Павел Павлов: «Металл живой, и с ним надо обращаться соответственно»

Герои Подмосковья
личный архив Павла Павлова

Фото: [личный архив Павла Павлова]

Павел Федорович Павлов – мастер кузнечного дела и организатор исторической интерактивной программы «Неизвестное Ледовое побоище» в городе Одинцово. Однажды ночью он проснулся кузнецом, а вскоре, благодаря интересу к истории, стал заниматься ковкой доспехов. В программе для школьников «Неизвестное Ледовое побоище» ее участники могут примерить доспехи на себя, а заодно определить, где мифы, которыми обросла битва 1242 года, а где правда. Об этом и многом другом читайте в интервью.

– Когда вы начали заниматься ковкой?

– Я достаточно давно занимаюсь художественной ковкой. Помимо нее я также ковал доспехи, что и послужило толчком к тому, чтобы попробовать развивать историческую тему дальше. Я делал доспехи и шлемы, опираясь на древние образцы и археологические находки. Кстати, совсем недавно в нашем Одинцовском районе при раскопках были подняты два шлема, возраст которых еще устанавливают, но не исключено, что они относятся к XIII веку. В этих раскопках участвовал Виктор Воронкин, известный в нашем районе историк, который занимается реконструкцией в клубе «Яровит» и делает много интересного по теме викингов и Руси.

Помимо шлемов и доспехов я ковал кольчуги. Я освоил дело достаточно легко, потому что умение ковать у меня, можно сказать, в крови. Кузнецами были мои деды и праотцы. Многие мои предки и по материнской и по отцовской линии были мастерами этого дела. Например, мой прадед по материнской линии был казачьим офицером и одновременно с этим занимался ковкой в своей деревне. Он никогда не брал денег с людей, если кому-то нужно было что-то отковать или отремонтировать. Вот такой странный это народ – кузнецы! Так что умение я получил по наследству, я буквально проснулся с ним. Моя жена помнит тот момент, когда я вскочил с кровати в холодном поту, потому что мне приснился странный сон. Ко мне ночью пришел человек под два метра ростом в доспехах и сказал: «Павел, потрогай, смотри и трогай». Я рассказал маме этот сон, и тогда она вспомнила про деда-кузнеца, про которого раньше я от нее и не слышал. У меня в тот же день в руках все начало «гореть», как будто пробил час, и пришло время заниматься ковкой.

– У вас есть своя мастерская? Как проходит процесс ковки?

– Мне выделили площадь в музее в Одинцово, где планирую дальше развивать кузнечное дело. На данный момент я периодически ставлю полевую кузницу открытого типа. Когда люди проходят мимо кузницы, обязательно останавливаются посмотреть на процесс ковки и даже иногда сами принимают в нем участие. Людям интересно, как кусок ничего не представляющего из себя металла превращается в готовое изделие. Например, мы в качестве эксперимента тянули шлем из цельного куска металла без сварки и тому подобного. В ковке не всегда можно обойтись одному человеку. Многие изделия требуют помощников. Иногда просто не успеваешь и просишь подмастерье, чтобы тот смотрел за температурой металла, ведь все происходит очень быстро и нужно не пропустить момент, когда металл становится мягким, как пластилин. Металл ведь живой, и с ним надо обращаться соответственно. Многие к нему относятся как к чему-то холодному, а он реально живой.

– Расскажите о программе «Неизвестное Ледовое побоище»

– «Неизвестное Ледовое побоище» – это один из наших проектов, который осуществляется в рамках краеведческого общества города Одинцово. У нас есть проекты, которые ведет один человек, есть общие проекты, но в принципе они все делаются совместными усилиями инициативной группы. Изначально в нее входило семь человек, но сейчас активных участников осталось трое.

«Неизвестное Ледовое побоище» оказалось, наверное, самым популярным проектом. Это интерактивная программа, посвященная событиям 1242 года, которую мы создали специально для школьников. Какой-то прямой связи между Одинцово и Ледовым побоищем нет, но у нас в городе много школ, а мифы об этом историческом событии, которые нередко прививают ученикам на уроках истории, искажают достоверную картину битвы. В рамках этой программы мы ездим по школам и показываем ребятам, как «Ледовое побоище» проходило на самом деле, опираясь не на учебники, а на реалии и подлинные исторические документы. Сопоставляя все факты никак не получается та история, которая обычно преподается. Часто говорят, например, что армии немецких рыцарей потонули в воде Чудского озера. Какие армии? Откуда? В сражении участвовали только передовые отряды, то, что у нас называли «копьем», то есть княжеским отрядом. С обеих сторон количество участников было не таким большим. Наших воинов спасло не чудо и не погода, а то, что они находились в домашних условиях и были реально лучше вооружены. В то же время рыцари Ливонского ордена были измучены голодом и постоянными перебегами, поэтому им в принципе не светило ничего в этой битве. Они пошли на нее от безысходности, с их стороны это была авантюра.

