Татьяна Горбунова: «Каждый раз, забравшись на чердак, мы находим не просто вещи, а воспоминания»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Татьяна Горбунова – создатель творческой мастерской-музея «Чердачок» в Химках. В небольшом музее представлены предметы старины, но главный акцент в экспозиции сделан на кукольной тематике. Через народные и авторские куклы гости «Чердачка» узнают о традиционных обрядах, о персонажах и значении русских сказок. Кроме экскурсий Татьяна проводит ремесленные мастер-классы и чаепития с пирогами.В настоящее время Татьяна Горбунова ищет более просторное помещение, где смогла бы уместиться обширная коллекция предметов этнографии.

Татьяна, сколько уже существует «Чердачок» в Химках?

– Около семи лет. Мы переехали из Архангельской области, где я работала научным сотрудником и режиссером в историко-архитектурном художественном музее Каргополя – жемчужине русского Севера. Увлечение музейным делом осталось с того времени, и мне хотелось найти на новом месте, если не работу по душе, то, по крайней мере, увлечение по душе. А еще лучше, когда бы это совместилось.

У меня от бабушки и прабабушки осталось много этнографических предметов: сундуки, прялки, часы, резное старинное зеркало, традиционные наряды, праздничные и будничные женские костюмы. В какой-то момент задумалась, а почему бы не попробовать создать из этого музейный уголок?

Первое время у нас было небольшое помещение при библиотеке в Химках, которое нам бесплатно выделило Управление культуры. Там мы соединили в экспозиции сказочное и этнографическое, детское и познавательное.

– Первое помещение было тоже на чердаке?

– Нет, помещение было не чердачное. Я долго думала над названием музея и остановилась на «Чердачке», потому что у нас в экспозиции много разных тематик. У нас представлены и советские предметы, и этнография, и куклы, много старинных нарядов. В итоге остановилась на названии, которое объединяло бы в себе все перечисленное – «Чердачок». Так совпало, что на новом месте мы и буквально расположились на верхнем этаже дома.

– В новом помещении вся коллекция уже не уместилась?

– Да, как это часто бывает, бесплатное быстро заканчивается, поэтому после библиотеки нам пришлось искать другое помещение. До пандемии снимали помещение площадью 100 метров. Платить за аренду – это недешевое удовольствие, а культура в наше время, как и во все времена, не для зарабатывания денег. Поэтому я исходила из того, что окупаемость для меня не на первом месте, а главное – заниматься тем, что нравится и мне, и моим детям, и нашим гостям.

Во время пандемии у нас был год перерыва, потому что в основном ориентировались на школьников, а они не могли к нам приходить. После вынужденной паузы решили взять в аренду более скромное помещение до тех пор, пока не найдем большего пространства. Так у нас получился небольшой кукольный чердачок, где, тем не менее, есть возможность принять группу до десяти детей, провести мастер-классы, разные интересные мероприятия.

К сожалению, много экспонатов здесь не поместилось. Не вошли разнообразные расписные прялки, расписные и кованые сундуки, предметы деревенского быта, манекены с женскими нарядами, коллекция атласных платков. Не вошла также отдельная экспозиция по советскому периоду: школьная форма, атрибуты пионерии и комсомола, старая техника: магнитофоны, проигрыватели, граммофоны и т.д. Пока все это лежит дома в коробках и ждет своего часа.

Когда я работала в Архангельской области, школы тесно сотрудничали с музеями. Ребята начальных классов приходили в музей два раза в неделю на специальные музейные занятия. На этих уроках дети могли познакомиться с предметами, которых не увидишь в постоянной экспозиции. Такой путь развития музейной деятельности и образования мне кажется правильным.

Эти программы можно было бы использовать и здесь. Тем более что современные городские дети ничего не знают о том, чем жили наши предки, какие были традиции и обряды. У меня есть программа по народной культуре, которая называется «Истоки мудрости». Она рассчитана на четыре года обучения. Такие занятия наиболее полно расскажут о народной культуре, этнографии, народном искусстве.

Кстати, есть у меня и особая программа, которая называется «Свадебный обряд». Сегодня чаще всего празднование ограничивается ЗАГСом и рестораном. Я предложила бы после ЗАГСа молодым прийти в музей, где будет воссоздан свадебный обряд с шутками-прибаутками, не слишком серьезный, но с объяснением традиций. Интересно узнать, что должна была делать свекровь или теща на свадьбу и на второй день, зачем продавали гречку, почему подруги невесты плакали и причитали и многое другое.

– В основном вы ориентируетесь на детскую аудиторию?

– На детей и на семейного посетителя. Мастер-классы мы проводим так, чтобы это было настоящее событие, с чаепитием. Мастер-классы разные: по глине, по верховой набойке ткани, по шитью игрушки, декупаж и другие. Новые программы испытываю на моей дочке. Если ей нравятся, значит, и другим детям будет интересно.

– Почему именно кукольная тема стала у вас центральной?

– Мы сосредоточились на куклах после опыта общения с подмосковными школьниками. Когда ведешь рассказ через персонажа, через кукол, детям становятся ближе и понятнее сказки и обычаи. Взрослому человеку я еще могу рассказать абстрактно, потому что у него есть какой-то опыт, приобретенный в деревне или на даче в сельской местности. У детей часто нет такого опыта. Ребята увидят сами, как работали на прялке, как гладили чугунным утюгом или при помощи валька и рубеля.

