Наталья Яковлева: «Суть кооперативного движения в объединении людей»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Инициативная группа сотрудников и студентов Российского университета кооперации, расположенного в Мытищах, представила в 2021 году проект «Вендинг по-советски». Целью проекта является восстановление уникальных экспонатов университетского музея: четырех вендинговых аппаратов середины XX века. Директор научно-образовательного центра «Музей истории потребительской кооперации» в Мытищах Наталья Яковлева рассказала порталу «Подмосковье сегодня» о проекте, об истории потребительской кооперации и концепции музея.
– Наталья, немногие знают о существовании Музея потребительской кооперации в Мытищах. Когда он был создан?
– Музей был основан еще в 1966 году. Первый директор музея Владимир Васильевич Семенов проделал большую работу, создавая экспозицию. Он разослал большое количество писеми запросов в потребительские общества по всему Советскому Союзу, собрал ценные экспонаты. До 2012 года экспозиция находилась в другом виде и другом помещении. Мы сейчас активно дорабатываем и модернизируем экспозицию, меняем ее целыми блоками.
Раньше это был именно ведомственный музей, а мне как музейному работнику хотелось, чтобы сюда приходили обычные люди, в том числе дети. Мы стали проводить игры, устраивать квесты. Площадка ожила, стала более открытой.
Мы являемся научно-образовательным центром, который включен в научную деятельность Российского университета кооперации, поэтому используем наш ресурс и привлекаем к работе музея студентов. Я даю возможность ребятам попробовать себя в близких им направлениях деятельности. Например, мы провели среди наших студентов конкурс на логотип музея. Работа победителя будет присутствовать на нашей сувенирной продукции.
Также я готовлю экскурсоводов из числа студентов. Кто-то занимается с детьми, помогает проводить елки, праздники и другие мероприятия. Кому-то больше нравится работать с бумагами в фондах, сканировать, систематизировать данные. Этот опыт и навыки пригодятся ребятам в дальнейшей профессиональной деятельности.
Как музей мы входим в Международный совет музеев ИКОМ (ICOM), участвуем в московской олимпиаде «Музеи, парки и усадьбы». С сентября мы планируем проводить акцию «Урок в музее», приглашать на нашу площадку школьников и учителей.Таким образом, мы постепенно выходим за рамки ведомственного музея.
– Что такое потребительская кооперация? Когда она возникла?
– Английский философ Роберт Оуэн считается первым, кто сформулировал идеи кооперативного движения. Эти принципы впоследствии легли в основу Рочдейлского потребительского общества. В небольшом английском городе Рочдейл в 1844 году было организовано потребительское общество, ставшее образцом для всех последующих кооперативов.
– А когда кооперативное движение появилось в нашей стране?
– Историкам советского периода было важно найти связку между кооперацией и декабристами. Декабристы, сосланные в Сибирь, действительно вели совместное хозяйство, но это были скорее артели или товарищества. Хотя традиционно мы ведем отсчет истории кооперативного движения в России от декабристов, многие исследователи оспаривают эту датировку.
Один из принципов кооперативного дела заключается в том, что люди должны иметь личную свободу и свободно распоряжаться своими финансами. Декабристы вели совместное хозяйство, они ничего на этом не зарабатывали. Когда же была открыта лавка в Рочдейле, ее основатели понимали, что целью является торговля. Сначала они торговали маслом и мукой два раза в неделю, потом добавили чай, табак и хлеб. Затем открыли помещение для собрания членов по субботам, а впоследствии построили школу.
Для всех кооперативов было характерно параллельное ведение образовательной деятельности. Потребительские общества не только открывали торговые помещения, лавки и магазины, но и делали специальные отчисления на досуговую и образовательную часть. При кооперативах открылось много школ, и в конце XIX века такие школы были и в нашей стране. Открывались и краеведческие музеи, потому что кооператорам было важно найти самоидентификацию, выделиться среди остальных.
Начало кооперативной деятельности, как я уже говорила, связывают с декабристами, но подлинный кооператив открылся в России позже. У нас есть полуофициальная дата, о которой мы пишем аккуратно, ссылаясь на заметку из журнала общества потребителей 1913 года. Там говорится, что первый кооператив в Российской империи был открыт в 1865 году в Риге.
