой темой больше интересуются туристы, чем жители города, хотя мы прилагаем все усилия, чтобы и они открывали для себя истории наших философов. Мы стараемся говорить о философии не топорно в виде лекций, а, прежде всего, акцентируем внимание на личности и судьбе каждого мыслителя. Автор и разработчик экскурсий и встреч проекта– краевед и историк Александр Борисович Рдултовский. После успеха летних экскурсий при библиотеке образовался клуб любителей краеведения, философии и литературы «Ваш друг R.» Кто такой «R.» домысливает каждый сам. Может быть, это Розанов, а может – Рдултовский. Недавно в стенах нашей библиотеки прошло интересное событие, которое вел Александр Борисович. Оно было посвящено музыке в жизни Павла Флоренского. Отец Павел прямо писал в своих дневниковых записях, что если бы не философия, то его призванием стала бы музыка.
–Почему 25 лет назад библиотека взяла имя Василия Васильевича Розанова, а не другого философа?
– Честно говоря, мы не выбирали имя, все случилось по стечению обстоятельств. Уже упоминавшийся мной Станислав Стефанович Лесневский приехал в наш город в начале 1990-х годов, нашел старый дом, в котором когда-то жил Розанов, потом пришел к нам в библиотеку и спросил, знаем ли мы, кто такой Василий Васильевич Розанов. Мы ничего тогда о нем не знали, у нас не было ни одной его книги, потому что Розанов издавался только за границей. Станислав Стефанович первым предложил назвать библиотеку именем этого мыслителя, а директор библиотеки охотно согласилась. С момента, как мы получили имя Розанова, стали собирать фонд по этой теме. Наш фонд – это не просто книги, которые мы купили в магазине или заказали. Каждый год на протяжении двадцати пяти лет в день памяти мыслителя 5 февраля в библиотеке проходят Розановские чтения, на которые приезжают исследователи из Института мировой литературы имени Горького, Российского фонда культуры, Пушкинского дома Российской академии наук и других мест. Все издания фонда подарены нам участниками чтений. Сначала это были публикации в толстых журналах, а потом книги.
–Вы говорили, что в советские годы Розанов издавался только за рубежом. Насколько он известен там сегодня?
– Розанова хорошо знают за границей. У нас есть замечательные книги о Розанове на японском и немецком языках. Как-то мы ездили на конференцию на родину Розанова в Кострому, в которой участвовали исследователи из Великобритании, Польши. За границей достаточно много розановедов, а в нашей стране, поскольку Василий Васильевич слыл ярым монархистом и высказывался о революцию очень резко, на протяжении почти всего XXвека наследием философа никто не занимался. Когда началась революция в Петербурге, он приехал в Сергиев Посад, полагая, что здесь можно выжить. Писатель находился в непростом положении. Жена была серьезно больна, а при новой власти он лишился возможности публиковаться и элементарного заработка.
Хотя в своей доктрине Розанов прославлял чадолюбие и многодетность, из пяти детей писателя никто не оставил потомства. Прямых внуков у Розанова не было, остались только потомки его старшего брата Николая. Сын умер в годы Гражданской войны, а дочери уходили в слишком противоречивые искания, одна из которых покончила с собой. Дочь Татьяна прожила дольше всех, оставив очень интересные воспоминания об отце. Другая дочь Надежда стала художником и иллюстрировала детские книги. Их воспоминания оказались последним отблеском быта выдающихся представителей Серебряного века. В плане наследников гораздо больше повезло отцу Павлу Флоренскому. У Флоренского остались внуки, которые активно участвуют в сохранении и систематизации наследия своего гениального дедушки. В частности, внук Флоренского игумен Андроник Трубачев занимается изданием наследия и трудов Павла Александровича на протяжении уже многих лет.