Ольга Солдатова: «Музей меда – это экологический музей»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Ольга Викторовна Солдатова – руководитель Центра детского и семейного чтения, расположенного в микрорайоне Железнодорожный в городе Балашиха. С 2003 года в стенах центра существует музей меда «Пчелы и люди», главную часть экспозиции которого составляет подлинный рабочий инвентарь, предоставленный пчеловодами общественной пасеки «Северное Кучино». Экскурсии, которые проводит Ольга Викторовна, встречи с пчеловодами и другие мероприятия библиотечного музея являются элементами экологического просвещения детей и взрослых.
–Кто стал инициатором создания в детской библиотеке музея, посвященного пчеловодству?
– Музей на базе нашей библиотеки был организован в 2003 году по инициативе пчеловода и почетного эколога города Андрея Александровича Парамонова, который, к сожалению, уже умер. Его инициатива была поддержана тогдашним директором библиотеки. У Андрея Александровича Парамонова имелись какие-то наработки, и, самое главное, были подлинные предметы пчеловодства, которые сейчас выставлены в музее. Этот инвентарь раньше использовался на общественной пасеке «Северное Кучино».
Пасека «Северное Кучино» была создана около пятидесяти лет назад. Пчеловоды пасеки не потеряли с нами связь после смерти Андрея Александровича, они предоставляют нам время от времени какие-то новые экспонаты. В частности, мы очень тесно сотрудничаем с Владимиром Михайловичем Калабуховым. Он пчеловод, грибник, охотник. Я всегда обращаю внимание ребят, когда провожу экскурсии, что в музее находятся не выставочные образцы, а предметы, которые были в работе.
Я пришла в библиотеку в 2007 году на должность директора и стала, одновременно, руководить музеем. Какое-то время собирала материал, чтобы адаптировать экскурсию для детей разных возрастов. У нас есть книги по пчеловодству, которые читатели могут брать. В них можно прочесть о том, как устроить пасеку, чем болеют пчелы, как их лечить, чем прикармливать зимой и так далее. Польза нашего музея для горожан заключается как раз, в том, что он является большим подспорьем для тех, кто решил заняться пчеловодством самостоятельно. Мы своего рода экологический клуб или, точнее, место, где пчеловоды могут собраться и поделиться своим опытом.
Детям наш музей интересен тем, что является контактным. Ребята привыкли, что в музеях все строго и ни к чему нельзя прикоснуться, а у нас, напротив, все разрешается потрогать. Можно постучать по стеклу улья, взять в руки дымари и самые разные предметы пчеловодства. Мне очень нравится, когда дети начинают вспоминать про ульи, которые были у их бабушек и дедушек или у соседей. Я говорю им: «когда придете домой, поговорите об этом со взрослыми, поспрашивайте родителей». Наш музей может стать тем толчком, который пробудит активный интерес к пчеловодству. Кроме того, мы постоянно подчеркиваем, что музей меда – это, прежде всего, экологический музей.
–Как строятся экскурсии в вашем музее?
– Я провожу экскурсии сама и всегда рассказываю об истории развития взаимоотношений человека и пчелы с древних времен. Обязательно упоминаю «Паучьи пещеры» в Испании, на стенах которых были обнаружены наскальные рисунки возрастом в несколько тысяч лет. В одной из пещер была найдена сцена, изображающая окруженного пчелами человека, добывающего дикий мед. Иными словами, пчелы и люди взаимодействовали еще с незапамятных времен.
Я рассказываю историю бортничества на Руси. До Xвека люди еще были дикарями: первые охотники за пчелами или, скорее охотники за медом, вырубали и поджигали деревья, чтобы добыть этот замечательный сладкий продукт. Современные пчеловоды выкуривают пчел очень аккуратно, чтобы не страдали ни пчелы, ни деревья, а их предшественники много веков назад валили деревья, разводили под ними костры, из-за чего гибли и деревья, и пчелы.
