Максим Суравегин: «Музей начался с подарка – пишущей машинки»
Фото: [личный архив Максима Суравегина, Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Максим Суравегин – коллекционер антикварных пишущих машинок из Красногорска, создатель частного музея. В коллекции Максима собраны экспонаты разных эпох, стран и конструкций. Здесь можно увидеть машинки для печатания музыкальных знаков, математических символов, китайских иероглифов, азбуки Брайля для слепых... В музее собраны редкие типы конструкций с разными раскладками и вовсе без клавиатуры, «летучие мыши», «пауки» и многие другие.
– Максим, с чего начинается рассказ в экспозиции вашего музея?
– С популярной американской пишущей машинки «Ундервуд» (Underwood). Это одна из первых машин с так называемой видимой печатью. Все более ранние конструкции машинок работали по принципу слепой печати, а это был существенный недостаток: чтобы посмотреть текст, приходилось всякий раз снимать каретку. Вообще «Ундервуд»считается самой массовой машинкой: за все время было выпущено более миллиона ее экземпляров. В коллекции у меня в основном «Ундервуды» начала XX века. Есть уникальная машинка «Ундервуд» 1917 года, сделанная во время Февральской революции. Она готовилась под выпуск в Россию, но из-за политической ситуации производители не понимали, кому ее продавать. Вот почему все надписи на корпусе у нее на русском языке, а раскладка клавиатуры – английская.
Кстати, в 1930-х годах прошлого века фирма «Ундервуд» создала сто тонный экземпляр популярной машины, и несколько лет эта гигантская копия демонстрировалась на выставке. Любопытный «Ундервуд» в моей коллекции закрыт специальным деревянным кожухом. Дело в том, что все печатные машинки очень шумят при работе, а кожух делал звук тише. Это особенно пригодилось в годы Первой Мировой войны. Нужно было, чтобы солдаты в окопах могли печатать и не привлекать лишнего внимания. Кроме того, благодаря кожуху в механизм не попадала грязь и земля.
Другая американская машинка, которая часто применялась военными – это «Оливер» (Oliver). Она имеет уникальный дизайн, который называют «летучей мышью». Самый ранний экземпляр «Оливера» в моей коллекции датируется 1899 годом, но и вариант машинки 1922 года практически ничем от него не отличался – многое осталось неизменным за почти три десятилетия. Другая машинка с интересным дизайном – «Вильямс» (Williams). Ее называют «пауком» за внешний вид и конструкцию механизма. У меня есть экземпляр такой машины 1894 года. К слову, это тоже одна из первых машинок с видимой печатью.
Говоря о дизайне, стоит упомянуть машинку конца 1960-х годов – «Оливетти Валентин» (Olivetti Valentine). В свое время она считалась тем же, что сейчас компьютер Apple. Знаменитый дизайнер Эттор Сотсасспервый придумал выпускать яркие, цветные, изящные машинки. У меня в коллекции есть уникальный экземпляр «Оливетти Валентин» с русской клавиатурой. Известно, что серийно она не выпускалась, поэтому, возможно, ее заказывали специально для кого-то из членов советского правительства.
– В каких странах производили пишущие машинки?
– Была два бесспорных лидера в отрасли: американцы и немцы. Существовали также английские машинки, но их вклад был гораздо меньше. В основном это фирмы «Империал» (Imperial) и «Барлок» (Barlock). Обычно американские и немецкие компании выпускали по лицензии машинки для разных стран под другими именами. Например, для Австрии «Оливер» делал машинки под маркой «Курьер» (Courier), для французов – «Якоби» и так далее.
Другая известная американская фирма – «Смит Премьер»(SmithPremier). В отличие от «Ундервуда», она имеет две архаичные черты: слепую печать, о которой я говорил, и раскладку клавиатуры, на который заглавные и строчные буквы разнесены, имеют отдельные клавиши. На самом деле компания «Смит Премьер» очень сильно тормозила развитие печатных машинок. Вплоть до 1910-1912 года они продолжали делать такую устаревшую клавиатуру. К слову, машинки «Смит Премьер» в России предпочитали использовать в КГБ. Считалось, что если большие и маленькие буквы, знаки препинания разведены, то меньше ошибаешься. Это имеет свою логику: когда решаются человеческие судьбы, надо делать меньше ошибок.
Интересны электромеханические машинки «Мерседес» (Mercedes). Первые такие экземпляры начали появляться в 1920-х годах. Автоматика позволяла реагировать на малейшее нажатие кнопки, плюс прокручивала каретку. Это облегчало работу машинистки и ускоряло печать. Кстати, фирму «Мерседес» не надо путать с известной автомобильной маркой. За это название две компании в свое время судились.
– Существовали старые печатные машинки отечественной разработки?
– Не думаю. Известная марка «Москва» была не нашей разработкой, а скорее копированием немецких машинок: часть ее взяли с «Эрики» (Erika), а часть – с «Рейнметалл» (Rheinmetall). Условно нашей разработкой можно считать машинку «Яналиф», которую производили в Уфе в 1920-е годы. Пока в моей коллекции такой машинки нет, потому что эта серия практически не сохранилась. К слову, ее первые экземпляры делали беспризорники.
– Какие машинки в вашей коллекции наиболее интересны с точки зрения знаков и символов?
– Есть машинка с раскладкой на арабском языке, где каретка ходит в обратную сторону: справа налево. Также уникальны музыкальные машинки 1950-х годов, позволяющие печатать не буквы, а ноты и другие музыкальные символы. Интересна печатная машинка для слепых, которая пробивает в бумаге дырки – рельефно-точечную азбуку Брайля. Ни чернила, ни лента для такой машинки, естественно, не нужны. Наиболее экзотично выглядит печатная машинка с китайскими иероглифами, которых, в отличие от букв алфавита, великое множество. Существовали машинки-полиглоты, которые печатали одновременно на двух языках. По принципу полиглота была сделана и редкая машинка со всеми математическими символами.
