Николай Серкутан: «Усадьба может стать новой точкой роста для района»
Фото: [личный архив Николая Серкутана]
Уникальная усадьба Никольское-Обольяниново, расположенная в Дмитровском городском округе, связана с именами знаменитого дворянского рода Олсуфьевых, Льва Николаевича Толстого, Дмитрия Ивановича Менделеева, Николая Николаевича Ге. Прекрасный памятник архитектуры и истории долгое время находился в запустении, но в 2017 году группа неравнодушных людей инициировала проект по спасению усадьбы. Ключевые члены команды – это инициатор проекта Николай Серкутан, и присоединившиеся к нему Михаил Баранов и Ольга Корчагина. Их цель – сохранить и восстановить разрушающийся памятник и создать на его базе центр возрождения села и района, который бы создал туристически привлекательное место и новые перспективы для молодых жителей поселка Подъячево. О социальных задачах инициативы рассказал нашему порталу инициатор и координатор проекта Николай Серкутан.
– Что связывает вас с усадьбой Никольское-Обольяниново и что послужило толчком начать проект по ее возрождению?
– В советское время мой дедушка по маминой линии был директором совхоза Арбузово. Он был москвичом, но стремился к реальным делам на земле, поэтому отправился работать в совхоз и со временем стал его директором. Когда он приехал в Подъячево, его семье выделилили квартиру, находившуются в одном из флигелей усадьбы Никольское-Обольяниново. Они жили в этой квартире с 1951 по 1956 год. Там подрастала моя мама, тетя и дядя. Через какое-то время дедушка построил свой дом рядом с усадьбой, который уже почти 70 лет является местом сбора нашей большой семьи.
Уже в то время стояла проблема разрушения исторического здания. Главный дом использовался после национализации в 1917 году сначала под детский дом, а с 1934 года – под дом культуры. Все эти годы усадьба не ремонтировалась и постепенно приходила в негодность. В пятидесятые годы появилась необходимость построить в Подъячево среднюю общеобразовательную школу. Дедушка, как директор совхоза, решал самые разные вопросы жизни поселка. Он настоял на том, чтобы школу разместили в главном доме усадьбы. Государство выделило деньги на ремонт здания, и отчасти поэтому дом сохранился до сегодняшнего дня. В этой школе, разместившейся в усадьбе, училась моя мама, тетя и дядя. Вместе с главным домом отремонтировали здание земской школы, построенное еще в 1868 году по инициативе Анны Михайловны Олсуфьевой – там разместили начальные классы.
В конце 1980-х усадьба была передана Министерству цветной металлургии СССР, и на ее базе появился дом отдыха для сотрудников ведомства. Когда развалился Советский Союз, усадьба стала бесхозной. В 1991 году здания были переданы в аренду благотворительному фонду Кирсана Илюмжинова. Планировалось сделать шахматный клуб, но по разным причинам это не удалось, и усадьба продолжала разрушаться. Один меценат из Москвы проявил было интерес к памятнику и какое-то время на свои деньги содержал сторожа, который охранял самый ценный объект – главный дом. Однако когда меценат умер, и перестала финансироваться охрана комплекса, начался полный упадок. Вандалы вскрыли двери и окна, вынесли все остатки исторических деталей интерьера, выломали все, что было можно.
Несколько лет усадебный дом стоял без окон и дверей. Мне казалось, что это исторически значимое место должно выглядеть по-другому. Я много путешествовал по Европе, учился в Германии и у меня был перед глазами пример, как там относятся к исторической недвижимости. На Западе любой замок или старый дом становится туристическим привлекательным объектом, драйвером экономического роста поселения. Я не понимал, почему в нашей стране так много разрушенных, погибающих и никому ненужных памятников, и не мог пройти мимо руин, потому что наш семейный дом, который построил дедушка, находится буквально в трехстах метрах от усадьбы. В 2016 году я очередной раз зашел внутрь главного дома, увидел вырванные окна и двери, протекающую крышу, разруху и мусор внутри и, огромную дыру в полу от костра, который вандалы разожгли на историческом паркете. Что-то щелкнуло внутри, и я понял, что нужно попытаться изменить ситуацию.
