Маргарита Бурова: «Чаепитие с самоваром располагает к объединению людей»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Коллекция старинных самоваров семьи Буровых, которая складывалась на протяжении более двадцати лет, не так давно стала доступна для всех любителей старины. Музей «Дом самовара» расположился на территории одной из усадеб в историческом центре города Коломны. Хозяйка музея Маргарита Бурова расскажет в интервью о китайских, цыганских, польских и русских самоварах. Вы узнаете, почему самовары называли валенками, тыквами, яйцами и пушками, и для чего могли использовать огромный чайник богатые люди в Персии.
– Расскажите, как появилась и пополнялась ваша коллекция самоваров?
– Мы с супругом встретились тридцать три года назад в Коломне. Наша семья военная, мы служили в разных местах, ездили по стране и собирали самовары. За долгие годы у нас образовалась внушительная коллекция. Сейчас у нас более четырехсот экземпляров старинных и современных самоваров из России и других стран. Для сравнения в государственном музее Тулы собраны, в основном, работы тульских мастеров, поэтому самоваров там меньше. Конечно, в Туле представлены настоящие шедевры. До 2016 года практически все самовары хранились у нас дома и в гараже.
Началось все со встреч на улице за самоваром. У нас был самовар, к нам приходили гости. Потом мы увидели на рынке второй самовар, затем третий. Так любовь к чаепитию с друзьями переросла в наше увлечение самоварами. Мне всегда хотелось, чтобы люди больше общались. В военных городках, например, семьи дружили, а сейчас люди разобщены: могут жить в одном подъезде и не знать своих соседей. Моя задумка была именно в том, чтобы говорить гостям музея не только о самих самоварах, но и об объединении людей. Чаепитие за самоваром очень располагает к объединению.
Можно сказать, что с общих чаепитий мы и начали. На Новый год в десять минут первого мы ставили огромный самовар на улице здесь в Коломне и приглашали всех к чаю с символическим угощением в виде сушек и конфеток. Люди приходили из-за своего стола и не хотели есть, а чай начинали пить с удовольствием. На второй и третий год люди стали сами приносить какие-то конфеты на общий стол. В прошлом году у нас стояло уже три самовара, и нам не хватало чая. Во время этих посиделок и пришла убежденность выставлять нашу коллекцию.
В 2015 году мы купили для музея старый дом в районе старого города. После реставрации дом оказался слишком маленьким, поэтому мы построили новый дом в стиле каретного сарая. Снаружи он похож на отреставрированный дом XIX века. Какой-то давней истории у дома нет. Вообще Коломна – это город, где много купеческих и мещанских домов со своими легендами, часто можно увидеть на старых домах вывески с фамилиями известных владельцев, а мы решили начать историю этого дома со своей фамилии. Через 50-60 лет вы придете сюда, и это уже будет история. Мы с самого начала стали регулярно проводить благотворительные бесплатные экскурсии для пенсионеров, детей, малоимущих. Нас даже заметили в Министерстве культуры России и наградили грамотой за меценатскую деятельность.
– Самовар – это чисто русское изобретение или подобный предмет есть и в других культурах?
– На видном месте в музее я поставила пример китайского самовара, потому что все-таки этот предмет пришел к нам из Китая. Конкретно этот самовар не очень старый, хотя есть древние образцы, которые выглядят точно также. Чем глубже я погружаюсь в историю самовара, тем больше мне кажется вероятным, что первые такие приспособления возникли в Персии. Самовар – это маленькая кухня, где человек, пришедший с работы, мог быстро приготовить суп, сварить еды. В нашем сегодняшнем понимании самовар – это, прежде всего, чай, а раньше в нем готовили и еду.
Свои аналоги самоваров были и в Европе и в Греции и в других странах, но иностранцы, которые посещали наш музей, забыли про них и считают самовар чисто русским изобретением. По моим наблюдениям, какого-то теплого отношения к своей истории и старине у иностранцев нет. Ностальгия характерна именно русскому менталитету. Русский сбитенник можно считать прародителем самовара. Сбитенник – это предмет, который раньше носили, поэтому у него есть ручка. Принцип работы сбитенника примерно такой же, как у самовара, хотя его носик расположен сверху.
– Расскажите о ваших любимых предметах коллекции.
