Павел Алиев: «Наша сверхзадача – изменить культурное пространство»
Фото: [vk.com/spquadrat]
Творческое объединение «Квадрат» в Сергиевом Посаде существует с февраля 2012 года и до сих пор является одним из немногих молодежных сообществ в городе, которое связывает людей искусства разных направлений и стилей. «Квадрат» собирает в одной команде молодых художников, поэтов, артистов, фотографов и музыкантов. Руководитель творческого объединения поэт и переводчик Павел Алиев рассказал порталу «Подмосковье сегодня» об акциях, ярмарках, встречах и других мероприятиях «Квадрата». Среди значимых проектов общества – международный поэтический конкурс «Бегущая строфа», итоги которого в шестой раз были подведены 15 мая 2021 года.
– Павел, расскажите, с чего началась история творческого объединения «Квадрат».
– История началась в 2011 году, когда я готовил к публикации свою первую книгу стихотворений «Всходы». Еще до подготовки к изданию я познакомился с замечательным Сергиево-Посадским художником, иллюстратором, иконописцем и графиком Виктором Новиковым. Ему понравились мои стихотворения, а мне – его графические работы. Виктор помогал мне в оформлении книги, и в процессе этой работы мы оба поняли, что хотим делать нечто большее. Речь шла не просто об оформлении книг, а о коллаборации творческих людей разных направлений.
В феврале 2012 года на презентации моей книги и открытии художественной выставки Виктора Новикова мы объявили о создании творческого объединения «Квадрат». В новое сообщество приглашались молодые люди, которые занимаются литературой, музыкой, живописью, фотографией, и которым было бы интересно работать вместе на стыке разных жанров и стилей.
– Почему объединение получило название «Квадрат»?
– Квадрат имеет четыре направления, четыре грани. В нашем понимании это литература (работа со словом), визуальное искусство (фотография и живопись), музыка и актерское мастерство. Такое объединение образует квадрат, соединяет четыре направления. Презентация моей первой книги в 2012 году тоже представляла собой концептуальное мероприятие, концерт-перформанс, который включал в себя музыкальные и литературные номера, постановочную часть с декорациями и иллюстрациями из книги.
– Вы занимаетесь поэзией. Значит ли это, что литературная грань преобладает в «Квадрате»?
– В нашем творческом объединении поэзия – это одно из направлений. Конечно, я лично как член Союза писателей и как человек, который давно занимается литературой, делаю акцент на поэзии, но у нас все грани развиваются равномерно и параллельно. В «Квадрате» есть моя секция (мастер-класс) по литературе, но также проводятся высокого уровня мастер-классы по другим направлениям. Изобразительное искусство ведут замечательные художники Арсений Глазунов и Ирина Крохичева. Секцию фотографии возглавляет Василий Савин. Отдельно у нас идет секция актерского мастерства «Ораторий».
Каждую секцию возглавляет человек, который преуспел в своем направлении, может преподать полезные навыки начинающим. Мастер-классы проходят регулярно. Фактически каждую неделю проходит одно из мероприятий нашего объединения. К слову, мы организовывали встречи с режиссером Вадимом Абдрашитовым, Юрием Быковым, актером Андреем Мерзликиным и другими известными людьми. Помимо четырех главных направлений у нас есть и другие проекты и платформы.
– Какие это проекты?
– Во-первых, вместе с писательской организацией Сергиева Посада мы издаем региональный литературный альманах «Сергиев». Это печатный журнал, посвященный современной литературе Сергиева Посада и окрестностей. Альманах имеет большой гостевой раздел, где публикуются авторы со всего русскоязычного мира: Минск, Москва, Киев, Тверь, Бежецк, Волгоград, Новосибирск и т.д. Кроме этого, у нас есть свой электронный журнал «Хурма», посвященный искусству. В рамках «Квадрата» проводится международный поэтический конкурс «Бегущая строфа». Итоги шестого сезона конкурса мы подвели 15 мая.
У нас есть формат ярмарок хендмейда «Арт-штучки», в которых принимают участие наши мастера. Те же люди, которые являются фотографами, поэтами, художниками, часто параллельно занимаются неким видом хэндмейда, причем довольно профессионально. Они создают изделия из кожи, открытки, блокноты и другие уникальные авторские работы. Есть формат гаражных распродаж и фримаркетов. Эти социальные проекты, включая концепцию их художественного оформления, готовит моя супруга Татьяна Алиева.
Мы также организуем концерты участников объединения «Квадрат», ставим литературные спектакли. Круг нашей деятельности охватывает, можно сказать, все культурные слои и направления. Те же «Арт-штучки» включают в себя и концертную, и выставочную, и конкурсную составляющие. Ярмарки хендмейда мы проводим с 2016 года.