Мы говорим о смысле сказок. Все знакомы со сказкой «Курочка Ряба», но мало кто понимает ее значение. Сказки ведь чему-то учили, их не просто так рассказывали. Не только дети, но и не все родители знают, что эта сказка о счастье. Курочка дала деду с бабкой невиданное и неслыханное счастье – золотое яичко, а они его не берегли. Такое счастье выпадает раз в жизни, но они получили в итоге простое яйцо – обыкновенную судьбу. Эта сказка учит нас беречь то, что имеем.

Отдельно мы говорим про жанр волшебных сказок, который стоит особняком от сказок бытовых и сказок о животных. В волшебных сказках есть разные страшные персонажи: баба Яга, Кощей, лешие, кикиморы и так далее. Это не просто персонажи, а духи леса, болота, в которых наши предки верили.

В отдельном чемодане у нас собраны куклы, которые изображают домашних духов. У каждого была своя функция. Кроме домового были ригочник, люб, нелюб, банник и другие. И если домовой считался добрым духом, то банник (обитал в бане) мог быть и злым. В старину люди верили: если соблюдать традиции и обычаи, то избежишь несчастий.

Домового никто не видел, но всем он мерещился и все ощущали его присутствие. Если вещь пропала в доме, значит, домовой шутил или капризничал. Когда семья переезжала в новый дом, первым делом переносили на лопате теплые угли из старой печки в новую. Считалось, что с этими углями перейдет в новое место и домовой, будет дальше оберегать хозяев.

Во многих сказках есть персонаж медведь, ведь это было тотемное животное, которого считали родоначальником племени. Машенька в сказке «Машенька и медведь» не побоялась зайти в дом к медведю, потому что они жили как люди. Если вспомнить другую сказку «Три медведя», то имена у зверей были людские: Настасья Петровна, Михайло Потапович, Мишутка. На охоту брали глиняную фигурку медведя с истолченными костями животного, как оберег. Вспомните сказку «Липовая нога». Многие считали, что медведь до сих пор мстит за отрубленную лапу.

На экскурсиях мы говорим не только о сказках, но и в целом о куклах: когда они появились, какие функции несли в разных культурах. Во Франции, например, были куклы «пандоры» ростом с женскую фигуру, с украшениями и аксессуарами. Были также «андроиды» – сложные механические куклы, которые показывали не только красоту и изящество, но инженерное мастерство. Такие двигающиеся куклы могли, например, играть на рояле.

Обязательно говорим про то, как развивалось кукольное ремесло на Руси. Например, каждая девушка имела куклу с длинной косой – куклу счастья. Чем длиннее коса, тем больше счастья будет в жизни. А простая кукла Кувадка делалась наспех, когда женщину отправляли на роды. Мастерили ее, чтобы и роды прошли благополучно, и чтобы встретить куколкой новорожденного.

Куклы-неразлучники – это свадебный подарок, у них одна рука на двоих. Дети как-то спрашивали: а как же они разведутся? А ведь раньше и такого слова не знали: хочешь не хочешь, а до смерти с супругом связан. Были также куклы-травницы, с травами внутри. Куклу «богача» набивали гречневой крупой. Считалось, что с такой куклой нищета не страшна, всего будет в достатке.

Куклы в старину делали из лыка, соломы, простой тряпки – из всего, что было под рукой. В нашем музее куклы сделаны в разных техниках: натяжные, капроновые, текстильные и другие.

– А были куклы только для игры?

– С этого я и начинаю экскурсию про кукол, говоря о том, какую функцию они несли. Куклы были игровые, обрядовые и обережные. У славян куклы, конечно, больше несли обережную функцию. Обрядовыми куклами не играли, и лица им не делали. Если лицо нарисуешь, то кукла, как верили, приобретет душу, ее будет можно сглазить, с пути правильного спутать. Боялись духов, которые могут вселиться и навредить, ведь кукла считалась олицетворением ее владелицы.

– Почему современному человеку, на ваш взгляд, важно вспомнить традиционные ремесла?

– Возвращаться к корням и заниматься рукоделием очень нужно, особенно женщинам. Это не только успокаивает и приводит мысли в порядок, но и полезно для здоровья. Каким-то волшебным образом рукоделие благоприятно влияет на всю гормональную систему.

Хорошо приучать и детей к ремеслу в наше непростое время. Вещь связать или сшить – такие навыки обязательно пригодятся. Я всегда говорю своим детям: не нужно думать по молодости, что какой-то навык никогда не пригодится в жизни. Со временем понимаешь, что ничего не пропадет даром.

Мужчины тоже приходят к нам на мастер-классы, в основном сознательные папы, которые занимаются детьми. А на лепку из глины приходили взрослые парни девятого и десятого класса. И дети, и взрослые интересуются также верховой набойкой. Женщины шьют себе сарафаны из бязи с уникальными рисунками.

Любую экскурсию я начинаю с напоминания о том, что, каждый раз, забравшись на чердак, мы находим там не просто вещи, а воспоминания. Каждая вещь таит в себе чью-то историю, биографию. У нас забытые предметы стали экспонатами, которые можно попробовать в действии. Приглашаю всех посетить наш «Чердачок».