В тот момент пришла уверенность, что нужно самим взяться и сделать элементарные вещи: провести субботник и закрыть окна и двери от вандалов. У меня не было представления, с чего начать, но мне повезло познакомиться с Верой Валерьевной Стерлиной – генеральным директором и учредителем некоммерческого партнерства «Русская усадьба» и большим экспертом по усадебной теме. Имея большой опыт работы с исторической недвижимостью, она поддержала мою идею и подсказала конкретные первые шаги. Мы провели небольшую стратегическую сессию, чтобы понять, как донести проблему до государственных органов и местных жителей. Вера Валерьевна является внештатным членом нашей команды и большим другом нашего проекта.
– Кто еще поддержал вашу инициативу?
– Когда я думал над идеей проведения субботника, стал искать людей, которым это может быть также интересно. Так я познакомился с Ольгой Корчагиной – директором дома культуры в Подъячево и в то время местным муниципальным депутатом Яхромского городского поселения. Мы сразу нашли общий язык и поняли, что мыслим в одинаковом направлении. Затем я обсудил этот вопрос с директором Подъячевской средней общеобразовательной школы Михаилом Барановым. Мы были знакомы и раньше, но по делу до этого не общались. Михаил проявил очень деловой подход и поддержал задумку и, более того, он и сам когда-то пытался проводить субботники на территории усадьбы. С Ольгой и Михаилом мы начали активно заниматься проектом по возрождению Никольского-Обольяниново.
– Почему именно эти люди оказались вовлечены в проект?
– Потому что они как никто другой понимают ситуацию. Во-первых, они местные жители, во-вторых, работают с молодежью и населением. Ольга и Михаил видят, какие перспективы на сегодняшний день есть у молодого поколения в Подъячево. Есть огромный диссонанс между тем, что возможно и тем, что необходимо для гармоничного развития молодежи. В поселке на сегодняшний день проживает порядка тысячи человек, из которых около трехсот детей и порядка девяноста человек – это ребята в возрасте до четырнадцати лет. В поселке отсутствуют системообразующие предприятия и производства, поэтому, если не заниматься развитием поселка, у этих ребят попросту не будет работы.
Поселок сильно вырос в советское время, когда активно развивался совхоз Арбузово. Он был одним из перспективных в Подмосковье, поэтому государство вкладывало деньги, построило многоквартирные дома, школу, детский сад, больницу и другую инфраструктуру. После распада Советского Союза совхоз тоже перестал существовать, и люди остались в социальной «яме». Период девяностых сильно сказался и на усадьбе, и на поселке.
Михаил Баранов придерживается той же точки зрения, что на сегодняшний день в поселке кроме школы и дома культуры практически нет перспектив для позитивного развития. Единственный очевидный сценарий для подрастающего поколения – уехать. Сегодня проблема в лучшем случае решается так: люди едут работать за тридцать километров в Лобню, Дмитров или аэропорт Шереметьево. Хочется создать какую-то другую перспективу, и, по мнению Михаила Баранова, наш проект важен, потому что может вовлекать молодежь в экономическую деятельность, которая не связана с аэропортом или соседним городским центром. Мы хотим создать прослойку неравнодушных жителей и воспитать патриотов среди молодежи, которые помогали бы нам развивать этот проект. Тем самым они будут помогать, в первую очередь, себе, потому что для них проект может дать потенциальные рабочие места, причем уникальные, интересные и креативные – где можно полноценно реализовать себя и свои предпринимательские инициативы в сфере туризма и культуры. Сегодня повестка развития внутреннего туризма как никогда актуальна. В Московской области есть прекрасные примеры, такие как Коломна, Сергиев Посад, Звенигород и другие исторические поселения, уже реализующие свои программы.
Идея создания социокультурного центра подразумевает создание большого количества рабочих мест. Эффект от реализации такого проекта лежит не только чисто в экономической плоскости, но также и в социальной. На сегодняшний день село находится в депрессивном состоянии. Какие могут быть мысли у человека, если каждый день он видит кругом разруху и руины? Однако даже наши небольшие шаги по благоустройству усадьбы уже сегодня дают местным жителям ощутить, что это не просто руины, а особенное место, которое может изменить их жизнь в будущем.