Когда говорят, что немецкие рыцари потонули в водах озера подо льдом, я всегда спрашиваю: а найден ли хоть один потонувший рыцарь или хоть один доспех, потонувшего рыцаря? На сегодня нет таких фактов. Неизвестно, с какого времени «Ледовое побоище» стало обрастать мифами, но ясно, что это была политика. Особенно ярко эта тенденция отразилась в знаменитом фильме «Александр Невский». На то время нужно было именно так преподнести историю. Я стою на той точке зрения, что реальная история интересней. Княжеский отряд встретился с ливонцами на полях и рыцарей погнали этими полями. Это был полный разгром, но опять же сражение не могло длиться очень долго. Нормальный бой, если надеть доспехи и действовать мечом, длится минут пять. Вот почему мы возим с собой по школам доспехи. Мы даем ребенку возможность надеть на себя шлем, кольчугу, и ощутить на себе, мог ли воин драться целый день, пусть даже это был хорошо подготовленный и сильный боец? Я сам неоднократно наблюдал и знаю от опытных реконструкторов, что после активного пятиминутного боя мечом в доспехах нужно потом целые сутки восстанавливаться, чтобы просто прийти в себя.

Часто также говорят, что князь Александр Невский пошел на сделку с монголо-татарами. Это имело место, но были также и родственные узы князя с татарами. Надо понимать, что в те времена русский человек изначально имел больше шансов на выживание именно благодаря тому, что был под защитой ордынских отрядов. Вообще монголо-татары сыграли большую роль в нашей истории. Это уже лично мое мнение, но если бы не татарские войска, захватчики из Европы уже давно бы прибрали себе всю нашу землю. Картина взаимоотношений Орды и русских князей на самом деле не такая простая, как рисуют ее обычно. Существовали четкие договоренности и условия размещения и передвижения татарских отрядов, были определенные ограничения, которые человек востока не мог нарушать. Было установлено, например, сколько и чего можно трогать, сколько трогать нельзя. Поэтому, в принципе, Русь имела серьезное влияние на Орду и ее войска, если не сказать давление. По большому счету русские князья управляли отрядами ордынцев, направляя их передвижение. Русь изначально ковалась именно в соединении с татарской составляющей. Я лично приверженец именно этой идеи.

– Ваше увлечение кузнечным делом пригодилось в работе над проектом?

– Да, работа над «Неизвестным Ледовым побоищем» позволила рассказать и об этом историческом событии, и о самой ковке, а также наглядно показать, как все происходило. В наше время, например, ковка идет из листового железа, а раньше нужно было самим раскатывать металл, выливать его пластами, и только потом из этих частей сковывать пластинки между собой. При такой ковке едва ли мог получиться надежный шлем, он был как фанера против снаряда. Я сторонник той идеи, что такой шлем выдерживал бои только благодаря уникальной технологии закалки на углях.

Понятно, что доспех в XIII веке стоил очень дорого и обычный деревенский воин шел на войну в обычном зипуне и с обухом в руках. Полный доспех мог стоить стада лошадей. Про рыцарский доспех мы вообще не говорим. Часто воин мог надевать на себя только то, что успел захватить с поля боя с убитых. Более того, снятое с убитых нужно было как-то донести домой, ведь было полно желающих украсть доспех и продать. Доспехи постоянно циркулировали по всему миру, потому что воин все равно не жил долго.

– Есть ли у вас планы подобным образом освещать и другие исторические события?

– Да, таких планов много. Например, в ближайшее время я хочу запустить в рамках другого проекта по истории Великой отечественной войны поход-эксперимент, участники которого наденут на себя поочередно форму и снаряжение советских и немецких солдат. Это будут именно одни и те же лица, чтобы они могли сравнить ощущения. В первый раз они пройдут расстояние километров в пятнадцать в советской одежде образца 1940 года при определенной температуре. Во второй раз те же самые люди пойдут уже в немецкой форме то же расстояние при той же погоде. Главная задача таких походов-экспериментов прочувствовать на себе, что испытывал солдат в нашей экипировке, и выявить достоинства нашей одежды и достоинства немецкой. Я уже начал договариваться с журналистами, чтобы они принимали участие в походах и снимали участников в начале, в середине и в конце мероприятия. Всем будет интересно посмотреть на глаза и лица участников, на их усталость. Это будет проект не одного дня и совсем не одной недели. Будут выбраны самые критичные дни в году: от самого жаркого до самого холодного. В дождливую погоду мы опробуем, каково было солдатам в нашей плащ-палатке, а каково в немецкой. Существует опять же миф о том, что немцы были прекрасно экипированы, а наши сражались в плохой одежде и с плохим снаряжением. Мы и продемонстрируем нашими экспериментами, так ли это было на самом деле.

Так как я сам реконструктор и участвую во многих мероприятиях, мне приходилось брать в руки образцы и нашего и немецкого оружия. Опять же есть миф о немецком автомате. Иногда показывают в фильмах, что у немцев целые войска были вооружены автоматами, что, мягко говоря, является преувеличением. У немцев на роту выдавался максимум один-два автомата, они воевали с карабинами и винтовками до самого конца войны. Красноармейцы, напротив, были хорошо вооружены с самого начала войны. На мой взгляд, у нас на тот момент была самая вооруженная армия в мире. Поэтому, что касается и истории XIII века и истории Великой отечественной войны, да и вообще любой исторической эпохи, нашу задачу я вижу в том, чтобы представлять ее в достойном виде, потому что она интересна и без мифов и преувеличений.

Поделиться