Сергей Карелов: «Мед – это первое, что должно быть на столе»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Потомственный пчеловод из Воскресенска Сергей Карелов посвящает все свое время развитию традиционного для России промысла – пчеловодства, столь необходимого сегодня окружающей среде и здоровью людей. Сергей расскажет в интервью о полезных свойствах меда, о том, как устроена пчелиная семья, а также поможет разобраться, как выбрать настоящий мед и где его можно приобрести.
– Почему вы решили заняться пчеловодством?
– Плотно заниматься пчеловодством я стал около десяти лет назад. По первой специальности я инженер-механик, закончил сельскохозяйственный институт. Потом долгое время работал в строительстве, но уже тогда я думал о пчеловодстве. Ездил на работу, а в транспорте читал про пчел. У меня тяга к пчеловодству, как говорится, в генах. С детства я видел, как дед работал на пасеке. Он мне говорил: «Сергей, по пятницам ничего не планируй, будем смотреть ульи». Я по началу не был в восторге от этого, потому что в жару приходилось надевать свитер, сидеть и смотреть, как дед ковыряется в ящиках с пчелами. У нас тогда была небольшая пасека примерно на двадцать пчелиных семей.
Устройство уже своей пасеки я начал с того, что купил в деревне старые ульи за символические деньги. Кстати, начинающим пчеловодам я советую не тратиться на новые ульи, а купить их у стариков рублей за пятьсот. Старые ульи могут вам отдать и даром, ведь ими иногда баню топят. Пасека расположилась на земле, которую мне предоставили хорошие люди недалеко от Воскресенска. Для пасеки вообще много земли не надо, можно держать сто пчелиных семей и на стандартных шести сотках.
– В чем заключается польза меда для здоровья человека?
– Я считаю, что мед – это первое, что должно быть на столе. Формула меда достаточно проста: глюкоза, фруктоза и сахароза. Это три разных сахара, но в отличие от тяжелого свекловичного сахара, который мы едим, они сразу усваиваются организмом. Сами пчелы питаются нектаром и пыльцой. Нектар – это углеводы, а пыльца – это белок. Кстати, в старину сахар ели бояре, а простой народ «давился» медом.
Во многих странах давно поняли пользу меда для человека. В Японии, например, есть закон, по которому все маленькие дети регулярно получают определенное количество меда бесплатно. Так закладывается фундамент здоровья целого народа. В России на самом деле гораздо более выгодное положение, чем в Японии или Канаде, потому что нигде нет такого разнотравья, как у нас. Мой друг работает пчеловодом в Канаде и говорит, что там разнотравья нет вообще. Растет только клен и посевы рапса. У них пчел кормят каким-то кукурузным сиропом, чтобы они не голодали. Тем не менее, в Канаде пчеловодство развивается едва ли не активнее, чем у нас.
В нашей стране культура потребления меда пока на очень низком уровне. У немцев или японцев по статистике приходится от трех до пяти килограмм меда в год на человека, в то время как у нас выходит всего четыреста грамм. А ведь иностранцы в старину всегда описывали в своих хрониках Россию, как страну богатую медом и мехами. Ни нефти, ни алмазов тогда не было, зато обозами шли заграницу меха, воск и мед. Вообще медоносные пчелы известны людям с незапамятных времен. Мед и соты упоминаются еще в ветхозаветных книгах и в других древних источниках. В Индии есть свои индийские пчелы, в Китае –восковая или китайская пчела. Пчелы были везде, кроме Америки, куда их завезли европейцы. Индейцы называли это неизвестное им насекомое «мухой белого человека».
– Какие виды меда вы собираете?
– Я всегда честно говорю: «где летала пчела – из того и мед». Покупатели сами виноваты, что провоцируют продавцов придумывать экзотические виды меда вроде «горного тюльпана» или «ромашкового». Особенно сильно это творчество процветает на ярмарках меда. Я люблю походить по ярмаркам, но только чтобы посмеяться. Там продают в большом количестве сладкие жидкости, которые, строго говоря, нельзя называть медом. Когда нет закона, что можно называть медом, а что нет, страдает добросовестный производитель. Конечно, это не значит, что вообще никаких разновидностей меда не бывает. Например, есть отличный кипрейный мед. Он светлый, очень нежный и душистый. В основном, его производят в регионах к северу от Москвы: в Ярославле, Вологде, Архангельске и так далее. Там его иногда называют царским медом. Также, например, на юге России собирают хороший каштановый мед. В любом случае, я советую брать продукт у проверенных лиц, у самих производителей или у знакомых, которые были на пасеке.
