Оксана Якунина: «В куклах отражается тайный смысл вещей»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Оксана Якунина – массажист и мастер-кукольник из города Пушкино. В свободное время она создает необычные куклы и загадочные композиции, идеи которых навеяны образами карт Таро, средневековыми легендами и мифами. Широкая эрудиция автора и знания в области философии наделяют ее работы глубоким подтекстом. О том, кто такой пан Твардовский, что означают арканы «Башня» и «Луна» и почему старый алхимик не замечает птицу Феникс, читайте в интервью.
– Когда вам пришла идея заняться куклами?
– Примерно три года назад одна женщина привела ко мне на массаж внука, который страшно любил Бабу-ягу. Она сделала ему из папье-маше шикарную куклу этого сказочного персонажа. Я схватила эту Бабу-ягу и принесла показать дочери, художнику по специальности. Она посмотрела на куклу и сказала мне, что я и сама смогу делать подобные вещи. Я сначала не поверила, потому что рисовала только в детстве и никогда не лепила, но вдохновившись идеей, пошла на первые попавшиеся курсы. Я попала к мастеру-кукольнику Ольге Тамойкиной, которая разработала особую методику обучения «чайников», то есть людей, у которых нет художественного образования. Согласно этой системе за основу пропорций берется некий модуль, например, размер глаза. Размер глаза укладывается в высоту лица семь с половиной раз, а в ширину – пять раз. Подобным образом на курсах у Ольги мы делали пальцы, длину стопы, ноги и так далее. Умение лепить подобно знанию иностранного языка: если долго не практиковаться, навык забывается. В свое время после долгого перерыва мне пришлось еще раз пойти на курсы по лепке. Моим вторым учителем стала Надежда Генсицкая – опытный мастер и автор хороших книг в этой области.
– Вы сказали, что до этого занимались массажем?
– Вообще по первой профессии я библиотекарь. В девяностые годы мы с мужем буквально клали зубы на полку от нищеты, и выживали только благодаря моей маме-стоматологу. Родители возили нам продукты из Воскресенска, откуда я родом. В какой-то момент мне стало стыдно, что родители возят продукты, и мне пришла идея обучиться массажу. Массажем я успешно занимаюсь уже двадцать лет и очень люблю это дело. В моем новом творческом увлечении есть одно меркантильное соображение: я понимаю, что когда-то наступит момент, когда я чисто физически не смогу делать массаж, и тогда я буду делать только куклы.
– Что вдохновляет вас на создание таких необычных кукол?
– Вдохновляют мифы и сказки. Многие мои работы сделаны по мотивам образов колоды Таро. Когда люди узнают, что я занимаюсь картами Таро, они думают, что я гадаю. На самом деле Таро для меня – это система образов. Таро – это колода из семидесяти восьми карт, самый старый образец которой относится к XV веку. Любая колода Таро состоит из двух частей: блок двадцати двух старших арканов и блок из пятидесяти шести младших арканов. Никакого описания к изображениям найдено не было, поэтому толкователей всегда было великое множество, начиная от знаменитых философов и психологов вроде Карла Густава Юнга, заканчивая магами, псевдомагами и кем угодно. В какой-то момент мне стало интересно, как соотносятся образы карт Таро с образами сказок и мифов разных народов мира. Мои работы – это ни в коем случае не копирование, это именно мое личное прочтение.
– Расскажите о первых ваших работах
– Первая моя законченная работа – это монахи-францисканцы. Я очень люблю святого Франциска Ассизского и, возможно, в будущем вернусь к нему и сделаю композиции по ключевым моментам его жития. Монахов-францисканцев я подарила другу сына, хотя мне и сложно было расставаться с ними. Так случилось, что я повредила палец, из-за чего не могла делать массаж. У меня освободилось время, и тогда я слепила две фигуры монахов. Вообще первую куклу я начала лепить еще на курсах. Эта кукла впоследствии стала образом аркана «Сила». Эту композицию я создала после того, как вновь повредила руку, и пришлось опять взять вынужденную паузу в массаже. Обычно на картах Таро аркан «Сила» изображается в виде девушки, раздирающей пасть льву. Я изобразила эту тему несколько иначе. На мой взгляд, в каждом из нас есть свой дракон или зверь, от которого надо избавиться. В данном случае от дракона остался череп, который девушка держит в руке. Чудовище становится просто древним ископаемым, и тьма, выходящая из его головы, отступает. В другой руке девушка держит перо, как залог будущей легкости. Глаза ее закрыты, потому что дракон занимал в ней много места, и, когда она изъяла его, наступило временное опустошение. Кстати, череп дракона сделан из деревяшки, привезенной из Вьетнама, глаз – из гриба трутовика, а зубы – из ракушек.
После францисканцев и «Силы» я решила сделать куклу паяца, сидящего на петухе. Я сделала петуха, а потом начала лепить лицо персонажа. Однако в итоге оно получилось похожим не на лицо паяца, а скорее на лицо американского индейца. Меня довольно часто ведут сами персонажи, и я не навязываю им свою волю. Я решила изменить композицию и назвать ее «Голос безмолвия» по мотивам книг Карлоса Кастанеды. Рядом с индейцем, взгляд которого устремлен как бы внутрь себя, я поместила птицу – проводника в магический мир, а в руки ему дала пимак – индейскую дудку.
