Татьяна Андрюхина: «Музей печати в Серпухове – первый и единственный в Подмосковье»
Фото: [личный архив Татьяны Андрюхиной]
Полтора года назад в центре города Серпухова в старинном кирпичном здании типографии открылся единственный в Московской области Музей печати. Проект смог осуществиться благодаря энтузиазму местных журналистов, работников типографии и помощи меценатов. Руководитель и создатель Музея печати Татьяна Андрюхина рассказала порталу «Подмосковье сегодня» о новой экспозиции, посвященной работе фронтовых корреспондентов в годы Великой Отечественной войны, которую она и ее помощники подготовили в июне 2020 года. Из-за отсутствия помещения выставка временно находится в Калужской области. Создатели музея ищут благотворителей, которые бы помогли отремонтировать кровлю дополнительного зала, и в этом случае выставка смогла бы вернуться в Серпухов уже весной 2021 года.
–Татьяна, расскажите, кто выступил инициатором создания Музея печати в Серпухове?
– Это была инициатива нашего информагентства. В 2017 году произошло объединение местной типографии и редакции газеты «Серпуховские вести», главным редактором которой я являюсь. После объединения газета переехала в помещения типографии, и нам, таким образом, досталось историческое здание, где на протяжении более ста лет находилось производство. Так объединилась история сразу двух городских учреждений, отметивших столетие: «Серпуховским вестям» исполнилось уже 102 года, а типографии – 103 года.
– То есть типография с 1919 года располагалась именно в этом здании?
– Да, и наличие аутентичного здания сыграло для нас решающую роль в том, чтобы создать музей. Дом был построен в 1890 году. Изначально в нем располагался трактир купца Плотникова, а с 1919 года после национализации – городская типография. Так что наш музей – это реально существующая история. Однако я не хотела замыкаться на узкой теме местной редакции и типографии. В ходе экскурсионной программы мы рассказываем историю печати в целом, начиная от эпохи Юлия Цезаря и появления первых прообразов газет. Прежде чем мы подходим к истории Серпухова, гость узнает про изобретение первого печатного станка в XVвеке, про первые печатные газеты и появление бумаги.
Я ставила задачу построить экскурсию так, чтобы она была интересна человеку из любого города, а не только серпуховичам. Поэтому, например, когда мы рассказываем про Великую Отечественную войну, нам важно донести, что в Серпухове печаталась военная газета «За Советскую Родину». Ответственный редактор этой газеты Исаак Давидович Лещинер был прототипом редактора армейской газеты в произведении К.М. Симонова «Живые и мертвые». С ним автор трилогии дважды встречался на фронте в Белоруссии. Мы делаем акцент на фактах, которые связаны с нашим городом, но известны и за его пределами.
– Можно ли сказать, что одной из целей создания Музея печати было привлечение внимания к разрушающейся исторической постройке?
– Действительно, ценная постройка 1890 года на тот момент находилась в плачевном состоянии. В 2017 году я не видела возможности найти деньги на ремонт типографии, а после передачи помещения именно на нас ложились расходы по его содержанию. Нужно было отремонтировать или хотя бы привести в порядок аварийное историческое здание, которое находится в самом центре города. Я стала искать меценатов, стремилась подключить городское сообщество, чтобы отремонтировать часть помещений под музей, понимая, что просто на газету и типографию денег никто не даст. Так появилась идея создания музея, в том числе, с целью привлечения туристов в город. Серпухов сейчас активно развивается в области туризма, поэтому привлечь спонсорские средства на такой проект оказалось проще.
Я обратилась к главе города, к предпринимателям. Примерно полтора года длилась подготовительная работа, прежде чем начался ремонт. В итоге, без центрального бюджетного финансирования, поскольку город не имел право тратить на нас деньги как областное учреждение, здание было отреставрировано только за счет спонсорских средств. Коллекцию музея собирали по всей стране. В этом деле участвовала и я сама, наши журналисты и сотрудники типографии.
– В типографии что-то сохранилось из старинного оборудования?
– У нас сохранились старые печатные машинки, но, пожалуй, единственным по-настоящему старинным предметом был резак для бумаги XIXвека. Его использовали в типографии на протяжении всего советского периода, а теперь это один из наших экспонатов.
