Михаил Воробьев: «Приезжайте в Коломну и древние подмосковные города»
Фото: [личный архив Михаила Воробьева, Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Михаил Воробьев – коломенский краевед, автор книг по истории Коломны, экскурсовод и создатель центра экскурсий «Коломенский Арбат». В интервью порталу «Подмосковье сегодня» Михаил рассказал об истории самой высокой коломенской колокольни, о монастыре, названном в честь разбойника, о древнейшем храме с «Батыевой печатью», а также о никогда не закрывавшейся церкви Богоявления Господня. Михаил Воробьев убежден, что юго-восточный кластер Подмосковья, включающий Коломну, Зарайск, Озеры, Каширу и Ступино, имеет большие перспективы развития как туристический центр.
– Михаил, в 2019 году вы заняли третье место в номинации «Лучший гид» в конкурсе профессионалов в области туризма. Как удалось достичь столь высокой оценки?
– Этот конкурс проходил на уровне области, и подразумевал соревнование работников сферы туризма. Участвовали менеджеры, обслуживающий персонал и, в том числе экскурсоводы. Экскурсиями я занимаюсь достаточно давно, со студенческой скамьи. Постепенно хобби переросло в профессию и любимое дело: сейчас я возглавляю центр экскурсий «Коломенский Арбат».
Я являюсь коломенским краеведом, членом Союза краеведов России, автором нескольких путеводителей и книг по истории Коломны. Самые известные из них: путеводитель «Знакомьтесь: Коломенский посад» и книга «Обитель на берегу Москвы-реки: вехи истории Богородицерождественского Бобренева монастыря». Недавно прошло великое освящение главного собора этой древней обители, основанной еще благоверным князем Дмитрием Донским. Книга, написанная мной в соавторстве, стала первой публикацией, которая наиболее полно отражала церковную историю этого коломенского монастыря.
Я обозначил те книги, которые вышли достаточно давно и уже стали неким брендом, но в данный момент готовятся к выходу и другие работы, в частности по истории храма в селе Парфентьево бывшего Коломенского уезда и другая – по истории шелкового производства Коломны. Одно из популярнейших направлений в нашем городе – это бренд «Коломенская пастила». У его создателей есть целый туристический кластер, включающий музей и фабрику пастилы, музей калача, арт-коммуналку. Одно из новых направлений в этом ряду – творческий коворкинг «Шелковая фабрика», который открылся в 2020 году в здании фабрики XIX столетия, принадлежавшем купцам Бабаевым. Этот проект рассказывает о производстве, которое было одним из крупнейших до революции в Коломне и уезде. Число рабочих шелкового предприятия достигало 1500-2000 человек.
По заказу «Коломенской пастилы» я делал историческую справку о шелковом производстве в Коломне и провел серьезное исследование на основе архивных документов. Уже практически написана книга, которую изначально планировали презентовать к фестивалю «Антоновские яблоки» в сентябре этого года, но, к сожалению, не успели. Мы решили выпустить работу в следующем году, но максимально качественно, чтобы книга была достойной и интересной.
– Вы упомянули книгу о церкви в Парфентьево. Почему в поле интереса оказалось именно это село?
– Заказчик готовил подарок для храма в Парфентьево, и было его желание издать книгу об истории именно этого села и прихода. Я, как историк, могу написать, в принципе, книгу о любом храме или историческом месте Подмосковья. Я уверен, что каждый приход в Подмосковье, если мы говорим о церковной организации, и каждое село или деревня должны иметь такую книгу. При этом важно, чтобы книга была основана на архивных исследованиях. Книга о Парфентьево планируется к выходу уже в середине декабря, хотя тираж будет ограничен, потому что он издается на средства благотворителей. Это первая подобная книга, которая в дальнейшем, возможно, перерастет в серию работ о селах и церквях Подмосковья.
– Когда вы занялись краеведением? У вас историческое образование?
