Сергей Мамаев: «Рождествено – любимое имение графа Кутайсова»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Сергей Мамаев – житель села Рождествено, краевед, автор книг об истории Истринского края и создатель музея, расположившегося в помещении православной школы «Рождество» – единственном образовательном учреждении подобного типа в Истринском районе. Главная тема музея – это история усадьбы любимца царя Павла I Ивана Павловича Кутайсова и его сына героя Бородинского сражения Александра Ивановича Кутайсова. В небольшой комнате разместились также предметы крестьянского быта села Рождествено, старинная техника, стенды, посвященные истории местного храма и Великой Отечественной войны.
– Сергей, расскажите, как создавался ваш музей в Рождествено?
– Все началось с находки во время реставрационных работ церкви в Рождествено: под полами был обнаружен склеп, принадлежавший чете храмоздателей Кутайсовых. В склепе нашли фрагмент мундира, в котором был похоронен граф Иван Павлович Кутайсов, таблички с эпитафиями и часть самого гроба. Так возникла идея музея, но еще десять лет эти предметы пролежали в коробках. Со временем наша школа при храме Рождества Христова расширилась, и появилось новое помещение, где мог разместиться музей. Официально мы открыли его второго ноября 2011 года. Основной темой музея стала история усадьбы Рождествено, потому что, во-первых, она малоизвестна, а, во-вторых, полезна с точки зрения воспитания наших учеников.
Удивительна судьба Ивана Павловича Кутайсова. Во время Русско-турецкой войны 1768-1774-х годов он мальчиком попал в плен к нашим солдатам и был привезен в качестве трофея в Санкт-Петербург для представления императрице. Пленник был ровесником сына Екатерины, поэтому она решила воспитать его вместе с цесаревичем Павлом. Мальчик получил фамилию Кутайсов и русские имя и отчество, за счет императрицы обучался во Франции и Германии. Он стал близким другом цесаревича. Когда Павел Iвзошел на престол, на Ивана Кутайсова посыпались многочисленные награды: дворянство, графское достоинство, земли с крестьянами, в том числе и наше село Рождествено.
На гербе, составленном для Кутайсова, был такой девиз: «Живу одним и для одного» – эти слова посвящались Павлу I. Конечно, после убийства заговорщикам императора Павла его бывший фаворит Кутайсов потерял влияние при дворе и должен был удалиться из Санкт-Петербурга в одно из своих имений. Он был все-таки выскочкой, а представители древних дворянских родов не могли потерпеть такого быстрого и случайного возвышения. Кутайсову настолько нравилось наше Рождествено, что среди своих многочисленных земель, которыми он владел в разных губерниях, Иван Павлович выбрал для уединения именно его и переселился сюда вместе с супругой Анной Петровной.
Еще при жизни Павел подобрал Кутайсову жену из древнего дворянского рода Резвых. У четы было два сына и две дочери, если не считать тех, кто умер в младенчестве. Дочери вышли замуж, породнившись с известными русскими фамилиями, а сыновья успешно служили при новом царе Александре I. Старший сын Павел Кутайсов был на государственной службе, а Александр – на военной. Он дослужился до чина генерал-майора, и при дворе, в отличие от отца, к нему относились прекрасно.
Имение Рождествено существовало и до Кутайсова. В XVII веке усадьбой владели князь Алексей Михайлович Львов и боярин Михаил Алегукович Черкасский, но едва ли они жили здесь постоянно, потому что оба были заняты государственными делами. После Черкасского Рождествено было во владении семьи Щепотьевых, потом перешло в казну, а в конце XVIIIстолетия, как я уже говорил, было пожаловано Кутайсову.
Поселившись в Рождествено после 1801 года, Кутайсов первым делом перестроил господский дом: возвел двухэтажный особняк, который выглядел как каменный, а на самом деле был деревянным. Вокруг дома Кутайсов разбил парк с гротом, а в 1810 году начал перестройку храма. Еще с XVIIвека в Рождествено был деревянный храм того же посвящения, но к началу XIXстолетия он обветшал. В декабре 1810 года Кутайсов получил разрешение построить каменный храм и начал его возведение, но освятили церковь только в 1823 году. Видимо, дело затянулось на двенадцать лет из-за войны с Наполеоном и гибели младшего сына.
Иван Павлович Кутайсов умер в 1834 году, а в 1848 году скончалась его супруга. Храмоздатели были похоронены в церковном склепе, который был обнаружен при реставрационных работах. Останки Кутайсовых мы перезахоронили девятого сентября 2001 года на том же месте. Над их склепом в церкви сейчас висит памятная доска.