– А где вы собирали остальные предметы?
– Собирали оборудование по разным закрывавшимся типографиям. Иногда люди, узнавая о нашем музее из сюжетов в СМИ, сами выходили на нас и дарили какие-то предметы.
– В вашей коллекции находятся большие печатные станки. Один из них, насколько знаю, прибыл в коллекцию из подмосковного Егорьевска?
– Да, из Егорьевска к нам прибыл линотип. В отличие от обычного печатного станка линотип позволял отливать целые строки текста. Устройство было изобретено в конце XIXвека в Америке, но в СССР его начали выпускать только в 1930-м году. С этого времени линотипами ленинградского производства стали оснащать сначала крупные столичные типографии, а к 1941 году подобная машина появилась и у нас в Серпухове. Об этом факте сохранилось документальное свидетельство. В 1941 году отступающая 49-я армия базировалась в Серпухове. Город не был взят врагом: немцы остановились примерно в 6-8 километрах. В нашей типографии в это время расположилась редакция армейской газеты 49-й армии «За Советскую Родину». Изучая биографию ответственного редактора газеты Исаака Давидовича Лещинера, о котором я уже говорила, мы нашли запись, где упоминается отремонтированный линотип в Серпуховской типографии.
До изобретения линотипа строки складывали вручную из кассы букв –передвижных литер. Это был очень трудоемкий процесс, а линотип позволил ускорить набор текста. В машину встроена клавиатура как у печатной машинки, и при наборе в устройстве выпадают специальные матрицы, с помощью которых отливались целые строчки из кипящего сплава олова, сурьмы и свинца (этот сплав называется гарт). Использованные матрицы с текстом затем переплавляли и создавали из них новые строки.
– Сейчас актуальная тема для вас – это поиск меценатов для ремонта дополнительного зала музея?
– Да, мы хотели бы отремонтировать третий зал, где смогли бы открыть полноценную постоянно действующую экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне. До пандемии у нас уже имелись договоренности со спонсором на ремонт зала, но из-за коронавируса и финансовых трудностей предпринимателей осуществить задуманное не удалось. Сейчас нам важно найти других меценатов. Уже откликнулась компания МТС: нам перечислили 120 тысяч рублей на стройматериалы. Однако это примерно одна треть необходимых расходов, и пока мы не найдем остальные деньги, не сможем начать работы.
Еще один приятный момент: недавно мы выиграли грант благотворительного фонда В.Потанина на приобретение современных аудиогидов. Деньги уже переведены, и в будущем можно будет послушать экскурсию в нашем музее через аудиогид.
– Где сейчас находится экспозиция, посвященная военным корреспондентам?
– На данный момент она находится в родственном нам по профилю Музее бумаги «Бузеон» в поселке Полотняный Завод Калужской области. История нашего сотрудничества началась в сентябре 2020 года, когда я побывала там на экскурсии. Полотняный Завод известен благодаря родовой усадьбе семьи Натальи Гончаровой. Я познакомилась с руководством этого замечательного частного музея – энтузиастами, создавшими новую культурную площадку на пустом месте буквально среди руин. В годы Великой Отечественной войны Полотняный Завод был захвачен, усадьба сильно пострадала: фактически от нее остались только стены. Рядом с домом, где провела детство Наталья Гончарова, располагались остатки подсобных помещений XVIII века. В них и разместился новый музей.
Предки Гончаровой разбогатели еще в петровское время благодаря производству бумаги и полотна. Сейчас старинная фабрика находится в частном владении человека, который решил к 300-летию полотняно-бумажной мануфактуры создать при ней музей бумаги. Я предложила Константину Гавриленко – директору «Бузеона» – сделать совместную экспозицию на тему Великой Отечественной войны, которую мы подготовили еще в июне.
– Почему вы решили открыть выставку в Калужской области, а не дождались ремонта здания в Серпухове?