– Да, по первому образованию я историк, закончил Коломенский педагогический институт (ГСГУ), который всегда готовил педагогические кадры на все Подмосковье. Я с удовольствием провожу детские экскурсии, но работа в школе осталась для меня несколько в стороне, зато поступил запрос на историческую работу: поездки в архивы, сбор исторического материала. Опыт, который был накоплен во время обучения в институте, перерос в профессионализм, ведь исторические материалы, в том числе и архивные, ложатся и в мои экскурсии. Ценность и особенность моих авторских программ в том, что они основаны на исторических исследованиях и личном опыте. У меня есть, например, экскурсии, носящие духовный характер, потому что третье образование у меня богословское: я закончил Коломенскую духовную семинарию.
– Какая была ваша первая краеведческая тема?
– Я оканчивал институт накануне юбилейной даты – 200-летия Отечественной войны 1812 года. Мне предложили тему диплома, связанную с городами Подмосковья в эпоху войны с Наполеоном. Исследование охватывало не только боевые действия, но и экономическое, материальное положение городов Подмосковья, и в особенности Коломны. Получилось монументальное исследование, которое было основано на исторических источниках, хотя, к сожалению, так и не было опубликовано. Тем не менее, за эту работу я даже был удостоен одной церковной награды, и в свое время дипломная работа имела большое значение. В 2011-2012 годы я выступал с этой темой на конференциях в Коломне и Москве.
– Верно ли, что самая высокая колокольня Коломны была построена как раз в память о войне 1812 года?
– Да, так и есть. Колокольня церкви апостола Иоанна Богослова в историческом центре города является памятником войны 1812 года, построенным, прежде всего, на средства коломенского купечества. Купеческое сословие было почитаемым и уважаемым в городе, именно купцы через налоги активно пополняли городскую казну. Когда французы заняли Москву (в Коломне было видно зарево московского пожара) многочисленные купцы, как об этом свидетельствуют источники, бежали из города. Однако до Коломны французские разъезды так и не дошли. В опустевшем городе оставался священник. Он исполнял церковные требы, причащал раненых воинов, которых привозили сюда после Бородинской битвы. Многие умирали в Коломне и обрели покой на городском кладбище – ныне это Мемориальный парк. В нашем городе похоронены солдаты 2-й Западной армии П.И.Багратиона.
Наряду с малодушным поведением купцов, были и примеры отваги. Знаменитый писатель Иван Иванович Лажечников, тогда еще подросток Ваня Ложечников, в 1812 году бежал из родительского дома в Коломне и вступил в московское ополчение. Он дошел до Парижа и получил за боевую отвагу наградное оружие. Благодаря Лажечникову не так стыдно за своих земляков, покинувших город в трудную минуту.
Когда французы оставили пределы Российской империи, купцы постепенно возвратились в Коломну, и в благодарность Господу за избавление города от разорения и вторжения наполеоновских войск начали возводить колокольню церкви Иоанна Богослова. Это не только самая высокая колокольня, но и до сих пор одно из самых высоких зданий Коломны, а до революции и в советский период – самое высокое. Колокольня выполнена в стиле ампир, и в этом прослеживается ирония: построена в честь победы над Наполеоном, но в стиле, возникшем в наполеоновской Франции.
– Какая краеведческая тема последовала за историей Коломны 1812 года?
– В соавторстве с коломенским историком, кандидатом исторических наук Сергеем Колоухиным я работал над уже упоминавшейся книгой «Обитель на берегу Москвы-реки: вехи истории Богородицерождественского Бобренева монастыря». Книга очень интересна содержательно, и внешнее оформлена достойно. Гости, которым я провожу экскурсии в Бобреневом монастыре, с удовольствием покупают книгу и просят оставить автограф на память. Из Коломны можно увезти в качестве сувенира пастилу, калачи, а можно книгу об истории города. А если она еще подписана автором, который проводил тебе экскурсию – это вдвойне интересно!
– В этой книге вы сделали акцент на каком-то определенном периоде истории Бобренева монастыря?
– В книге описывается вся история монастыря с момента основания Дмитрием Донским и его воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком Волынским. Существовали разные версии происхождения названия обители, в том числе по прозвищу раскаявшегося разбойника Бобрени. Микрорайон Голутвин в Коломне получил имя от разбойного люда, во главе которого стоял атаман Фома Коцыбей по прозвищу Бобреня. Позже он раскаялся и стал одним из насельников Богородицерождественского мужского монастыря. С тех пор монастырь и стал называться Бобреневым
– Это документально подтвержденная версия или все-таки легенда?