Любопытно, что на территории усадьбы в начале XX века была часовня Грузинской иконы Божией Матери. Такое редкое для Московской области посвящение, возможно, было связано с грузинским происхождением Кутайсова. По официальной версии Кутайсов не знал своих родителей, считался турком, а имя и отчество ему придумал Павел I. Фамилия Кутайсов была также искусственной – она образована от названия города Кютахья, где он предположительно родился. Быть может, находясь при дворе, Кутайсов узнал о своих грузинских корнях, потому что и на сохранившемся портрете у него заметны грузинские черты лица. Так или иначе, в начале XXвека икона Грузинской Божией Матери присутствовала в описях храма Рождества Христова.
– Это была почитаемая в Рождествено и округе икона?
– Да, Грузинская икона была издавна почитаема, хотя происхождение ее было неизвестно. По преданию она дважды исчезала из храма, куда ее хотели поместить, и дважды обреталась в овраге в полутора километрах от усадьбы. После второй пропажи жители села решили больше не переносить икону в храм, а соорудили в лесу часовню, а рядом – источник. С 1904 и примерно до 1930 годов из рождественского храма к иконе ходили крестные ходы. Хотя часовня стояла в лесу, место было посещаемое, потому что рядом пролегала пешая дорога в Аносинский монастырь. Сейчас этой дороги нет, место стало достаточно глухим, поэтому восстанавливать часовню нет смысла, однако в 2011 году мы нашли источник.
– Как удалось разыскать источник?
– В 2011 году у меня вышла книга о селе Рождествено, но еще в черновике ее прочитала мама одного из наших учеников. Она и решила отыскать место разрушенной часовни Грузинской иконы в лесу. Женщина несколько раз ходила с семьей на поиски, но безуспешно. Наконец, первого мая 2011 года в церковный праздник Фомы Неверующего, а искатели уже действительно отчаялись найти место часовни, они решили сделать последнюю попытку. На этот раз в лесу увидели старый ржавый бидон из-под молока. Подойдя нему, старший сын этой женщины случайно наступил на корягу, второй конец которой поднялся и обнажил кирпичную кладку. Оказалось, что коряга лежала в небольшом углублении – это был тот самый старинный колодец, который засыпали кирпичами разрушенной в советские годы часовни.
Мы очистили колодец, вынули из него кирпичи и провели небольшие раскопки. Он оказался небольшой: наверное, сантиметров семьдесят или метр в глубину. На дне мы нашли нательные крестики, монеты, гребешки. Видимо, после крестного хода молящиеся умывались водой, и в благодарность за исцеление бросали в колодец разные предметы. Монеты потемнели, но после расчистки мы определили их возраст – самая старая датируется 1869 годом. Сейчас место очищено от ила и грязи, и четвертого сентября на праздник Грузинской иконы Божией Матери мы ходим с учениками школы к источнику. Место там очень глухое, поэтому идти туда надо только в сопровождении.
Интересно, что в том же месяце мама другого нашего ученика, не зная ничего об истории с колодцем, поехала в Казань, и попросила в церковной лавке выбрать подарок для нашей школы. По какой-то причине ей дали именно икону Грузинской Божией Матери. Так, в один месяц мы обрели место часовни Грузинской иконы, а вскоре у нас появился и свой список этого образа.
– Чем был известен храм в Рождествено после Кутайсовых?
– В середине XIXвека в нашем храме служил на протяжении почти сорока лет священник Василий Стогов, а затем в начале XXвека – его старший сын Александр. Последним священником Рождественского храма до Великой Отечественной войны был отец Сергий Беляев. Долгое время мы о нем ничего не знали, но в 2005 году к нам приехала его дочка и привезла документы, подтверждающие, что он действительно служил здесь. От нее мы узнали, что отца Сергия арестовали, сослали на десять лет в лагеря, откуда он так и не вернулся. К сожалению, не сохранились документы о его кончине, поэтому, хотя он погиб в сталинских лагерях, по формальной причине пока не канонизирован в лике новомучеников. У нас нет ни одной фотографии отца Сергия в священническом облачении – из страха репрессий почти все фотографии в семье уничтожили. Сохранились только два снимка отца Сергия до рукоположения в сан священника и в гражданской одежде: одна была сделана по случаю окончания семинарии, другая – в день свадьбы.