Петух, на котором должен был сидеть паяц, уже был готов, поэтому я стала думать, как продолжить прежнюю работу. Стала искать какие-то сказочные сюжеты, связанные с петухом, и наткнулась на польскую легенду о пане Твардовском. Пан Твардовский – это легендарный шляхтич, живший в XVI веке в Кракове, который согласно преданию продал душу нечистой силе за любовь прекрасной девушки. Он заключил с дьяволом сделку, что за любовь, богатство и магические способности, сатана заберет его душу через семь лет в Риме. Через какое-то время, угодив в немилость польскому королю, пан Твардовский попал в темницу, и там узнал, что жена, ради которой он заключал договор с нечистой силой, изменила ему. Сбросив с себя кандалы, он сбежал от стражников, и выпрыгнул в окно, под которым гулял петух. Краковский маг оседлал птицу, взлетел и стал носиться над базарной площадью, разбрасывая деньги.
Прошло семь лет, истекал срок договора, и дьявол хитростью заманил шляхтича в таверну под названием «Рим». Когда сатана захватил и понес душу пана Твардовского, несчастный осознал свое падение, и затянул рождественскую песню, которую пела ему одна набожная девушка. Дьявол испугался этой мелодии и отступил, а бывший маг спрыгнул на Луну, где живет до сих пор. Мой шляхтич держит в руках рождественскую звезду, которая символизирует песню, спасшую его от гибели. Делая петуха, я покупала настоящие куриные ножки и лепила по их образцу. Также я купила куриную голову, чтобы изучить, как устроен клюв.
– Какие еще свои работы вы бы отметили?
– Очень долго я вынашивала композицию «Башня». «Башня» – это шестнадцатый аркан колоды Таро. Обычно она изображается в виде столпа, из которого падают люди после удара в него молнии. В мою же композицию привнесены мотивы средневековой алхимии. Здесь воплощены алхимические понятия рубедо, нигредо, философское яйцо, а башня одновременно является печью Атанор. Старый алхимик за свою жизнь прочитал тысячи книг, передумал тысячи мыслей, построил печь, приобщил к этому делу свою дочь, но он так и не постиг истины. Его как будто не интересует заветная птица Феникс, он лишь с грустным видом держит в руках отвалившийся кусок от стены башни, которую строил долгие годы.
Другая композиция, выполненная по мотивам аркана «Луна», представляет собой две башни, между которыми проложена тропа. На переднем плане изображено болотце, из которого вылезает краб. По обе стороны тропы на картах рисуют еще собаку, опустившую морду вниз, и волка, поднявшего морду вверх. Луна для меня – это олицетворение мира, где не действует человеческая воля, поэтому она у меня изображена без рук и ног и закована в камень. Мы попадаем в этот мир во сне, или через галлюцинации и сумасшествие. Наркоман тоже попадает в этот мир бездействия воли. Я вообще не люблю сновидения, потому что в них попадаешь в чуждый тебе и нелогичный мир, а я человек, который привык все контролировать.
Композиция «Отшельник» самая необычная и самая сюрреалистичная среди моих работ. Домом отшельника служит его же тело, поэтому я сделала его напоминающим ребра. Снаружи он черный, потому что мы воспринимаем его как монаха, и одеяние его самое неприметное. Внутри отшельник радужный, потому что он отбелил себя от грехов. Белый цвет под преломлением распадается на радугу. Внутри у него ничего нет, ведь ему, как аскету, ничего не нужно. Ноги его ходят по земле, потому что он еще не покинул этот мир, но голова его высится над телом, то есть над миром вещей. Огненный поток его мыслей – единственное, что у него есть.
Работа «Отшельник» была сделана всего за три часа прямо перед выставкой «Искусство куклы» в Гостином Дворе в Москве. На выставке я подозвала директора известной кукольной галереи «Вахтанговъ» Ирину Мызину, чтобы она оценила мои работы. Она снисходительным и беглым взглядом окинула стенд и отметила, что у кукол страдает анатомия, и заметно, что автор новичок. В общем, пригвоздила меня к полу, но хорошим бонусом для меня, кроме похвал посетителей, было приглашение от директора кукольной выставки немецкого города Мюнстер.
– Где вы находите материалы, и как проходит процесс создания кукол?
– Материал для декора я могу находить прямо на улице. Недавно я, например, ходила в лес, и собрала там три мешка разного вида мха, коряг и тому подобного. Для лиц и рук персонажей я использую пластик ливингдолл. Он лепится как пластилин, но в горячих руках становится очень плавким. В процессе лепки использую стоматологические инструменты. Для меня самая большая сложность – это лепка пальцев персонажей. Лицо я могу слепить за два-три часа, а вот с пальцами могу провозиться трое суток. Мне как массажисту, сложно лепить такие детали. Тела кукол – это проволока, на которую нанесен, а потом увален иглой синтепон. Поверх синтепона идет обтяжка трикотажем. Костюм я делаю методом муляжа: вырезаю прямоугольный кусочек ткани, прикрепляю иголками, отрезаю лишнее и прямо на кукле зашиваю. Мне надо все делать быстро, меня подгоняет идея. На куклу у меня уходит максимум один месяц.
– Над чем вы работали в последнее время?
– Сейчас ничего не леплю пока, потому что все лето делала массаж. Мне предлагали сделать кукол для свадьбы, но мои работы многим кажутся мрачноватыми. Тем не менее, я бы не хотела делать на заказ то, что мне не близко. Мой уклон именно такой: мифология, сказки, эзотерика, литературные персонажи. В этом направлении делают куклы не так много мастеров, поэтому я нашла свою нишу. Мой жанр – это не фэнтези с его эльфами и феями. Я бы определила жанр своих работ как магический реализм. Моя задача – отразить в куклах тайный смысл реальных вещей. Многие мои работы остаются загадками для меня до сих пор.