– Назвать легендой не поворачивается язык, хотя и документальных подтверждений тоже нет. Есть опубликованные источники более позднего периода и исторические работы краеведов, начиная с XVIII века, упоминающие факт того, что разбойники беспокоили торговые пути, пересекавшие город. Позже, когда преподобный Сергий Радонежский основал Старо-Голутвин монастырь, многие из этих разбойников стали монахами. Фома Коцыбей стал иноком уже после Куликовской битвы, когда в 1381 году вблизи Коломны появился Бобренев мужской монастырь.
Сегодня версия с раскаявшимся разбойником многих коробит, и люди чаще склонны считать, что обитель названа в честь княжеского воеводы Боброка Волынского. Однако для мышления русского человека того времени была важна история покаяния. Одно дело, когда монастырь назван в честь боярина, героя Куликовской битвы, совсем другое – в честь того, кто погряз в грехе, а потом стал монахом. Резкая перемена образа жизни ярче запечатлевалась в памяти людей, а Бобреневым монастырь в XV-XVI веках и назывался неофициально: это было народное прозвание обители.
– Существует похожее предание, что Николо-Берлюковская пустынь под Ногинском названа по имени разбойника.
– Да, таких историй много. Знаменитая Оптина пустынь в Калужской области тоже связана с бывшим разбойником, а затем монахом Оптой. Может быть, это разновидность народной легенды, но и она имеет историческую основу. Вспомним известную коломенскую легенду, связанную с авантюристкой Смутного времени Мариной Мнишек. Согласно преданию, Мнишек обернулась птицей и вылетела из башни Коломенского кремля, где находилась в заточении (с тех пор эту башню прозвали Маринкиной). Думаю, что описанная еще Иванчиным-Писаревым легенда имеет под собой реальную подоплеку. Можно предположить, что Марину Мнишек, как политического преступника, могли сбросить из окна башни, а потом возникла красивая легенда о птице.
– В своих экскурсиях вы не отказываетесь от городских легенд?
– Да, но я их правильно доношу до экскурсантов. Если это детская экскурсия, и дети хотят услышать сказания и легенды Коломенского кремля, я предлагаю им таинственную историю, сказку. Если люди хотят услышать настоящую историю, то, естественно, я доношу легенды в другом свете, как часть нашей истории.
– А как вы относитесь к так называемой «Печати Батыя» на коломенской церкви Иоанна Предтечи в Городище?
– Здесь много версий ее происхождения, и все они имеют право на существование. С Батыем каменный барельеф зверя связан, скорее всего, так: хан повелел изготовить печать в знак неприкосновенности данного места, где героически погиб рязанский князь. Изображение загадочного зверя с «Батыевой печати» встречается не только на стене храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах, но и на древних коломенских монетах. По одной из версий коломенский зверь – это единорог. Некоторые исследователи связывают его с животным из библейской Книги Иова: в ней пришествие Христа показано в образе единорога. По другой версии, на «Батыевой печати» изображен василиск – фантастическое животное с головой ящера, передними лапами льва и задней частью коня.
– В таком случае храм Иоанна Предтечи в Городище может датироваться XIII веком?
– Действительно, каменный храм был заложен в конце XIII века, а окончательно постройка нижней части относится к началу XIV века. Но речь идет о самой древней, центральной части церкви – четверике и алтарных апсидах. Все остальное, включая верхнюю часть, было построено позднее. В этом уникальном храме можно увидеть интересный вход в алтарь, который закрывается завесой как в древних дохалкидонских церквях. Он имеет узкий проход, символизирующий евангельские строки: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь».
В Иоанно-Предтеченском храме сохранилась арматура XIII века, металлические стяжки, которые соединяют древние каменные глыбы. Добывались они в каменоломне у села Протопопово. Вблизи Коломны находилось два архиерейских села: Городище, где находится храм Иоанна Предтечи, и в нынешнем микрорайоне Колычево – Протопопово. Белый коломенский камень использовали для строительства кремля, древнего городищенского храма и других церквей Коломны. В XIX веке каменоломня в Протопопово не утратила своего значения: проектировавший Храм Христа Спасителя в Москве архитектор Константин Тон заказывал камень для его облицовки именно отсюда. Я лично видел и держал в руках это архивное дело.