Когда говорят, например, про мед с маточным молочком, я очень сомневаюсь, что это правда. Маточное молочко собирают, образно говоря, пипеткой по каплям и после сбора сразу консервируют: либо сушат, либо делают глубокую заморозку. Для этого на пасеке обязательно должен быть холодильник с температурой хотя бы минус восемнадцать градусов. Покупатель маточного молочка должен приехать с термосом со льдом, чтобы его забрать, а как только разморозит, сразу употребить. К сожалению, многие пользуются неведением покупателей, и придумывают по тридцать сортов меда. Когда я вижу, что на ярмарке стоит какой-нибудь мужичок с тремя видами меда, я понимаю, что это настоящий пчеловод: торговать он не умеет, ассортимент бедный, и место ему достается, как правило, не самое заметное.
– Сколько пчел сегодня у вас на пасеке?
– Сколько всего у меня пчел, сказать трудно. В одной пчелиной семье бывает разное количество пчел в зависимости от времени года. Летом на медосборе в одной семье их может быть шесть-восемь килограмм. Пчел измеряют в килограммах, потому что в улье несчетное количество особей. Зимой пчел мало, они собираются в клуб и спят. Весной пчел становится все больше и больше. К осени, наоборот, семья будет уменьшаться, потому что рабочие пчелы износились и изработались за лето. Рабочая пчела живет тридцать-сорок дней. Нам может показаться, что это мало, но у пчелы на самом деле очень насыщенная жизнь. В определенном возрасте у нее определенная работа. Как только пчела появилась на свет, она сразу же начинает чистить ячейки, кормить сестер.
– А как распределяются обязанности в улье среди пчел?
– Есть ульевые пчелы, которые занимаются воспитанием расплода, строительством сотов, созданием микроклимата и вентиляцией. Нам порой кажется, что в улье царит хаос и суета, на самом деле у пчел все под контролем. На летке, у входа в улей, стоит охрана, поэтому чужая пчела, а уж тем более оса или шмель, не залетит внутрь. Я у входа в улей постоянно нахожу и выбрасываю трупики ос и шмелей.
Пчелы определяют своих по запаху, ведь у каждой семьи свой запах и свой микроклимат. Этот запах определяет маточка, а пчелы чувствуют его на тончайшем уровне. Иногда бывает, что пчела потерялась, в таком случае она может попроситься в чужой улей. Для этого она принимает определенную позу: пригибает головку и показывает нектар. Если хозяева примут ее, она будет работать уже на новую семью. Интересная физиология у матки и пчелы. Оби эти особи женского пола, а из одного и того же яйца может вывестись либо матка, либо пчела. Пчелу кормят сначала маточным молочком, а потом смесью меда с пергой. Если же выводят матку, то ее всю жизнь кормят только маточным молочком.
В семье только матка кладет яйца, и получается, что все многочисленные пчелы улья – это ее дети. В пчелиной семье у всех одна мать, а отцов несколько, потому что матка спаривается примерно с десятью трутнями. Подавляющее число пчел никак не задействованы в процессе размножения, они только работают всю свою жизнь. Матка живет около пяти лет, но я никогда не держу ее так долго. После третьего года она уже малопродуктивна. В общем, устройство улья - это очень интересная вещь. Недаром многие прославленные люди, такие как Лев Толстой, водили пчел. Даже бывший мэр Москвы Юрий Лужков, если помните, занимался пчеловодством.
– Что необходимо делать, чтобы поддерживать жизнь пасеки?