– Ярмарки проходят на открытом воздухе?
– Не только. У нас есть традиция зимних ярмарок, которые проходили в закрытых помещениях перед новогодними праздниками. Они проводились в центральной муниципальной библиотеке имени В.В. Розанова, в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, то есть на больших площадках, где можно разместить 50-60 мастеров. Конечно, пандемия скорректировала наши традиции, и от закрытых помещений пришлось пока отказаться.
– «Квадрат» базируется в библиотеке им. Розанова в Сергиевом Посаде?
– Да, чаще всего мы проводим мероприятия в библиотеке им. В.В. Розанова, но также работаем и с другими площадками. Мы проводим выездные концерты не только в Сергиевом Посаде, но и по Московской области и в Москве. До пандемии были гастроли и поездки в другие города России. У нас есть формат литературно-музыкальных спектаклей, которых в нашем репертуаре уже четыре. В этих спектаклях происходит симбиоз всего, что мы умеем с точки зрения литературы и визуализации.
– Что это за спектакли?
– Литературно-музыкальные спектакли по произведениям наших же авторов. В объединении «Квадрат» есть много замечательных поэтов: Анна Яковлева, Татьяна Селезнева, Мария Солдатова, Иван Ганин и другие. На основе их материала мы ставим спектакли, в которых принимают участие и сами поэты. Режиссуру, сценографию, декорации мы делаем общими усилиями.
– Вы упомянули конкурс «Бегущая строфа». Какова его концепция? Кто в нем участвует?
– Когда мы запускали «Бегущую строфу» в 2014 году, анонсировали как молодежный поэтический интернет-конкурс. Этапы приема заявок и отбора проходят в онлайн режиме, и такой формат был установлен еще до пандемии. Заявки присылаются на электронную почту или в нашу группу Вконтакте. На отборочном этапе члены жюри получают анонимные тексты, которые должны пропустить дальше или отсеять, выставив оценки по ряду критериев. Финал проходит в оффлайне. Мы собираемся либо в актовом зале муниципальной библиотеки или в Сергиево-Посадском филиале ВГИКа, как это было в последние сезоны.
В жюри мы стараемся приглашать авторов, которые уже состоялись в поэзии, литературе или музыке. В разные годы работы наших финалистов оценивали поэт и текстовик Александр Елин, Артур Беркут (экс-вокалист «Арии»), Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»). Стараемся приглашать людей, которые близки нам по духу и могут дать наставничество начинающим поэтам. Задача конкурса в том, чтобы вселить уверенность, продвинуть талантливых молодых людей через наши ресурсы и платформы. Вывести их из числа тех, кто только начинает писать или пишет в стол, стесняясь представить свое творчество публике, на новый уровень.
– То есть это конкурс для любителей?
– Не только. В уставе прописан лишь возрастной ценз до 35 лет, и все, кто попадает в этот диапазон, могут прислать заявки. Иногда побеждают авторы, которые еще не издали ни одной книги, иногда – люди, которые уже публиковались, просто не настолько широко известны в нашем регионе.
Конкурс выходит далеко за рамки Сергиева Посада и Московской области. Нам присылают заявки не только из России, но и со всего русскоязычного мира. До пандемии мы собирали более 300 заявок. В 2020 году мы взяли паузу, потому что не могли провести финал оффлайн из-за санитарных ограничений, а в этом сезоне вернулись в прежнее русло. На этот раз заявок было тоже достаточно много: порядка 150. Естественно, много было писем из Московской области: Орехово-Зуево, Королева, Мытищ, Воскресенска, Железнодорожного, Каширы, из родного Сергиева Посада. Были заявки из других городов России и от авторов, которые пишут стихотворения на русском языке, но живут за рубежом: Молдавии, Украине, Белоруссии, Армении, Германии, Таиланде, Хорватии, Эстонии, Литве…
– В финальный этап из более сотни кандидатов выходит только несколько человек?
– Совершенно верно. По статистике последнего сезона жюри отборочного тура, а это тоже состоявшиеся поэты: Джамиль Нилов, Александр Ананичев, Инна Медведун, отсеяло порядка 150 заявок. Отбор достаточно строгий, до финала дошло в итоге 15 авторов.
Победители выбираются в четырех номинациях: гражданская лирика «Час мужества», любовная «Шепот. Робкое дыханье…», философская «Моей судьбы девятый вал» и песенная «Молодая песня». Второй сезон подряд мы разыгрываем специальные призы от наших партнеров. Благодаря помощи Загорского трубного завода, издательства «Dream Management» и «Содействие» выбирают среди финалистов двух авторов и предлагают заключить контракт на издание книги. Для начинающих поэтов публикация – это существенный шаг вперед.