В экспозиции и фондах нашего музея есть много интересных фотографий конца XIX – начала XX века. В это время в Российской империи начинается рост числа кооперативов и формирование единого общества потребителей. Огромный успех нового движения был связан, скорее всего, с тем, что оно шло снизу, не навязывалось властями.
Кооперативы открывались при фабриках, заводах, в селах или деревнях. Новая деятельность долгое время не была регламентирована. По этой причине в журналах начала XX века можно встретить информацию о том, как полицейские задерживали и арестовывали кооперативных деятелей, а кооперативы закрывали. Первый закон, регламентировавший деятельность кооперативов, вышел только в 1911 году. Законотворческая система сильно отставала от реальности.
– В чем видели опасность кооперативов?
– Надо учитывать непростое время: 1905 год, забастовки и стачки на фабриках. Рабочие начали обозначать и отстаивать свои права. Например, упоминавшийся Роберт Оуэн призывал сократить рабочий день, запретить привлекать к фабричному труду детей, которым не исполнилось 10 лет. Кооперативное собрание внешне могло напоминать собрание революционеров. Такая деятельность вызывала много вопросов и подозрений.
Тем не менее, кооперативное движение развивалось. Можно оценить его размах по большому числу специальных изданий, книг, брошюр. Огромное количество людей было вовлечено в эту деятельность. Покупались целые здания в Москве, где располагались комитеты кооперативов.
Деятельность обществ потребителей объединяла людей разных призваний, в том числе людей творческих. Например, Иван Николаевич Крамской организовал артель художников, которая была своеобразным творческим кооперативом. Крамской придумал хороший вариант взаимодействия людей: у кого-то есть талант написать картину, а у кого-то умение продать.
Еще одним успешным начинанием стал кооператив, основанный Николаем Васильевичем Верещагиным – общественным деятелем, братом известного художника В.В. Верещагина. В 1866 году он открыл первую в России артельную сыроварню, которую тоже можно назвать одним из ранних отечественных кооперативов. Новые условия жизни, сложившиеся после отмены крепостного права, подталкивали крестьян к тому, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно.
– Чем кооператив отличался от артели?
– Артель – это организация, участники которой могли вкладываться только своим трудом, а члены кооператива вкладывались в весь процесс: в создание сыроварни, в производство и продажу сыра. Соответственно, доход от сыроварни тоже распределялся на всех членов кооператива. Для кооперативов прописывался устав, в котором обозначалось, кто какой процент от прибыли получит и т.д.
Третьей знаковой датой в истории кооперативного движения в России после декабристов и общества в Риге считают 1867 год – основание Кыновского общества потребителей (Пермская губерния). Часть исследователей утверждает, что именно оттуда пошла отечественная кооперация. В музее есть макет лавки Кыновской кооперации, созданный нашим студентом.
До революции потребительских обществ было много, но нам особенно интересна история местной мытищинской кооперации. Недавно у нас сформировалась целая витрина, которая посвящена Мытищинскому потребительскому обществу. Представлена расчетно-членская книжка Болеслава Ефимовича Зенковича, главы и основателя местного потребительского общества. Другим членом правления был Филипп Васильевич Попенков. У нас представлены дореволюционные уставы и других потребительских обществ России. Все они составлены по единой типовой форме, которая была разработана в 1908 году.
В кооперативных магазинах можно было купить самые разные товары: посуду, продукты и т.д. Существовали особые денежные знаки, на которые служащие потребительского общества могли, например, посещать кооперативную столовую. Фактически в кооперативах была своя внутренняя валюта. У нас есть интересный образец этой внутренней валюты – два рубля Мытищинского потребительского общества.
– Как изменилось положение кооперативов в России после 1917 года?
– После революции деятельность обществ трансформировалась. Так как частное предпринимательство стало вести невозможно, вся кооперативная система была интегрирована в структуру управления государством. Был создан Центросоюз, который объединил под собой все потребительские общества страны. В советские годы нельзя было существовать отдельно от Центросоюза.