– Посещение древнего Предтеченского храма в Городище входит в программу ваших экскурсий?
– Мои авторские экскурсии в принципе охватывают всю Коломну. Есть, например, экскурсия «Вся Коломна за один день» культурно-исторического характера. Но есть подобная экскурсия, которая делает акцент на церквях и духовной истории города. Но это не значит, что она будет интересна только церковным людям. Экскурсия, о которой я говорю, называется «Духовная столица Подмосковья». Она охватывает все четыре монастыря Коломны (Старо-Голутвин, Бобренев, Ново-Голутвин и Брусенский) и древнейший храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах. Еще один интересный храм, о котором я рассказываю на этой экскурсии, находится на Коломенском посаде – это церковь Богоявления Господня.
При Богоявленском храме в декабре 1782 года родился митрополит Филарет Дроздов – выдающийся церковный и государственный деятель. Он был автором манифеста об отмене крепостного права 1861 года, человеком, который повлиял на воцерковление Александра Сергеевича Пушкина, возглавлял Библейское общество. Мальчик родился слабым, болезненным ребенком. Не хватало материнского молока, и будущего святителя отпаивали козьим и коровьим. Соседи говорили, что вырастет несмышленое дитя, как у коровы, а вышел первый доктор богословия из числа русских. Святитель Филарет прожил долгую жизнь, но никогда не забывал о родном приходе. Став московским митрополитом, воспитателем детей императора, приближенным к царю человеком, Филарет помнил Коломну и Богоявленскую церковь.
Богоявленский храм уникален тем, что он единственный в городе не закрывался в советские годы. В нем собраны святыни из большинства закрытых коломенских храмов. Настоятелем Богоявленской церкви в 1930-е годы был отец Иоанн, имевший большой двухэтажный дом в Коломне в Ямской слободе. В то время власти обкладывали храмы высокими налогами, выискивая повод закрыть церковь. Большинство общин не справлялось с уплатой, храмы отбирались, и такая же судьба должна была постигнуть Богоявленский храм. Однако, к великому счастью, его спас священник Иоанн, который, как настоящий пастырь и жертвенник, продал свой личный дом в Ямской Слободе, чтобы на вырученные средства община смогла уплатить деньги. Остаток жизни батюшка провел при Богоявленском храме, а когда умер, благодарные местные жители несли гроб с его телом несколько километров до кладбища на руках.
Богоявленский храм связан также с именем великой княгини Софьи Палеолог. Племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, по преданию, молилась в этом месте, где сейчас находится церковь, об избавлении от бесплодия. В этой части города в древности располагалась село Бабышево, принадлежавшее женам московских великих князей. Женщин всех возрастов, независимо от социального статуса и материального положения, называли на Руси «бабами» – слово в то время не носило обидного подтекста. Так именовали и жен великих князей.
То, что Софья Палеолог была первое время бесплодной – это исторический факт, а дальше начинается легенда: помолившись Богу в родовом селе Бабышево о наследнике, она дала обет в благодарность за разрешение от бесплодия заложить на этом месте храм. Молитва была услышана, и у княгини родился мальчик – будущий великий князь Василий III. В пригородном селе его матерью по обещанию был построен храм, который изначально посвящался Зачатию праведной Анной Пресвятой Богородицы.
В Богоявленском храме хранятся две иконы, которые связаны с древним Зачатьевским храмом. Во-первых, это икона Спаса Нерукотворного в иконостасе церкви, которая, как считается, чудом не пострадала во время опустошительного пожара на посаде в XVII веке. Другой образ – это икона Смоленской Божией Матери досинодального письма, изображающая Богоматерь и Младенца в царских венцах. Современные церковные искусствоведы считают, что в образе Богоматери и Младенца запечатлены царственные ктиторы, то есть меценаты, благодаря которым был построен первый Зачатьевский храм: великая княгиня Софья Палеолог и наследник престола Василий III.