– Для восстановления усадьбы необходимы серьезные инвестиции?
– У проекта есть разные пути развития, в том числе есть сценарий с системным инвестором. Это тоже хороший сценарий, и мы его поддерживаем. Наша задача в таком случае – наладить эффективный и рабочий диалог с инвестором, с одной стороны, чтобы вовлечь его в этот проект, но с другой – чтобы инвестор понимал его социальную важность и уделял внимание культурной стороне. У нас есть много наработок по возрождению усадьбы, как в части формирования музейной концепции, так и в исторической части. Есть уникальные материалы, которые можно использовать, чтобы генерировать туристический поток. Самое главное – донести до инвестора важность социальной составляющей в этом проекте.
Мы уже не просто группа любителей, а довольно серьезные эксперты по объекту: за последний год я достаточно глубоко погрузился в опыт развития исторической недвижимости как в России так и за рубежом, привлек массу экспертов в наш проект, поучаствовал в большом количестве заседаний тематических клубов, круглых столов, обществ занимающихся изучением русской усадьбы, и даже прошел курсы по основам реставрационного дела в Институте искусства реставрации. Мы уже подготовили вместе с архитекторами визуализацию проекта восстановления главного дома усадьбы и хозяйственных построек, то есть уже сейчас можно увидеть, как будет выглядеть усадьба после восстановления на фото и видео. В ближайшее время мы завершим концепцию музейного проектирования, включая те уникальные исторические слои, которыми обладает Никольское-Обольяниново.
Сегодня усадьба разделяется фактически на две части: одна находится непосредственно в поселке, а другая стоит немного отдельно. Первая часть состоит их старых хозяйственных построек, которые располагаются рядом с многоквартирными домами. Нам кажется, что как раз эта часть усадьбы менее интересна инвестору, поэтому она может быть арендована муниципалитетом для развития там социокультурной составляющей. Это может быть дополнительное здание для дома культуры или небольшое здание для школы танцев, детского тренажерного зала и так далее.
Если сценарий с инвестором не реализуется, то будем двигаться самостоятельно. Мы планируем в 2019 году зарегистрировать некоммерческую организацию, которая будет профессионально заниматься собиранием концепции развития этого объекта. Мы уже сформировали вокруг проекта широкий пул экспертов в исторической недвижимости, реставрации и других областях. Например, мы сотрудничаем с Сергеем Александровичем Гавриловым – опытнейшим архитектором-реставратором. К слову, он бывший реставратор Троице-Сергиевой лавры и государственного музея-заповедника «Коломенское». По проекту Сергея Гаврилова уже восстановлена Никольская церковь в Подъячево. Также он делал проект восстановления части хозяйственных построек усадьбы. По исторической части с нами сотрудничает заведующая Подъячевской библиотекой Марина Валерьевна Авраменко. Она долгое время собирала материалы по истории Никольского-Обольяниново, писала статьи. Вместе с ней мы планируем выпустить книгу об усадьбе. Кроме того, мы наладили сотрудничество с Дмитровским краеведческим музеем и получили разрешение на работу в его архивах.
Вместе с экспертами наша некоммерческая организация будет вырабатывать наиболее привлекательную концепцию как для развития усадьбы и поселка, так и для Дмитровского городского округа в целом. Не секрет, что сегодня в Дмитровском районе, несмотря на то, что это уникальное в историческом отношении место, не так много объектов, куда можно съездить туристу. Конечно, есть люди, которые приезжают кататься на лыжах и много времени проводят на курортах, но это немного другой тип туризма, а мы говорим про исторический туризм. Мы верим, что наш проект поможет решить и проблемы района.
В ближайшем будущем мы хотим представить свою концепцию администрации района и области. Без поддержки власти трудно будет что-либо сделать, но у нас есть позитивный опыт сотрудничества. О нас знает Дмитровская администрация, знает область. Мы очень эффективно общаемся с Главным управлением по культурному наследию Московской области. В самом начале работы они поддержали нашу инициативу, когда мы согласовывали субботники на территории усадьбы. В апреле был самый масштабный субботник в усадьбе Никольское, на который пришло больше ста человек и в том числе представители местных администраций из Яхромы и Дмитрова, руководитель Главного Управления по культурному наследию Московской области Валерия Валерьевна Березовская с командой, за что им отдельное спасибо, руководители Госадмтехнадзора. Это пример ответственного отношения чиновников к проблеме.