В моей коллекции есть одна из самых «кровавых» пишущих машинок. Внешне в ней нет ничего зловещего, но если посмотреть на цифру пять, то можно увидеть рядом символ двух молний – знак войск «СС». Эта машинка стояла в одной из немецких эсесовских канцелярий. Другая пишущая машинка имеет кроме символов СС также, специальные символы «мужчина - женщина» и находилась она в лагере смерти в Венгрии. Эти знаки использовались при наборе расстрельных списков.
– Экспонаты расставлены в музее не по хронологическому принципу?
– Нет, экспонаты расставлены не по годам, а по фирмам и производителям. В целом я стараюсь собирать машинки не старше 1950-х годов, потому что позже они становились все менее интересными и внешне, и по конструкции.
В музее есть «Ремингтоны» (Remington) – первые коммерчески успешные пишущие машинки. Их было выпущено около четырех тысяч экземпляров. Во всем мире сохранилось порядка трехсот штук: половина находится в музеях, половина – в частных собраниях. Началось все с того, что Ремингтон перекупил права на производство машин у изобретателей Шоулза и Глиддена. После этого машины стали выпускаться под маркой «Ремингтон-Шоулз». В музее выставлен Ремингтон номер 7. Считается, что благодаря этой машинке появилась новая женская профессия – секретарь. Кстати, в музее есть и первая оригинальная реклама женщины-секретаря, напечатанная в 1900 году.
Интересная машина «Континенталь» (Continental) в моей коллекции была привезена из Германии после Второй Мировой войны. У машинки громадная каретка, поэтому аппарат прикручивается к столу, чтобы его не перевешивало, когда каретка переходит в одну либо другую сторону. Эта машинка, с перепаянными русскими буквами, стояла в редакции газеты «Правда». Огромный размер каретки нужен был для формата газетного листа.
Среди нестандартных конструкций нужно назвать индексные машинки (без клавиатуры), и в частности машинки «Миньон» (Mignon). Они просуществовали достаточно долго, потому что были единственными, у которых можно было быстро поменять шрифт: нужно было лишь переставить плату и головку. Большая редкость – машинка «Миньон» на русском языке.
Недавно я случайно узнал, что выпускались печатные машинки со встроенным часовым механизмом. В корпус нужно было вставить монету в 10 центов, и за эти деньги можно было пользоваться машинкой полчаса. После того, как время истекало, механизм блокировал клавиатуру. В мире осталось всего шесть штук таких машинок. Надеюсь, когда-нибудь я приобрету одну из них для музея.
– Как появилась известная нам комбинация букв, которую мы теперь используем на клавиатуре компьютера?
– Клавиатура QWERTY, действительно, пришла от пишущих машинок, и существуют как минимум две версии ее появления. Согласно первой версии, которая подтверждена документально, изобретатель первой коммерчески успешной машинки Шоулз в XIX веке долго экспериментировал с расположением букв и нашел оптимальный вариант, при котором рычаги не цеплялись друг с другом при быстрой печати. Буквы, которые употребляются часто, он постарался разнести подальше друг от друга. Вот почему порой так неудобно печатать нам на компьютере. Со временем к раскладке QWERTY все привыкли, и она стала самой популярной в мире. Вторая версия, которая не противоречит первой, гласит, что в верхнем ряду расположены все буквы фразы «TYPE WRITER QUOTE». Считалось, что первые печатные машинки продавали малограмотные моряки. Естественно,они не очень хорошо печатали, но могли выучить простую комбинацию букв этой фразы в первом ряду и продемонстрировать удобство и быстроту печати перед покупателем.
Недостатки QWERTY пытались устранить, создавая иные раскладки. В частности, изобретатель Джордж Бликенсдерфер пошел против этой системы, создал научную раскладку, где самые частые в употреблении буквы, наоборот, располагались ближе друг к другу. Она очень близка раскладке Дворака – наиболее известной альтернативе QWERTY.
Русская раскладка, в отличие от QWERTY, вероятно, возникла спонтанно. Если сравнить английскую и русскую клавиатуры, то видно, что они не имеют практически ничего общего. Сложно определить, кто и когда нарисовал заказчику печатных машинок такую раскладку, в которой мы все теперь живем, и которая, кажется, не всегда удобна.
– С чего началось ваше увлечение старыми печатными машинками?
– Четыре года назад захотелось попробовать печатать на пишущей машинке. Жена подарила мне один экземпляр, а потом друзья, узнав о моем желании, подарили еще несколько штук. Так в один день у меня появилось сразу восемь пишущих машинок. Позже я купил себе еще пару машин, а потому узнал, что они бывают необычных форм, конструкции и дизайна. Начал изучать глубже, познакомился с коллекционерами, и потихоньку собрал на сегодняшний момент около семисот экспонатов. Машинки – это достаточно ограниченный для коллекционирования предмет, у которого есть предел. На самом полном сайте по этой теме typewriterdatabase.com представлено 500 брендов и около 1200 моделей.
Кроме самих машинок есть разные сопутствующие предметы, которые я тоже коллекционирую: инструменты, баночки для ленты, журналы и литературу о печатных машинках.
– Как посетители могут попасть в ваш музей?
– Есть два варианта: либо написать мне запрос по электронной почте max@besttypewriter.com, и когда соберется небольшая группа, присоединиться к ней, либо посетить выездную выставку. Добраться до музея без своего транспорта сложно, но, в крайнем случае, я встречаю на своем автомобиле у станции Нахабино.