Вадим Журавлев и Алексей Комягин: «Фестиваль «Кочина гора» – это знакомство с историей, родной природой и обычаями предков»
Фото: [личный архив Вадима Журавлева]
Вадим Журавлев и Алексей Комягин – руководители Раменского отделения Русского географического общества и Содружества путешественников Московской области. В 2020 году Вадим и Алексей создали историко-культурный проект «Кочина гора». Свое название проект получил по небольшой деревне в Раменском городском округе, в окрестностях которой краеведами был обнаружен ранее неизвестный археологический памятник – курган и древнее славянское селище. В рамках этого проекта Вадим и Алексей проводят ежегодный фестиваль «Кочина гора», в котором приняло участие более ста пятидесяти человек. В планах проекта создание на Кочиной горе исторической реконструкции древнего поселения – музея под открытым небом.
– Расскажите, как был найден археологический памятник у Кочиной горы?
Вадим – Я и Алексей представляем Раменское отделение Русского географического общества и Содружество путешественников Московской области. Эти две организации тесно взаимосвязаны друг с другом. У нас есть проект «Неизвестное Подмосковье», в рамках которого мы посещаем малоизвестные туристические объекты, показываем их людям, общаемся с местными краеведами. Алексей давно знаком с бронницким краеведом Вадимом Смирновым. Они вместе и обнаружили данный памятник.
Алексей – Курганы находятся между деревнями Кочина гора и Сельцо на правом берегу реки Нищенки. На мысль о том, что у Кочиной горы находилось древнее поселение, навело большое количество копов, которые делали поисковики с металлодетекторами в поисках старины. Наше законодательство регулирует подобные работы, поэтому я не мог проводить там самостоятельные изыскания. Тем не менее, осмотрев грунт в отвалах, которые сделали черные копатели, я убедился, что на лицо ярко выраженный культурный слой.
Поисковики с металлодетекторами ищут в основном ценные вещи, которые можно продать: нательные крестики, монеты и т.п. Сопутствующие же предметы вроде осколков керамики и остатков жилищ их не интересуют. В этих отвалах я и нашел такие фрагменты, которые свидетельствуют о том, что это не просто пустырь, а место, где имелось древнее поселение.
Мы навели справки и выяснили, что данный объект не значится на археологической карте России и Московской области и не внесен в реестр памятников истории. Таким образом, можно считать, что это вновь открытый памятник. Насколько он является ценным в научном или культурном плане, мы пока сказать не можем. Это покажет заключение археологической экспертизы, по результатам которой уже можно будет обращаться в Министерство культуры. Археологическая экспертиза поможет определить более точную датировку и границы памятника.
Отмечу, что наличие памятника подтверждено не только нашими выводами. Мы обращались в Институт Археологии Российской Академии Наук, где предварительно подтвердили наличие здесь поселения XIII-XIV веков. Пока сложно сказать, какой именно это памятник: селище или городище. Городище, по сути, отличалось от селища только наличием укреплений: вала или деревянного тына.
– Почему важно поставить памятник на формальный учет?
Алексей – В архиве музея Бронниц мы нашли неопубликованные работы ныне покойного бронницкого историка, краеведа и археолога Игоря Львовича Черная. В них показано, что Раменский район, бывший Бронницкий уезд, был в древности густонаселен, поэтому селищ и городищ здесь было огромное количество. В одной из этих работ мы увидели схему этих поселений. Игорю Львовичу были известны и другие подобные памятники в Раменском районе, которые также не нанесены на археологическую карту России.
Все эти городища и селища не имеют статуса памятников культуры и истории, соответственно, никак не охраняются. Любая хозяйственная деятельность их уничтожает. Строители не будут придавать значение или вовсе не заметят камни, керамику, культурный слой. Разве только, если найдут шлем Александра Македонского.
Поэтому одним из направлений деятельности Раменского отделения РГО и общественной организации Содружества путешественников является идея сохранения культурного наследия. Это можно сделать, привлекая интерес общества к подобного рода памятникам.
Думаю, многие люди согласятся, что история – это интересно. Но чаще всего, этот интерес ограничивается просмотром какого-то исторического кино или редким походом в музей. Однако в музее человек обычно проводит не больше часа, пояснения к экспонатам нечитает. У нас появилась идея не просто проводить экскурсии, а совмещать в одном мероприятии сразу несколько целей: знакомство с историей, родной природой и обычаями предков.
Окрестности Кочиной горы – это потрясающая по красоте природа. Место находится на возвышенности: по нашим измерениям господствующая высота над местностью составляет двадцать четыре метра. То есть это довольно высокий для Подмосковья холм размером с девятиэтажный дом. С вершины этого холма и кургана открываются виды до самого Домодедова. Кроме того, здесь растет потрясающая реликтовая дубовая роща.