– Необыкновенной красоты китайский на вид самоварчик мы приобрели на аукционе. О том, что он китайский, говорили носик и ножки, выполненные в виде драконов, однако клейма на нем не было. Перед аукционом его явно терли – искали клеймо. Оттиск ставился обычно на крышке, на ножке, либо на тулове. Так как наш прибор был маленького размера, то, скорее всего, предназначался для девочки. Пять лет самовар пробыл у нас дома, и неожиданно клеймо само проявилось внизу. Дело в том, что этот самовар топили шишками, из которых выделялась липкая смола. Наверное, она наглухо забила клеймо, и никто не мог догадаться, что самовар сделал тульский мастер Шелепин. Вот так выяснилось, что к Китаю он не имел отношения. Еще одной особенностью этого самовара был открывающийся вперед носик, как у польских самоваров. Тульский музей, узнав про найденный нами самовар, конечно, захотел увидеть красавца у себя. Мы с удовольствием съездим в Тулу, отдадим на время, а его место займет какой-нибудь другой «туляк».
Для меня также ценна коробочка из-под кофе мокко 1898 года, найденная на чердаке старого дома в Коломне. Она до сих пор сохранила сладкий аромат кофе. Это маленькое доказательство того, какого замечательного качества продукт пили в то время. Хочу еще сказать про подстаканники мастера Киреева с натуральными рубинами. Мы не антикварщики, поэтому не понимали ценность этих подстаканников, когда покупали. Они долго ездили вместе с нами, а потом стояли в Коломне во дворе, и никто у нас их даже не похитил. Только потом мы обратили внимание на клейма с внутренней стороны.
– Какие «фасоны» самоваров есть в вашей коллекции?
– Фасонов много и все они носят интересные названия: восьмигранник, паук, конус, желудь, тыква, крынка. Что напоминал по форме самовар, так его и называли. Различали фасон яйцо и отдельно – пасхальное яйцо. В первом случае самовар как бы изображал перевернутое яйцо. Самовар-пушка напоминал боевое орудие, если бы его положили набок. Различали также европейскую и русскую пушку. Фасон валенок отдаленно напоминал бесформенную, но очень теплую русскую обувь. Есть у нас в коллекции фасоны ферзь, повторяющий форму шахматной фигуры, груша, которую также называли дулей, а также арбузы. Интересны особые конструкции самоваров: спиртовые и керосиновые. Такие самовары имели хождение на Востоке, где в конце XIX века появилось много керосина. Также подобные конструкции делал тульский мастер немецкого происхождения Тейле. Такие самовары были очень дорогими.
– Вы специально чистите старые самовары, чтобы они выглядели как новые?
– Мы приобретали самовары не всегда в хорошем виде. Самовар – это предмет дорогой, он стоял на столе в купеческих и мещанских семьях, и он просто не мог быть потускневшим и покрытым зеленью. Именно поэтому мы свои самовары, как правило, очищаем. Некоторые думают, что раз у нас все самовары выглядят как новые, то у нас нет старины. Если бы я поставила самовары в том виде, в каком они к нам дошли, то бесполезно было бы говорить нашим гостям об оттенках меди, томпака и латуни. Все они по цвету отличаются друг от друга. Томпак – это сплав меди и латуни, который дает особый напоминающий золото цвет. Цыгане делали в свое время томпаковые колечки и выдавали их за золотые, поэтому такой блеск называют «цыганским» или «самоварным» золотом.
Сами мы не умеем поновлять старые самовары, поэтому возим их в специальные мастерские. При реставрации части самовара распаивают, погружают в кислоту и очищают от грязи, накипи и зелени. Потом все детали снова собирают, спаивают, покрывают внутри пищевым оловом, а затем полируют войлоком на специальных машинках. Иногда поверхность самовара еще покрывали никелем. Никель предохраняет поверхность от царапин и повреждений. Покрытые никелем самовары имеют характерный серебристый оттенок.
– Расскажите о военных и походных самоварах.