– В наше время издание бумажной книги имеет значение или это больше психологический момент?
– Отчасти. Да, книги в бумажном варианте сейчас читают меньше, чем раньше в силу того, что электронные носители удобнее. С другой стороны, есть важный психологический момент для автора. Изданная книга – это некий итог работы писателя и поэта, отчет, в первую очередь, для себя. Кроме того, издательства идут в ногу со временем. У них есть договоренности с партнерами о размещении книг на электронных площадках. В современной ситуации, если человек издал книгу, это означает, что он не только принес экземпляры из типографии, но и разместил тексты на электронных площадках вроде Литрес или Букмейт.
– Когда вы издавали свою первую книгу в 2012 году, это тоже для вас был выход на следующий этап в творчестве?
– Конечно. В 2011-2012 годах электронные площадки не были настолько развиты, как сегодня, поэтому книга у меня вышла только в бумажном виде. Однако она была важна для меня по двум причинам. Во-первых, мне действительно хотелось увидеть результат своей работы. Во-вторых, для вступления в профессиональный Союз писателей необходимо наличие двух изданных книг. Для меня это была точка отсчета. В итоге я издал потом еще одну книгу, а меньше года назад вышел уже третий сборник моих стихов.
– Вы помните, почему и когда впервые стали писать стихи?
– Первые осознанные пробы пера были еще в школе, в 2003-2004 годах. Тогда, как и сейчас, мне была близка рок-поэзия и рок-тематика. Я не остался только слушателем, мне стало интересно самому писать тексты песен. И сейчас я много сотрудничаю с различными рок-группами. Из русскоязычных исполнителей у меня был эпизод сотрудничества с Кипеловым. Приходилось писать тексты для Артерии, Харизмы, Легиона – то есть для серьезных коллективов, названия которых на слуху.
– На кого вы ориентируетесь в поэзии?
– Безотносительно тематик мне всегда была близка поэзия Серебряного века. Для меня это ориентир хорошего баланса между образностью и актуальным языком. Золотой век русской поэзии и классическая литература отстоят достаточно далеко от нас по языку. В этом смысле Серебряный век, с одной стороны, не настолько далеко от нас, с другой – достаточно богат интересными поэтическими образами и метафорами. Я имею в виду Брюсова, Гумилева, русских и французских символистов, в частности Верхарна. Рок-поэзия стала мне близка по той же причине: в ней много символизма.
Кроме того, по своей основной специальности я переводчик, и поэтому у меня есть и англоязычная лирика. У меня был опыт сотрудничества с украинскими и аргентинскими коллективами. Я писал им тексты песен, в том числе на английском языке.
– Расскажите об акции «Поэты на табуретке». В чем ее цель?
– Этот флешмоб мы придумали в «Квадрате» вместе с поэтом и музыкантом Иваном Ганиным. Каждое воскресенье мы ставили табуретку в каком-нибудь оживленном общественном месте в Сергиевом Посаде и читали стихи. По нашим правилам человек должен читать стихотворения вне политики, без нецензурной лексики и призывов к насилию. Можно читать как свои стихи, так и произведения классиков.
Изначально акция «Поэты на табуретке» была локальной, но через год стала интересна нашим друзьям и коллегам из других городов, и в итоге вышла на всероссийский уровень. Мы приурочили акцию ко дню рождения Маяковского, поэтому проводим ее в первые выходные после 19 июля. Теперь люди встают на табуретку в этот день в разных городах: в Москве, Орехово-Зуево, Санкт-Петербурге, Твери, Екатеринбурге, Новосибирске и т.д.
– Что вы бы назвали самым большим успехом за 9 лет существования проекта «Квадрат»?
– Если брать события, то, например, в 2018 году наша ярмарка «Арт-штучки» попала в топ-10 среди подмосковных площадок новогодних праздников. Можно ли считать это успехом? С точки зрения медийности, наверное, да, но я руководствуюсь другими критериями. Для меня успех – это когда к тебе приходят новые люди, молодые поэты, фотографы, музыканты. Когда они вливаются в процесс, с энтузиазмом включаются в совместные проекты.
Сверхзадача, задача максимум нашего творческого объединения в том, чтобы изменить культурное пространство в лучшую сторону. Мы хотим донести современное искусство и современную литературу до максимально широкой аудитории. Не стоит думать, что литература закончилась на Пушкине, Лермонтове или Есенине. Современное искусство существует, и оно тоже интересно.