Система кооперативов после революции сохранилась благодаря В.И. Ленину, который написал статью о важности кооперативного движения. В ней он позитивно отзывался о кооперации и утверждал, что потребительские общества способны решить многие проблемы, вставшие перед страной. Конечно, деятельность кооперативов была теперь регламентирована указаниями и директивами. Вместо свободного выбора членство стали навязывать. Это негативно сказалось на кооперативном движении.
Вступать в кооперативы призывали многочисленные агитационные плакаты. К слову, в Мытищинской галерее мы открывали выставку советского плаката из нашей коллекции. Сейчас наша выставка работает в московском музее «Садовое кольцо». Там тоже представлены плакаты, но в основном рассказ идет о чае. Дело в том, что в 1927 году Центросоюз стал главным управлением, которое координировало все этапы производства и торговли чаем в Советском Союзе.
В систему потребительской кооперации входили чайные магазины, кафе, рестораны, дома отдыха... Многие люди тогда жили идеей кооперативного движения.
– Расскажите о проекте «Вендинг по-советски»
– Этот проект я подготовила совместно со студентами. У нас представлено четыре редких вендинговых аппарата советских времен: одеколон, спички, карандаши и тетради. В советском фильме «Королева бензоколонки» есть кадры, где герой опускает две копейки в аппарат с одеколоном и... пульверизатор не срабатывает. Точно такой же автомат представлен у нас в музее. Одеколон ставили обычно в больших универмагах или в парикмахерских, но тираж этих аппаратов был невелик.
Вендинговые машины были электрическими и механическими. Пик их выпуска длился буквально одно десятилетие. Тогда подобные автоматы ставили повсеместно, и почти все они выпускались на заводе Торгмаш в Калининграде. За короткие сроки был начат выпуск оборудования самых разных наименований: газеты, билеты, спички, карандаши и т.д. В Москве даже открывались полностью автоматизированные закусочные. Однако мало что из перечисленного прижилось. Долгое время просуществовали только аппараты с газетами, билетами и газированной водой.
В массовом выпуске вендинговых аппаратов была определенная цель. Надо было освободить людей от работы в торговле, чтобы они пошли на фабрики, в легкую промышленность. После войны население сократилось, поэтому руководство страны пыталось выйти из кризиса нехватки рабочих рук. Человеческий ресурс хотели перенаправить из сферы торговли в другое русло.
– Ваша цель отремонтировать аппараты, чтобы они заработали?
– Да. Именно с этой целью мы создали проект «Вендинг по-советски» на краудфандинговой площадке «Планета». На самом деле для ремонта не потребуется огромных средств. Например, чтобы восстановить механический аппарат с карандашами нужно около 10 тысяч рублей. Мы планируем разработать сувениры, например, спичечные коробки с этикеткой в советском стиле. У нас уже есть макеты тетрадей и карандашей, которые можно было бы поместить в наши автоматы.
В этом году мы повезем четыре вендинговых аппарата в Тулу, где Центросоюз будет проводить форум, посвященный 190-летию кооперативного движения в России. Два дня на территории Тульского кремля будет идти большая выставка, в том числе с участием наших вендинговых аппаратов.
– Как эти аппараты оказались в вашей коллекции?
– Они попали в музей относительно недавно, в 2015 году. Изначально автоматы стояли на кафедре товароведения нашего университета в качестве учебного материала. У нас в классах вообще много было и есть интерактивных материалов, например, целый магазин с кассой и витринами. Интерактивность в обучении всегда была отличительной чертой нашего ВУЗа. Мне как музейщику это очень понравилось.
– Вы и раньше занимались музейным делом?
– Да, моя специальность – музейное дело и охрана памятников. Я обучалась в Центральном музее современной истории России (ранее «Музей революции»). Долгое время работала в Королеве в музейном объединении, которое сейчас называется «Музеи наукограда Королев». Также я работала в туризме, в школе, поэтому имею комплексный опыт. Мне близка суть кооперативного движения. Главная идея его в том, чтобы люди объединялись, вместе делали общее дело.