Примерно в X веке люди, наконец, поняли, что добывают мед варварским способом, и на Руси стали появляться бортники. Бортничество – это старейшая форма пчеловодства. Бортники искали деревья, где летом вокруг дупла клубятся пчелы, и вырубали осенью на соседнем дереве специальную емкость с бортями. После зимовки пчелы могли переселить часть семьи в новое место, появившееся рядом. Благодаря бортникам и деревья оставались живы, и не гибли пчелиные матки с семьями.
Я рассказываю также разные интересные факты из жизни пчелы. Например, когда она летит на работу, может развивать скорость до шестидесяти километров в час, а когда возвращается обратно, нагруженная нектаром, то летит со скоростью не более тридцати километров в час. На обратном пути насекомое издает характерный звук, напоминающий гул самолета. Есть такая древнегреческая легенда, согласно которой, когда-то давно люди пришли к Зевсу с жалобой и обидой на пчел за то, что эти насекомые жалили людей и животных. Зевс прислушался к мольбам и решил, что каждая пчела, которая будет жалить человека и любое живое существо, сама погибнет после укуса.
Еще интересно, что пчела – это настоящий математик. Соты, которые она строит, имеют самую прочную конструкцию, а угол одной ячейки всегда равен одному и тому же значению. Как у них это получается – это загадка природы. Еще одной загадкой является шмель. Он очень тяжелый и по всем своим параметрам не должен летать, однако он летает. Чтобы приготовить сто грамм меда, пчела должна пролететь около сорока шести тысяч километров. Это примерно то же самое, что облететь весь земной шар по экватору.
–Музей существует уже достаточно давно. По вашим наблюдениям, тема пчеловодства интересна детям?
– Да, детям это интересно. В музее проводится где-то порядка пятнадцати экскурсий ежегодно. Это могут быть экскурсии для детей младшего школьного возраста, для взрослых школьников, а может быть и возраст детского сада. В прошлом году у меня были ребята из Дворца детского творчества, где занимаются совсем маленькие детки. Когда посещение библиотеки выпадает на Масленицу, мы по договоренности с родителями, если они этого желают, устраиваем чаепитие с блинами и медом. Пока дети еще маленькие, их можно мотивировать только каким-то интересом, «крючочками», как я это называю. В старших классах, быть может, кто-то выберет проекты по пчеловодству или по экологическим проблемам, а кто-то просто познакомится с музеем и жизнью пчел.
Последняя серьезная встреча проходила у нас в рамках акции «Библионочь» в конце апреля. Мы организовали встречу с опытным пчеловодом пасеки «Северное Кучино» Владимиром Николаевичем Макаровым, который сам провел экскурсию по нашему музею и подробно рассказал о жизни пчел. На встречу и чаепитие в этот день собралось тридцать пять человек. В июне музей меда посещали ребята из школьного лагеря, а третья неделя августа у нас экологическая, и выпадает на дни празднования Медового Спаса. Вообще у пчелы есть и свой праздник. Четырнадцатое сентября – это всемирный день защиты пчел.
Когда к нам на экологическую конференцию приходят ребята постарше, я рассказываю, что экология – это дело очень серьезное, а проблемы окружающей среды напрямую связаны с пчелой. Сейчас у всех нас есть мобильные устройства, и мы, конечно, не хотим отказываться от такого комфорта. Тем не менее, многие ученые бьют тревогу, потому что пришли к выводу, что вышки мобильной связи подают сигнал, из-за которого пчелы теряют ориентацию. Пчела может улетать очень далеко от своего дома или улья в поисках меда, а вышки мобильной связи негативно влияют на внутренний ориентир насекомого.
–Расскажите подробнее об экспонатах музея. Какой инвентарь, используемый на пасеке, есть в вашей коллекции?
– Музей не очень большой и достаточно компактный. У нас представлено несколько разновидностей ульев, сред которых, например, есть наблюдательный улей. Он так называется, потому что у него вместо стенок вставлены стекла. Благодаря такой конструкции можно, не открывая улей, наблюдать за жизнью пчел. Если такой улей будет стоять на пасеке, мы увидим, как через леток – длинную щель снизу коробки – пчелы влетают и вылетают из своего домика. В ульях без прозрачных стенок нужно всякий раз снимать крышку ящика и тревожить пчелиную семью. Тем не менее, ульи бывают разные, и они неслучайно покрашены в разные цвета. Есть «ульи-трансформеры», которые можно наращивать. Новые ящики могут надставляться в соответствии с количеством семей: если семья большая, то и количество ящиков должно быть больше.