После того, как отца Сергия арестовали, храм был закрыт. В 1941 году здание сильно пострадало в ходе боев – в Рождествено девять дней была немецкая оккупация, церковь превратили в укрепленный пункт, бомбили. После войны здание храма отдали колхозу, и в нем стали хранить удобрения. В стенах пробили большие дыры, чтобы туда могли заезжать трактора, и это было губительнее всего: крыша протекала, и удобрения впитывались в стены. В 2001 году начали восстанавливать храм, но через год вся штукатурка отвалилась и внутри и снаружи из-за удобрений, въевшихся в стены. Еще в 1980-х годах была попытка государства начать восстановление церкви. Вырубили деревья, выросшие на крыше храма, но дальше вырубки дело не пошло, и к 1996 году деревья на храме выросли заново.
В 1996 году в Рождествено приехал отец Александр Елатомцев. Батюшка увидел храм и попросился со своего московского прихода, где все было готово, на эти руины. С тех пор отец Александр служит у нас уже двадцать три года. В марте 1997 года он был назначен настоятелем, а в октябре 2017, то есть через двадцать лет, владыка Ювеналий совершал великое освещение восстановленного храма.
– Как при храме возникла православная общеобразовательная школа?
– У отца Александра начали подрастать дети, которых надо было где-то учить. Такая же необходимость была и у прихожан. Сначала при храме появилась воскресная школа, а потом и общеобразовательная. Спустя время приходу отдали остатки стен старинной графской школы Толстого, которая появилась в Рождествено в 1869 году.
Генерал Илларион Николаевич Толстой женился на внучке Кутайсова Александре Александровне Голицыной и создал в Рождествено большое и крепкое хозяйство – как тогда говорили, экономию. И.Н. Толстой открыл в 1869 году школу для крестьянских детей в здании начала XIXвека, которое до этого использовалось под хозяйственные цели. Это был один из первых опытов создания частных школ на территории Звенигородского уезда. Толстой сам нанимал учителей, платил зарплату, оборудовал классы. В старости генерал передал школу храму, и она стала церковно-приходской. Дочка священника Вера Васильевна Стогова вела все предметы. Учились три года, и все классы сидели вместе. После трех лет школы самые смышленые и те, у кого в семье были деньги, могли пойти учиться дальше, но в целом школа нужна была для того, чтобы элементарно освоить чтение, письмо и счет.
В том же здании школы принимал фельдшер, а один раз в неделю приезжал доктор, поэтому оно называлось «Рождественской школой и больницей». Школа была небольшая, а в советские годы, когда ее преобразовали в семилетку, помещений стало не хватать. В 1967 году была построена большая современная Рождественская школа, поэтому старое здание отдали под клуб и библиотеку. В 1990-е годы постройка стала бесхозной, разрушалась, пока, наконец, от нее не остались только одни стены, которые, к слову, были построены в начале XIXвека без фундамента.
После передачи руин графской школы храму к нам приезжали специалисты, обследовали стены и пришли к выводу, что проще все снести и выстроить заново. Однако староста храма Иван Иванович Прасов решил спасти исторические руины. Он поднял стены на домкратах, залил под ними фундамент и опустил их на новое основание, что позволило надстроить сверху еще два этажа. Таким образом, стены центрального корпуса у нас остались подлинными. Это место заметно, потому что оштукатурено иначе, чем остальное здание – по старинной технологии штукатурки монастырских стен.
– Вы уже упоминали сына И.П. Кутайсова Александра Ивановича. Расскажите о его судьбе
– Две витрины нашего музея посвящены военной теме: 1812 году и Великой Отечественной 1941-1945 годов. Александр Кутайсов уходил на войну в 1811 году из Рождествено, и вместе с 1-ой армией Барклая де Толли отступал от границ России. Когда наши войска сдавали Смоленск, его отряд участвовал в спасении чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. На Бородинском поле в день знаменитой битвы Александр Кутайсов был убит у батареи Раевского. М.И. Кутузов через несколько дней лично написал Ивану Павловичу Кутайсову, сокрушаясь, что не уберег его сына. Кутузов вообще считал, что одной из причин поражения на Бородинском поле был ранний уход Кутайсова, потому что после его гибели в действиях артиллерии началась суматоха, сказавшаяся на общем ходе сражения.