Мы хотим развивать это сотрудничество, но уже на более серьезном уровне, чтобы это был не формат субботника, а формат работы с определенной стратегией, которая ведет к определенной цели. А цель такая: создание новой точки роста для района через создание социокультурного центра поселка на территории усадьбы Никольское-Обольяниново. Русская усадьба сама по себе всегда в истории являлась центром сельской жизни. Например, Никольское-Обольяниново объединяло восемь деревень, откуда крестьянские дети ходили в школу, расположенную в усадьбе. Там же находилась земская больница, родильный дом, конюшни, кузница, и другая социальная инфраструктура – то есть это был центр культурной и социальной жизни округи.
– Вы сказали, что начали работу с субботника, на который собралось больше ста человек. Расскажите, как он проходил.
– Мы провели не один, а порядка пяти субботников за эти два года, а также работы по заколачиванию окон и дверей здания. Каждый раз субботнику предшествовала серьезная подготовка. Первый субботник, который прошел в апреле 2018 года и собрал 150 человек, мы готовили порядка двух месяцев. Наша инициативная группа создала оргкомитет, и каждый работал по своему направлению. Михаил Баранов, например, работал с местными учителями и работниками детского сада, Ольга – с другими муниципальными работниками, я – с органами местного самоуправления и государственными службами. Мы объединились и составили план, что позволило эффективно организовать мероприятие.
У меня есть опыт проектного управления в сложных проектах в корпорациях. По сути, мы применяли тот же подход, который я использую в бизнес-проектах: работа с общественностью, государственными органами, разными организациями. Субботнику предшествовало колоссальное количество переписки, закупка материалов, найм рабочих, пилка деревьев. Субботник – это только два дня, когда приехали люди, а на самом деле работа велась два или три месяца. Мы даже договорились с областным МЧС, чтобы они выделили полевую кухню. Приехал огромный военный КАМАЗ с полевой кухней, мы сварили гречку с тушенкой и накормили этой кашей всех участников субботника. На самом деле это событие было больше похоже на сельский праздник с угощением и выступлением местных творческих коллективов. В Подъячево еще не было прецедентов, чтобы люди вышли и начали что-то делать вместе.
В 2019 году мы организуем похожее мероприятие и надеемся, что оно пройдет в том же масштабе и в том же формате. После этого мы хотим провести первый фестиваль на территории усадьбы. Это будет благотворительный праздник, над сценарием которого мы пока еще работаем, но, возможно, он будет посвящен теме «Гусарской баллады». К слову, в усадьбе снимался этот знаменитый фильм. В любом случае мы хотим привлечь внимание волонтеров, туристов и органов местного самоуправления.
– Здания усадьбы разрушаются. Насколько срочно им нужна реставрация?
– Нами сделана самая минимальная работа – мы закрыли главное здание, чтобы туда не проникали посторонние. Мы также планируем установить систему видеонаблюдения. К сожалению, есть местные ребята, которые выламывают щиты на окнах, потому что привыкли от безделья «тусоваться» в главном доме усадьбы. Мы частично залатали крышу, но она, конечно, требует срочного и основательного ремонта. Если крышу не отремонтировать, то, боюсь, что через два года спасать будет уже нечего.
Мы понимаем, что все задумки – это колоссальная работа, на которую нужно масса ресурсов и времени. Нас это не пугает, потому что если не заниматься усадьбой, то мы рискуем не только потерять памятник культурного наследия федерального значения с уникальной историей и ландшафтом, но и смиририться с деградаций поселка Подъячево. В каждом поселке должен быть свой патриот, который должен знать историю места, любить его и поддерживать. Своей работой мы надеемся вовлечь максимальное количество людей в работу, ведь у усадьбы может начаться вторая жизнь, которая может коренным образом изменить судьбу конкретного поселка, а, следовательно, и местных жителей.