Татьяна Гордеева:«Велопробег в Малаховке – живое продолжение истории»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Татьяна Александровна Гордеева – организатор ежегодного мемориального велопробега в Малаховке и в прошлом директор местного музея, расскажет в интервью о литературных, дачных и велосипедных традициях поселка, о его знаменитом уроженце велогонщике Николае Похильском и о школе, где учились правнучки Салтыкова-Щедрина.

– Расскажите о велосипедном пробеге, который вы организовывали в Малаховке

– Когда я работала в музее Малаховки, я для себя решила, что мы должны отдавать людям наши знания не только в форме предмета за стеклом, а в форме каких-то действий, которые помогали бы осмыслить историю и превратить ее в живой процесс. Поэтому мы совместили велопробег и просветительскую работу. Участники этого мероприятия становились продолжателями дела нашего земляка – знаменитого велогонщика Николая Похильского. Получилась не анимация, не инсталляция, а живой музей и продолжение того, что было заложено в прошлом. У старта и финиша стояли стенды с информацией, благодаря которым участники могли узнать об истории велопробегов в Малаховке и о велосипеде вообще во всех его вариациях: как средство передвижения, как спортивный транспорт или как элемент цирковых представлений.

Велопробег вызвал большой интерес, потому что велосипед – это традиционно дачный вид транспорта. К тому же летом у людей много свободного времени. Велопробег мы провели уже четыре раза, а первый заезд прошел в 2012 году. Каждый заезд был приурочен к определенной памятной дате. Например, к юбилею начала велосипедного спорта в России.

– Какие требования предъявляются к участникам велопробега?

– В прошлых заездах участвовали самые разные велосипеды. В первый заезд мы даже давали отдельный приз за самый интересный и красивый велосипед. Мы с самого начала понимали, что проводить соревнование на скорость мы не будем. В фестивале участвовали родители с детьми, люди с разной физической подготовкой и разного возраста. В 2014 году проехал маршрут самый возрастной участник, которому тогда было семьдесят четыре года. Ехали также две женщины семидесяти лет.

Подготовка к мероприятию разрабатывалась детально: готовили карты маршрута для тех, кто не так хорошо ориентируется в наших улицах, тем более что участвовали не только местные жители. В организации пробега было зайдествовано довольно много людей: они ехали в начале колонны, в середине и в конце, чтобы следить за теми, кто послабей. Вдоль маршрута также стояли люди с флажками. Кроме того, мы привлекали нашу полицию, чтобы перекрыть небольшой участок движения машин при пересечении велосипедами шоссе.

Очень жалко, что сейчас это начинание уже не проводится в рамках местного музея. Однако сам велопробег, я думаю, продолжит свое существование в рамках другой организации. Например, можно было бы провести пробег от имени Общества охраны памятников истории и культуры. В уставе местного отделения ВООПиК предусматривается возможность проводить культурно-массовые мероприятия, такие как и наш велопробег. Недавно Малаховский парк и остатки театра получили статус ансамбля архитектуры и заповедной зоны, находящейся под охраной государства. В этом парке был трек, где проходили спортивные соревнования, в том числе и велосипедные. Стадион в Красково, который сегодня называется «Электрон», также был организован Похильским, жившим в Красково еще до революции.

– Расскажите, чем же прославился Николай Похильский?

– Николай Александрович Похильский начал свою гоночную карьеру в 1893 году. В том же году он участвовал в показательных соревнованиях в Петербурге, которые назывались «Велосипед против тройки лошадей». На дистанции в двадцать пять верст Похильский на две минуты обогнал на велосипеде лучшую тройку Петербурга. В последующие годы Похильский ставит множество рекордов на скорость и завоевывает самые разные звания, такие как «Лучший ездок Москвы» и другие. В 1896 году он выигрывает гонку «Клин – Москва». К этому времени Николай Александрович, которому всего около двадцати пяти лет, стал настолько известен, что к нему обращается для обучения езде на велосипеде наш великий писатель Лев Николаевич Толстой. Между прочим Толстой сел на велосипед будучи уже совсем пожилым человеком. Вообще Похильский начинал с конькобежного спорта, но как только стали появляться велосипеды, он переключился на них и сразу сделал это своим бизнесом. Он владел велосипедным магазином в Москве на Петровке и магазином у нас в Малаховке рядом с парком. К сожалению, от деревянного здания магазина в Малаховке ничего не сохранилось. Похильский покупал колеса в Италии, рамы в Англии, где тогда был высокий стандарт качества, и собирал из них велосипеды любой конфигурации.