– Прежде всего, это дело надо любить, иначе ничего не выйдет. Моя дочка часто говорит мне: «папа – ты фанатик, читаешь книги только про пчел, разговоры у тебя тоже либо про мед, либо про пчел». Во-вторых, надо трудиться. Все условия для этого есть, все цветет и благоухает. Тысячи тонн нектара сгорает впустую, либо выдувается ветром, либо смывается дождем. Будет лучше, если мы соберем этот нектар с помощью пчел.
Чтобы поддерживать пасеку, нужно также знать и соблюдать определенные правила. У пчеловода могут возникнуть проблемы с соседями, если пчела укусит детей или животных. Конфликты бывают вплоть до судебных разбирательств, а бывает, что соседи травят пчел и поджигают пасеки. Пчеловод не должен никого провоцировать, поэтому я лично вожу только миролюбивых пчел, а если маточка злобивая, я ее меняю.
Пчел раздражают, прежде всего, волосы. Для них это сигнал медведя, а медведей они, как известно, не любят. Так что нужно закрывать волосы и не надевать свитеров или чего-то ворсистого. По той же причине пчелы иногда нападают на собак или кошек. Чтобы отпугнуть пчел пчеловоды используют дымарь – приспособление, которым удобно дымить. Дым для пчел является сигналом пожара, а они при пожаре бросают все дела и набирают полные зобики меда. Когда они набрали меда, им не до того, чтобы жалить.
Нужно также учитывать и интересы самих пчел. Если забирать у них весь мед, они погибнут. Улей делится на две части: в нижней части находится гнездо, а сверху так называемый магазин. Пчеловод должен брать мед только из магазина, а из гнезда брать мед нельзя, потому что он необходим самим пчелам.
Кроме того, на пасеке нужно все успевать делать во время. Июль – это месяц, которого пчеловоды ждут весь год. С конца июня и весь июль цветут медоносы. Прекрасным медоносом является лопух, хотя королем медоносов у нас считается донник. Помимо донника пчелы берут нектар с клевера, цикория и других полевых цветов. У нас в Воскресенском районе получается очень хороший мед, потому что здесь нет посевов подсолнуха и рапса. Дело в том, что качество меда от сельскохозяйственных растений ниже. Июль в этом году выдался немного дождливым, но в хорошую погоду пчелы активно работают. Будем надеется, что к Медовому Спасу, то есть к четырнадцатому августа, как и во все времена, будем отбирать соты.
– Я слышал, что пасеки также благотворно влияют на экологию
– Да, каждая пасека опыляет сады, деревья и дикорастущие цветы в радиусе полутора километров, чем приносит пользу окружающей среде с точки зрения экологии. Если посмотреть на окраску полевых цветов, мы увидим, как правило, желтые, синие, фиолетовые и белые оттенки. Пчела различает краски и видит как раз эти четыре цвета, поэтому в природе все взаимосвязано: ни пчелы не могут без цветов, ни цветы не могут без пчел. Ученые доказали, что в случае полного исчезновения пчел, вся растительность на земле исчезнет через четыре года, потому что не будет оплодотворения. Есть, конечно, еще шмели, осы, одиночные пчелы, и разные другие подобные насекомые, но хозяйственное значение имеет только медоносная пчела. Мед есть, например, у шмелей, но по десять-двадцать килограмм меда с семьи мы можем получить только у медоносных пчел.
Стоит сказать и о медоварении. Я сам не делаю медовухи из-за нехватки времени, но это стоящий продукт. Если вы собираетесь в гости и думаете, что принести с собой, принесите литр медовухи вместо стандартной водки, пива или вина. Такой подарок все оценят. Мед пили во все времена, в летописях описано, как князья выпивали по сто бочек меда. Отдельная история – апитерапия. Одному товарищу, я иногда ставлю пчел на больное колено, но вообще-то этим должны заниматься врачи апитерапевты. Ученые уже защитили множество диссертаций о пчелах, исследовали все их полезные свойства вдоль и поперек.
Но главное – это, конечно, мед. Мед должны есть и стар, и млад, и те, кто трудится физически, и те, кто работает головой. Сейчас многие работают в офисах и не видят ни солнца, ни воздуха, ни нормальной воды. Поэтому я советую брать с собой на работу хотя бы мед.