Недавно при Богоявленской церкви был открыт музей церковной истории Коломны в честь святителя Филарета Дроздова, в котором попытались восстановить обстановку конца XVIII – начала XIX века. В экспозиции представлены церковные предметы, старинные книги, чаши, деревянный потир XVIII века, иконы – все, что напрямую не используется на службе. Советую всем посетить это место.
В экскурсию «Духовная столица Подмосковья» входит и Старо-Голутвин монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским. Рядом с обителью находится Коломенская духовная семинария, и до пандемии мы обязательно знакомили гостей с бытом ее студентов. Также мы показывали экскурсантам Церковно-исторический кабинет Коломенской семинарии и Музей Антиминсов – четырехугольных платов, которые используется в алтаре при совершении таинства Евхаристии.
– Определение Коломны как «Духовной столицы Подмосковья» подкреплено исторически или это ваша субъективная оценка?
– Безусловно, подкреплено исторически. Древнейшая Коломенская епархия существовала в Русской Церкви вплоть до конца XVIII века. Коломенские епископы являлись ближайшими помощниками и преемниками московских митрополитов, а с учреждением патриаршества и патриархов. Первый русский патриарх Иов, который был избран в конце XVI века при участии Бориса Годунова и царя Федора Иоанновича, был несколько лет коломенским епископом. Патриарх Иов прославлен в лике святых и является, наряду со святителем Филаретом (Дроздовым), небесным покровителем Коломны. Даже сейчас в титуле одного из старейших и авторитетнейших иерархов Русской Православной Церкви митрополита Ювеналия, Крутицкого и Коломенского, звучит название города Коломны.
Обратите внимание на цвет куполов главного Успенского кафедрального собора Коломны. Обычно собор или храм, посвященный Пресвятой Богородице, венчают купола голубого цвета, а в Коломне они зеленые. Дело в том, что зеленый – это цвет российского патриаршества, а коломенский епископ, как я уже говорил, всегда был преемником или правой рукой московского патриарха. До революции по количеству монастырей и церквей Коломна занимала лидирующее место в Московской епархии. В разное время число храмов в городе доходило до 150 и более. В этом смысле Коломну без лишнего пафоса можно назвать духовной столицей Подмосковья.
– Ваш центр экскурсий называется «Коломенский Арбат». Почему именно такое название?
– Нас вдохновило это название, потому что Арбат в Москве – пешеходная улица, по которой любят гулять и местные жители, и гости города. Там находится много кафе, музеев, достопримечательностей. Улица имеет особую атмосферу. Хотя в Коломне есть и своя улица Арбатская, функцию, подобную Арбату в Москве, выполняет другая улица – Лажечникова (бывшая Брусенская). Гуляя по этой пешеходной улице хочется говорить о каждом доме, ведь Коломенский кремль – это не только древние стены, соборы, но еще и частные жилые дома. Гуляя по этой улице действительно чувствуешь атмосферу Коломны XVIII-XIX веков. Улица Лажечникова – это лицо города, ведь ее первой увидят туристы, попадая в Коломенский кремль. В названии экскурсионного центра «Коломенский Арбат» мы вкладывали частицу символизма, в нем есть некая интрига и загадка, которую человек должен сам разгадать.
– Михаил, куда бы вы посоветовали съездить в Подмосковье, кроме Коломны?
– Мне также дорог город Зарайск, который активно развивается как туристический центр. Если облик Коломны более нарядный и пафосный, то Зарайск – это город, в котором время будто остановилось. В нашем экскурсионном центре есть многодневные программы, где мы знакомим гостей и с Коломной, и с близлежащими городами и интересными местами: Зарайском, Озерами, усадьбой Келлеров в Сенницах, Каширой и Белопесоцким монастырем в Ступино. Юго-восточное направление Московской области, своеобразный туристический кластер, особенно для меня дорог, и я с большим энтузиазмом и удовольствием провожу экскурсии в этих краях.
В заключение, хочется всех от души пригласить в Коломну – приезжайте в древние подмосковные города, особенно тогда, когда ограничений из-за пандемии уже не будет. Мы с удовольствием вас познакомим с городом и расскажем много интересного о древней Коломне.