– На праздник 9 мая мы уже шестой год подряд готовим кашу Победы и выносим всю нашу военную атрибутику разных эпох на улицу. Главной военной достопримечательностью у нас является полковой самовар, который имеет три крана и четыре ручки. Он весит сорок килограмм и вмещает около восьмидесяти литров жидкости. Такую тяжесть можно было нести в походе только вчетвером, поэтому и было предусмотрено четыре ручки. Некоторые думают, что у нас в России одни пьяницы и медведи, но разве могли пьяницы изготовить такую красоту? Даже, казалось бы, военный полковой самовар старались минимально, но украсить. Есть и обыкновенная большая гильза времен Первой мировой войны, переделанная солдатами-умельцами в самовар. Солдаты в царской России служили по 25 лет, поэтому обязательно делали себе разборные самоварчики. Такой прибор занимал немного места в сундуке, зато всегда был под рукой.
Дорожные и походные самовары использовались и в мирное время. Говорят, что раньше путь из Коломны в Москву занимал несколько дней. Ехали на экипажах , а перекусить и попить чайку часто было негде. Поэтому путники старались брать с собой в дорогу свою посуду и самоварчик. Когда появились железные дороги, попить чая в вагонах поначалу тоже было негде, поэтому один мастер придумал специальный железнодорожный самовар, у которого был снизу зольник в виде выдвижной полочки.
– Как выглядели европейские самовары?
– Отдельная полка у нас посвящена «полякам». Варшава долгое время входила в состав Российской империи, поэтому, в каком-то смысле, их можно считать и русскими и европейскими самоварами. У нас есть польские самовары Иосифа Фраже. Он научился серебрить самовары гальваническим способом. Такие посеребренные приборы стоили дорого. В начале XX века умели серебрить самовары и у нас.
Вообще соседке-Европе у нас посвящен отдельный уголок. Здесь есть термос из Франции начала XIX века. Внешне он напоминает русский самовар, но в нем нет отверстий, поэтому ничего вскипятить в нем нельзя. В него можно было лишь залить горячий чай или холодное вино и сохранить нужную температуру. Есть приборы из Англии, различные кофеварки. Аналогом наших самоваров в Европе были бульотки. Я всегда говорю, что мы уважаем любую историю. К нам приезжали голландцы, неделю назад встречали в музее посла Австрии и его супругу. Между прочим, это очень приятные люди, которые хорошо относятся к России.
– Расскажите о восточной культуре чаепития.
– Буквально неделю назад мы привезли на самолете из Израиля огромный персидский чайник. Скорее всего, этот чайник использовался не для чаепития, а для купания в ванной. Видимо, когда богатый человек хотел купаться, прислуга грела воду в этом огромном сосуде. Естественно, они не доводили воду до кипения, а подогревали до комфортной температуры. Мы нашли этот чайник в израильском магазине персидских ковров. Там работает старенький дедушка, которому на вид лет за восемьдесят и его сын. Когда мы увидели чайник, пришлось пристать к хозяину магазина и долго уговаривать продать его нам.
Тульские самовары, которые пожили в Средней Азии или Татарстане, приобретали на тулове восточные орнаменты. Такая красота прекрасно подходила для размещения в чайхане и ресторанчике. Интересно, что когда восточные мастера чеканили свои узоры, они не портили клейма русских мастеров. По сути, это русские самовары, которые надели новые платья.
У каждого народа своя культура чаепития. Если в Средней Азии знаком почета и уважения будет поданная хозяйкой пиала, куда наливают чуть-чуть чая, то на Кавказе, где принято использовать, наоборот, тонкостенные стаканчики, такая салатница будет означать, что в гости вам сюда лучше не приходить никогда. В Калмыкии чай пьют вместе с жиром и молоком. В Индии и у некоторых других народов в чашку добавляют немного соли, чтобы не терялась влага из организма. У меня есть мечта сделать чаепития в кафе или беседке, где гости могли бы поучаствовать в этих церемониях. Восток и Запад в политике не всегда вместе, а в чае это должна быть только любовь и мир.
Всем гостям музея я обязательно говорю о мастерстве наших русских людей, которые брали неживой и холодный металл и превращали его в теплый и добрый предмет. У нас можно увидеть, как изменялась форма носика самовара из простейших краников, до декоративных дельфинов. Ножки также были сначала обыкновенными пяточками, а со временем становились красивыми лапками. Все это мастерство и тепло человеческих рук было направлено на то, чтобы люди пили чай, и было приятно, красиво и уютно.