Светлана Устюгова: «Предлагаем вспомнить лучшее из советского времени»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Восемнадцатого ноября 2017 года стараниями трех энтузиастов Наталии Бакунчевой, Татьяны Файзрахмановой и Светланы Устюговой в Звенигороде появился новый частный музей «Назад в СССР». Здесь собраны артефакты советской эпохи и воссозданы типичные интерьеры того времени. Идеолог музея Светлана Устюгова расскажет в интервью нашему порталу об этом примечательном месте в Звенигороде, которое сама называет музеем положительных эмоций и приятных воспоминаний.
–Как пришла идея создать музей советского периода в Звенигороде?
– С самого начала складывались обстоятельства, которые привели нас к этому музею. Идея пришла мне летом 2017 года, когда у меня умерла мама, и я поехала на ее родину в Предуралье на реку Вятку. Я зашла в краеведческий музей в соседнем селе и увидела там комнату советского быта. Что-то произошло внутри, и я даже расплакалась – до того обстановка казалась милой и домашней. Было чувство, как будто вернулась в детство.
Я, Татьяна и Наталия работали в другом музее в Звенигороде, и мы сначала хотели создать экспозицию советского быта там, но этого сделать не получилось. В итоге, мы решили создать собственный музей. Как раз в это время мы увидели в центре города на Московской улице объявление об аренде знакомого нам помещения. Сначала объединили коллекции предметов, которые нашли у себя. В моем доме недалеко от Звенигорода сохранились многие старые вещи, начиная от фотоаппаратов, заканчивая папиным болоньевым плащом и нейлоновой рубашкой. Люди начали приходить, а самое главное, что так проникались идеей, что потом приносили нам свои старые вещи и с удовольствием отдавали. Так постепенно мы обросли экспонатами.
– Вы сразу открылись в этом помещении?
– Нет, мы начинали в помещении, которое было в два раза меньше нынешнего. Быстро поняли, что не проживем одними экскурсиями и нам нужна поддержка, поэтому сделали рядом пельменную. А что может быть более советским, чем пельменная? Пельмени у нас идут на ура, потому что все домашнее, руколепное, мы приглашаем поваров.
– Каждый из вас занимается своим направлением в работе музея?
– Да, Наташа у нас хозяйственник, Татьяна занимается пиаром и связями с общественностью, а я – идеолог, на мне экскурсии и экспонаты. Мы существуем один год, открылись 18 ноября 2017 года. Тогда показывать было еще практически нечего, но дело быстро пошло. К нам приезжал Дмитрий Крылов, снимал телепрограмму, и сильно поднял интерес к музею. Как правило, к нам едут москвичи специально, чтобы посетить музей. У нас очень хорошие отзывы. Гости проходят по полному циклу – после экспозицию идут в пельменную, где пробуют пельмени, советскую «Пепси-колу», наш ответ «Кока-коле» тонизирующий напиток «Байкал», и молочный коктейль как в детстве. Уходить от нас не хотят.
В качестве сувениров предлагаем марку «Новой зари». В музее рассказываем об истории «Красной Москвы», «Тройного одеколона» и «Шипра». Также люди с удовольствием покупают переизданные советские открытки замечательного художника Зарубина. У нас есть мастер-класс по выжиганию игрушки Буратино. Обрастаем потихоньку, и нам уже опять стало мало места.
– Как устроен музей? На чем делаете акцент во время экскурсии?
– Мы называем себя музеем положительных эмоций и приятных воспоминаний. О политике речь у нас не идет, но о достижениях советского времени, конечно, говорим, потому что об этом нельзя не сказать. Начинаем рассказ с послевоенного времени. У нас так называемый предметно-интерьерно-атмосферный музей. Мы воссоздали в одном помещении интерьеры 40-х, 50-х и 70-х годов. Можно увидеть разную советскую аппаратуру: радиолы, телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, фотоаппараты, телефоны. Рассказываем о советской моде, о детских игрушках, о том, как праздновали новый год, о советской школе, дворовых играх и о многом другом.
В конце экспозиции мы поместили плакат с моральным кодексом строителя коммунизма. Часто говорят о советской пропаганде, но пропаганда – это распространение идеологии. А что могло быть плохого в советской идеологии, если человек руководствовался такими принципами как добросовестный труд, преданность делу, честность и правдивость, взаимное уважение в семье, дружба и братство, солидарность народов? Поэтому мы призываем в конце экскурсии вспомнить лучшее, ведь нам есть чем гордиться. У нас великая страна с великой историей. И, конечно, нужно попытаться что-то сделать еще, потому что главное – это счастье, дом, семья и Родина.