Погиб Александр Кутайсов из-за своей излишней смелости. Кутузов, зная его южные корни, понимал, что он всегда будет рваться в самое пекло, поэтому оставил его при себе в штабе. Однако в какой-то момент надо было послать Ермолова на правый фланг посмотреть, как обстоят дела у Багратиона, и Кутайсов поехал с ним. Ермолов и Кутайсов двигались мимо батареи Раевского и, увидев, что русские отступают, два генерала лично повели солдат в бой. Батарею отбили, Ермолов вернулся, а Кутайсов – нет. Никто не знает как погиб Александр Иванович, но есть предположение, что он был убит ядром. Его тело не нашли, он, видимо, был похоронен в общей могиле на батарее Раевского. Мы сотрудничаем с Бородинским музеем, каждый год ездим с четвертыми классами на место гибели А.И. Кутайсова
В 2003 году перед корпусом дома отдыха, который расположен непосредственно в усадьбе, поставили памятник генералу Кутайсову. Исторический дом, кстати, в 1936 году разобрали и построили на старом фундаменте новый, стилизованный под XIXвек. В 1941 году эту постройку взорвали, и после войны восстанавливали пленные немцы. От усадьбы остался парк, в котором стоят три или четыре мраморные вазы, полуразрушенный грот и наша церковь.
– В 1941 году Рождествено заняли немцы?
– Немцы были в Рождествено с первого по девятое декабря 1941 года. Недалеко от храма находится братская могила, в которой похоронено около ста двадцати человек, а всего в боях за Рождествено погибло порядка семи сотен бойцов. Я работал в архивах, нашел информацию о большинстве погибших в Рождествено. Эти сведения были изданы мной отдельной книгой. Много мне пишут из Средней Азии, потому что 36-я и 40-я бригады, которые воевали и прошли здесь боевое крещение, были собраны именно там. Это был специальный приказ Сталина от 20 октября 1941 года создать стрелковые бригады, две из которых формировались в городе Фрунзе Киргизской ССР и в Самарканде. Бригады набирались из курсантов, которые, естественно, никакого боевого опыта не имели.
– Расскажите об издательстве при музее
– С 2011 года мы издаем свой литературный журнал, в который пишут и дети, и, по возможности, взрослые. Раньше мы печатали номера у себя, а сейчас передаем материалы в типографию.
– Журнал рассчитан на учеников школы?
– Не только. Мы затрагиваем и достаточно серьезные темы, поэтому журнал бывает интересен далеко за пределами школы: он дает представление о том, как нынешнее поколение, и в частности наши ученики, размышляет на те или иные серьезные и не очень темы. Последний номер, например, посвящен большой семье. Примерно половина наших учеников – это дети из многодетных семей, поэтому направление номера напрашивалось само. Выходили номера, посвященные революции, гражданской войне, русской эмиграции…
– Вы издали уже не одну книгу об истории Истринского района. Расскажите об этих работах
– Первую книгу о селе Рождествено я представил в 2011 году в один день с открытием музея. В 2014 году вышел двухтомник «Дети войны» – это воспоминания тех, кто в детстве видел войну, пережил оккупацию. Дальше вышла книга о Павловской Слободе, которая открыла серию «Век перемен». Идея была такая: еще в 2004 году вышла книга о Павловской Слободе, но там описывалась история только до XX века. У меня возникла мысль осветить XXвек наиболее подробно, ведь еще живы люди, которые этот век помнят, а в семейных альбомах осталось много фотографий. В этой же серии «Век перемен» я стал работать над историей города Дедовска. Изначально задумывалась одна книжка, но материала оказалось так много, что уже вышло три тома, и сейчас я еще пишу четвертый. Получается, что этот небольшой подмосковный городок будет иметь четырехтомник о своей истории. К слову, вся история Дедовска и укладывается в XXвек.
Последняя моя книга «В поисках вчерашнего дня» вышла в прошлом году. Книга немного разношерстная: в ней собраны все мои изыскания за семь лет, в том числе о нашей школе, часовне Грузинской иконы Божией Матери, усадьбе. Основная тема разворачивается вокруг старого надгробия служащего Ивановской фабрики Кураева, которое я нашел на поляне возле разрушенной Успенской церкви в селе Ивановском Истринского района. Фабрику в этом селе основал известный в прошлом меценат Павел Григорьевич Цуриков. Он же построил Успенскую церковь, которая была в советские годы разрушена до основания. С находки надгробия на месте церкви родилась книга на пятьсот страниц. История с камнем Кураева – это пример того, как краеведение может стать настоящим детективом.