Его супруга Мария Альбертовна, в девичестве Гессель, также была знаменита. В1895 году она установила первый в истории российского велоспорта дамский часовой рекорд, а позже получила титул «Лучшей велосипедистки России». Мы нашли статью из журнала начала двадцатого века, где говорится, что она проехала полверсты за сорок секунд. У нас в Малаховке много ученых товарищей живет, они взялись пересчитать этот рекорд на привычные нам единицы измерения и получилась невероятная для велосипеда скорость. Быть может, в этом журнале использовали сознательный подлог, чтобы новость выглядела сенсационно, тем более, что велосипед тогда еще был технической новинкой и публика не могла проверить подлинность таких цифр. После революции супруги Похильские были поражены в правах из-за дворянского происхождения Марии Альбертовны, а их сын по этой причине не смог сделать карьеру в советской России, хотя ему и удалось стать летчиком. Сами они остались в Малаховке. Жена Похильского скончалась в 1943 году, а Николай Александрович умер уже в послевоенные годы. Я видела любопытный документ, а именно приглашение Похильского на праздник велосипедного спорта в Тулу, которое датировано 1957 годом, из чего ясно, что он дожил до этого времени. Возможно, они были похоронены на Красковском кладбище. Если это так, то могил их не сохранилось, потому что в советские годы на месте старого кладбища в Красково построены новые дома.

Наш велопробег – это дачный праздник, потому что сама Малаховка прославилась своим дачным образом жизни, театром, не говоря уже о знаменитых людях прошлого, связанных с поселком. В 2015 году мы приурочили велопробег к году литературы и сделали полный маршрут на восемь с половиной километров. Те, кто послабее, могли проехать по сокращенному маршруту в пять километров. Мы тогда проложили маршрут по улицам, названным в честь писателей: Пушкин, Лермонтов, Белинский, Толстой и другие.

– Насколько я знаю, многие поэты и писатели бывали в Малаховке, не так ли?

– Да. Южную часть Малаховки обустраивал вместе с женой Николай Дмитриевич Телешов, а северную – братья Соколовы. Павел Алексеевич построил театр, а Сергей Алексеевич увлекался литературой и владел издательством «Гриф». Именно в этом издательстве впервые был напечатан сборник стихов Блока о «Прекрасной Даме». У жены Сергея Алексеевича Соколова-Кречетова Нины Ивановны Петровской примерно в тот же период, когда печатался Блок, случился роман с поэтом Брюсовым. Она потребовала у мужа развода, но счастья с новым возлюбленным в итоге не вышло. В конце концов, она сбежала от Брюсова заграницу. Нина Петровская и сама была очень талантлива. Она первая перевела на русский язык сказку о деревянном человечке «Приключения Пиноккио». Уже после ее смерти Алексей Толстой переработал текст сказки и получился известный нам «Буратино». Старые люди еще помнят, что у них в детстве была сначала книжка именно про Пиноккио, а не Буратино. Первое издание, вышедшее в 1920-е годы в Берлине, кстати, иллюстрировал художник с замечательной фамилией Малаховский. У нас в Малаховке много загадок, совпадений и интриг.

У другой нашей знаменитой землячки Елены Андреевны Телешовой гостили Шаляпин, Бунин, Куприн, Леонид Андреев. Но и это далеко не полный список известных людей, связанных с Малаховкой.

– Как вы пришли к работе в музее?

– Я в свое время закончила механико-математический факультет МГУ и работала программистом. После школы я металась между гуманитарным и математическим образованием. В итоге, благодаря учителям, меня увлекло в математическую плоскость. Мне повезло, что я училась с выпускниками знаменитого интерната номер восемнадцать в Москве, который организовал Колмогоров для одаренных детей со всей страны. Эти ребята увлекались гуманитарными знаниями, поэтому, общаясь с ними, я помимо математики продолжала развиваться и в области истории и литературы.

В 1970-е годы в Малаховке еще были живы люди, которые слышали от своих родителей рассказы о тех знаменитых писателях и поэтах, которые бывали здесь. Естественно, что они хотели как-то сохранить эту память и организовали общественный музей. Сначала у музея не было ничего: ни помещений, ни средств. Только в 1996 году музей из народного стал муниципальным. Я тесно общалась со старожилами, они приглашали меня домой, показывали свои материалы, но в конце девяностых один за другим они стали умирать. В те годы меня назначили помощником директора на общественных началах, а в 2003 году оформили по совместительству его заместителем. Я исполняла обязанности директора музея с 2008 года до марта 2016 года

– После ухода из музея вы стали тесно сотрудничать с школой №48?

– Я и раньше сотрудничала со школой, как представитель музея. С марта 2015 года я начала проект, посвященный Салтыкову-Щедрину в школе №48 в Малаховке, потому что правнучки писателя заканчивали ее в тридцатых годах. По традиции выпускники этой школы в двадцатых числах мая сажают липовую аллею, и мы вместе с праправнуками писателя посадили здесь две черемухи в память об их родителях. С детьми этой школы я ездила в Талдом и Спас-Угол, на родину Салтыкова-Щедрина, где проходят ежегодные литературные праздники. Планирую ездить туда и дальше.

Само здание школы было построено на благотворительные средства еще до революции по инициативе писателя Телешова и врача Леоненко в модном тогда стиле модерн. Школа основана в 1908 году, а в 1910 году было открыто новое здание «Красково-Малаховского учебного заведения». Тогда средств не хватило на строительство левого крыла здания, предполагавшегося в проекте. В 1958 году, к пятидесятилетию образования школы, Силикатный завод достроил левое крыло согласно первоначальному проекту, правда стены остались без наружной облицовки. Я ребятам всегда говорю: «когда вы вырастите и разбогатеете, вспомните про свою школу и сделайте облицовку левого крыла».

Поделиться