Мы акцентируем внимание на замечательных для нашей страны моментах. Многие люди старшего поколения плачут, вспоминая у нас свое детство и юность. Они у всех тогда были похожими, если не сказать одинаковыми. Реакция у пожилых людей всегда очень приятная, но и молодежь очень заинтересована. Правильно воспитанные молодые люди все-таки знакомы с советской литературой и фильмами. И сегодня, например, в новогодние праздники по телевизору показывают много советских фильмов, ведь они радуют глаз, в них есть доброта, замечательный настрой. Мы жили, веря в свое будущее. Мы знали, что если построим завод, значит, будут строить детские садики, школы, дадут жилье. Мы верили, что пройдет трудное время и будет лучше. Кроме того, советские люди были равны. В конституции было записано, что мы все хозяева земель, недр, заводов и фабрик, а живем на дивиденды в виде бесплатного образования, медицины, путевок, жилья. Сейчас все по-другому. Люди ностальгируют по временам, когда была уверенность, спокойствие, стабильность. Есть с чем сравнить, и сравнение не всегда в пользу сегодняшнего дня.
– Вы на что-то ориентировались, когда создавали экспозицию? У вас был образец или план?
– Не было, но мы знали, что есть опыт подобных музеев. В Сокольниках в Москве был музей «Билет в СССР». В нашем Звенигородском краеведческом музее проходила выставка «Посетите СССР». Мы слышали также про музей социалистического быта в Казани. Наш музей отличается тем, что посетить его можно только с экскурсией. Без рассказа – это просто набор предметов. Суть в том, что у каждого предмета и у каждого интерьера своя история и только прослушав ее, можно окунуться в эпоху и мысленно возвратиться в то время, попытаться переоценить его. В этом наша задача – переоценить время, найти в нем позитивное и хорошее. Во всех временах было и хорошее, и плохое. Мы предлагаем найти в советском прошлом лучшее, чтобы взять это в будущее.
– У вас есть планы расширить экспозицию во времени и показать также и девяностые годы?
– Да, есть, но самое главное, что и до девяностых есть еще много о чем рассказать. Отдельные темы – это Олимпиада 1980 года, советский спорт и туризм. Мы немного выделили быт советской женщины, а хотелось бы конкретнее рассказать о мужских атрибутах и вещах той эпохи. Хотим также сделать тантамарески, фотозону, где, например, можно сфотографироваться в интерьере советской кухни или ванной, где проявляли фотографии и вывешивали снимки на прищепках. В помещении изначально был кафель, который нам приходится как-то обыгрывать. В планах у нас много всего, и со временем обязательно сделаем и девяностые годы с малиновым пиджаком и другими атрибутами того времени.
– Когда музей посещают больше людей?
– Много людей было на праздниках. Причем 30-го и 31-го декабря гостей было не очень много, но в следующие восемь дней шел постоянный поток. В будние дни звонят, приезжают, но немногие. В среду у нас социальный день, когда делаем скидку 50% для пенсионеров. К нам приезжают целые группы, социальные центры из Москвы и других городов.
Конечно, больше людей приходит летом. Декабрь был совсем тихий. В основном люди приезжают к нам специально, но кто-то заходит, когда идет из монастыря или гуляет по городу. Кстати, на сайте «Tripadvisor» мы по отзывам занимаем второе место в Звенигороде после Саввино-Сторожевского монастыря. Экскурсию я провожу даже если пришел один или два человека, необязательно набирать большую группу. Причем мы ходим по кругу, и человек может присоединиться по ходу рассказа, так что никто никого не ждет.
Бывают у нас и иностранцы. Они, как правило, приезжают к кому-то в гости, а хозяева приводят их к нам. Это люди из бывшего социалистического лагеря: из ГДР, Польши, хотя интерес к советскому быту есть и у жителей западных капиталистических стран. Например, у нас были итальянцы, и, между прочим, говорили, что жили они раньше примерно так же.
– Разница в быту, например, в семидесятые годы на западе и у нас была существенной?
– Я не думаю что существенной, просто у них было проще с товарами народного потребления. Они все-таки легче жили. У нас ведь огромная страна, огромные ресурсы, поэтому хозяйствовать очень тяжело. Советский Союз был больше ориентирован на глобальные вещи, чем на внешний лоск. У нас развивалась тяжелая индустрия, атомная энергетика, много сил и средств уходило на гонку вооружений. Вся промышленность работала на оборонку, и только мелкие цеха на оборонных предприятиях могли производить что-то для потребительского рынка. Так что обстановка была, конечно, другая.
– Какая самая большая сложность в работе частного музея?
– Самое сложное – оплатить аренду. У нас все упирается в средства. Нам бы хотелось расширяться, покупать новые и редкие экспонаты, ведь вещи советской эпохи уже стали ценится. Сами мы почти не зарабатываем и держимся на энтузиазме.
– В Звенигороде уже три частных музея. Как вы думаете, здесь может возникнуть что-то подобное примеру Коломны, где уже есть целый комплекс частных музеев и интерактивных пространств?
– Конечно. Во-первых, все приезжающие в Звенигород спрашивают про музей Чехова, которого пока в городе нет. У нас есть кафе «Здесь был Чехов», есть пень от липы, где сидел писатель, есть табличка на доме, где жил, есть памятный знак на больнице, а музея нет. Я думаю, многое можно сделать, потому что городок все-таки сохранился, и не все еще вывели из-под культурного наследия. Уцелел лубок и, наверное, можно сделать фольклорный музей как в Угличе, вроде музея русской нечисти. Почему бы нет?