– Мне было жаль, что юбилейный год 75-летия Победы проходит, а показать готовую экспозицию по Великой Отечественной войне негде – нет помещения. Буквально за полтора месяца мы совместно с «Бузеоном» устроили выставку, посвященную военным корреспондентам. Открытие состоялось 29 октября 2020 года. Выставка пробудет в Полотняном Заводе до 1 апреля 2021 года.
Экспозиция рассказывает о том, кто имел право ездить на фронт, каким оборудованием пользовались и где жили фронтовые корреспонденты, как они передавали информацию. Мы воссоздали блиндаж военного корреспондента со всей обстановкой: пишущей машинкой, фотоаппаратом, картой, планшетом, военно-полевым телефоном, буржуйкой, винтовкой и снарядами, бекешей и валенками. Корреспонденты наравне с солдатами подвергались всем опасностям войны, а фотокорреспонденты и операторы являлись легкой мишенью для немецких снайперов. На выставке можно увидеть обстановку военной типографии и манекен политрука, одетого в форму младшего лейтенанта образца 1941 года. Все предметы выставки, включая мебель, подлинные и относятся к периоду начала войны.
Во время Великой Отечественной войны только семь советских СМИ имели право отправлять корреспондентов на фронт: Совинформбюро, ТАСС, Всесоюзное радио, газеты «Красная звезда», «Правда», «Комсомольская правда» и «Известия». Вообще за годы войны на фронте выходили 1433 газеты, разовый тираж которых составлял более 8 миллионов экземпляров. Одной из этих фронтовых газет была «За Советскую Родину».
– К 1 апрелю вы планируете отремонтировать третий зал музея, и мы сможем увидеть эту выставку в Серпухове?
– Я надеюсь на это, но все зависит от финансовых возможностей, от того, насколько быстро мы сможем найти спонсоров и меценатов на ремонт помещения.
Отмечу, что в этом году наша выставка, посвященная военным корреспондентам, побывала также в Музее Победы на Поклонной горе. Социально-культурный проект «Пресса великой войны» состоялся 20-21 октября 2020 года. Нас пригласил поучаствовать в нем Союз предприятий печатной индустрии. Конечно, мы привезли не все экспонаты: фотоаппараты времен войны, печатные машинки, планшет военного корреспондента, химический карандаш, почтовый ящик, письма с фронта. Для нашего небольшого музея, который открылся совсем недавно, это была огромная честь – выставиться в главном военном музее страны.
В текущем 2021 году мы вновь планируем в Москве совместные выставки с Гильдией издателей периодической печати (Союз предприятий печатной индустрии). Я предложила сделать проекты на тему печати, связанные с тремя юбилейными датами в 2021 году: полетом Гагарина, началом Великой Отечественной войны и обороной Москвы 1941 года. У нас уже есть предварительная договоренность по этим трем выставкам в Москве.
– Верно ли, что ваш музей является единственным на эту тему в Подмосковье?
– Да, в Московской области мы единственные, но и в целом по России подобных музеев немного. В Санкт-Петербурге на набережной Мойки есть замечательный Музей печати, правда, хронологически ограничивающийся 1919 годом. Другое интересное место – Музей истории полиграфии и книгопечатания имени Ивана Федорова в Москве. В городе Задонске Липецкой области работает Музей прессы, и в Тобольске есть интересный Музей печати. Есть еще несколько музеев журналистики в регионах, но на слуху, пожалуй, только упомянутые выше.
– Сейчас вы временно не проводите экскурсии?
– На данный момент у нас остался только один зал, посвященный истории печати начала XXвека, но мы не проводим экскурсий, потому что почти вся экспозиция находится в Калужской области. Оставшийся маленький зал вряд ли будет интересен гостям. К тому же последние месяцы музей был закрыт на карантин.
Тем не мене, весной или летом мы надеемся вновь встретить гостей Музея печати в Серпухове. Если удастся сделать ремонт помещения, то экспозиция расширится до трех залов. В первом зале гости узнают историю журналистики и печати от их зарождения до появления первых типографий в Серпухове. Во втором зале мы расскажем, как развивалась журналистика в советские годы, покажем старинные печатные станки XIXвека, линотипы и другие интересные устройства. Третий зал будет полностью посвящен подвигу корреспондентов Великой Отечественной войны.