Дымарь – это предмет, придуманный пчеловодами для того, чтобы спокойно и комфортно вынимать рамки с медом из улья. Дымари, которые есть в нашем музее, были в работе на пасеке, поэтому они и сейчас пахнут дымом. Некоторые ребята, правда, считают, что они пахнут копченой колбасой, рыбой или даже сухариками. Внутрь дымаря закладывается головешка, а потом раздувается, благодаря чему из носика начинает поступать дым. Пчеловод открывает крышку улья, нагнетает туда дым, и пчелы впадают в спячку. Дым – это снотворное для этих летающих насекомых. Потом, когда на место старых рамок поставят новые и пустые, пчеловод закроет крышку, а воздух постепенно выветрит дым, после чего пчелы проснуться.
Если вы никогда не были на пасеке, вы, наверное, не видели медогонку. Она нужна, чтобы получить жидкий мед из рам. Рамочки из улья устанавливаются внутрь медогонки, она раскручивается как центрифуга, и под воздействием центробежной силы мед выливается из рамки. Медогонки могут быть как меньшего, так и большего размера, чем та, что стоит у нас. Это зависит от размеров рамок.
–А в какой одежде нужно приходить пчеловоду на пасеку?
– Очень важно, чтобы пчеловод работал на пасеке в светлом костюме. Дело в том, что пчелы реагируют на цвета. Если мы придем к ульям в желтой, красной, малиновой или ярко оранжевой одежде, то пчела запросто может решить, что мы цветок. На костюме пчеловода предусмотрены резинки на рукавах и штанах, чтобы, как вы понимаете, насекомое не залетело под одежду. От пчеловода требуется не только светлый костюм, но и отсутствие каких-либо запахов. В идеале от человека ничем не должно пахнуть: ни цветочным мылом, ни туалетной водой, ни дезодорантом. У пчелы обоняние в несколько раз острее, чем у собаки, и она использует его, чтобы искать цветы.
Еще один прибор, который необходим на пасеке – это вальцы. Он нужен пчеловоду для того, чтобы натянуть на рамку восковую пластиночку с размеченными сотами. Вообще пчелы сами вырабатывают воск, но чтобы им помочь, пчеловоды используют специальные чугунные ручные вальцы. Между вальцами подается воск, и они раскатывают его в тонкую, как папиросная бумага, пластину с маленькими шестигранниками. Сюда пчелы и будут складывать собранный мед. Есть еще небольшие предметы, употребляемые пчеловодами, например, щетка-сметка. Когда пасечник достал рамку из улья, на ней могут находиться уснувшие от дыма насекомые, и щетка нужна, чтобы стряхнуть их с рамы.
–Какой мед, на ваш взгляд, является самым полезным?
– Во-первых, я хочу сказать, что если вы не аллергик, то можно и нужно есть любой мед. Аллергикам нельзя употреблять мед, и для них опасен укус пчелы. Вообще очень полезен липовый мед. Он обычно выглядит практически белым, как сливочное масло. Очень хорошо натощак утром прососать чайную ложку липового меда, как карамельку. Минут через двадцать, пока вы сделаете утренние процедуры, можно уже принимать пищу. Липовый мед очень полезен и для желудка, и для работы сердца.
В меде много глюкозы, а глюкоза – это помощь мозгу. Употреблять мед нужно круглогодично, а не только тогда, когда вы нездоровы. Мы, как правило, едим мед только тогда, когда простудились, но это вряд ли эффективно. Еще хотелось бы сказать по поводу меда, что многие бортники на Руси, а впоследствии и пчеловоды, сами очень редко ели его. Дело в том, что мед был дорогостоящим продуктом, и его было выгоднее продавать, чем есть самому. На Руси не было конфет, сахар вообще ценился на вес золота, поэтому мед оставался долгое время главным лакомством. Даже в зажиточных семьях мед ставили на стол нечасто, но им обязательно угощали на Пасху и на Масленицу.