– Для привлечения внимания к памятнику вы проводите фестиваль «Кочина гора»?
Алексей – Да, мы провели уже два историко-культурных фестиваля «Кочина гора». Гостей фестиваля ждет свежий воздух, речка, ночевка на берегу лесного озера. Мы также проводили костюмированную реконструкцию некоторых славянских игр и обрядов. Получилось все довольно красиво и, я надеюсь, запомнилось. По крайней мере, те, кто первый раз съездил на «Кочину гору», на следующий год охотно приехали снова и привезли друзей.
Мы поняли, что запрос на подобный формат фестиваля существует в обществе, особенно он возрос в последние пару лет, когда мы все вынуждены искать место отдыха не за границей, а поближе к местам постоянного проживания. А развитие внутреннего туризма – это та задача, которая ставится как на федеральном, так и региональном уровнях.
– Когда прошел первый фестиваль «Кочина гора»?
Алексей – Первый фестиваль мы провели в сентябре 2020 года. В этот период как раз ослабли ограничения по самоизоляции. А незадолго до этого летом мы начали поездки в рамках проекта «Неизвестное Подмосковье».
Вадим – Раменское отделение Русского географического общества было создано 29 февраля 2020 года, а Содружество путешественников появилось в мае 2021 года. Но одно без другого не существует: мы в тесном сотрудничестве.
– Расскажите подробнее, как проходит фестиваль «Кочина гора».
Вадим – По уже сложившейся традиции мы собираемся во вторые выходные сентября. С одной стороны, погода еще теплая, «бабье лето», с другой – люди возвращаются из отпусков, дети приезжают с каникул, плавно входя в школьный учебный процесс.
Фестиваль «Кочина гора» идет два дня, с одной ночевкой. Программа примерно такая: открытие фестиваля, свободное время, к вечеру – игры в народных костюмах у костра. На следующий день дети со взрослыми делятся на команды и участвуют в конкурсах и выполняют различные задания. Конкурсов достаточно много, и все они связаны с культурой и бытом наших предков. Мы на собственном опыте стремимся ощутить, как жили наши пращуры. В планах включить в программу гончарное дело, выступление этнических музыкальных коллективов. Фестиваль ширится и растет, набирает обороты.
Предыдущий фестиваль прошел в сентябре 2021 года. Мы организовывали кинотеатр в лесу с показами исторического кино и мультфильмов. У участников фестиваля есть выбор: остаться на ночевку или уехать на ночь, а потом вернуться к завтраку. Можно приехать на пару часов: посетить экскурсию по самому кургану, посмотреть вывозные экспонаты, которые предоставили коллекционеры, просто погулять по живописной округе.
Алексей – Одно из самых известных древних поселений в этих местах – это Селецкое городище. Его хорошо изучили еще в советский период. Там была найдена уникальная бронзовая пектораль, аналогичная которой, только золотая, ныне хранится в Кремлевском музее в Москве. Селецкое городище находится всего в пятистах метрах от Кочиной горы.
Селецкое городище гораздо больше по территории. К сожалению, и этот памятник уничтожается. Упомянутый культурный слой имеет черный цвет, похожий на чернозем. Вокруг городища расположены дачные места, и дачники срезают культурный слой, принимая его за чернозем. Причем,срезают не просто лопатой в тачку, а с помощью техники, потому что мы находили следы ковша. Самое интересное, что на культурном слое ничего не растет, это не плодородная почва.
Также любители джипов используют холм как препятствие во время гонок по бездорожью. Они не понимают, что это не просто холм, а значимый памятник археологии I-II века до нашей эры. В отличие от обнаруженного нами памятника «Кочина гора», Селецкое городище имеет официальный статус, и вроде как охраняется государством, но там нет даже простой информационной таблички.
В Раменском районе есть еще одно культовое место, где мы встречаем туристический новый год – это Боровский курган. Место является памятником культуры, но информационных табличек нет и там. Велосипедисты роют на памятнике горки для катания. Скорее всего, все это происходит по незнанию. Боровский курган – место людное: есть горнолыжный курорт, несколько гостиниц на берегу. Предпринимательское сообщество вполне может себе позволить финансирование и установку нескольких информационных щитов. Вот почему в наших планах, в первую очередь, максимально донести гражданам информацию об историко-культурных памятниках Раменского района.
Вторая проблема – это захламленность. От асфальтовой дороги до обнаруженного нами поселения пролегает грунтовая дорога протяженностью семьсот метров. Вся эта территория занята локальными свалками строительного и бытового мусора.
– Какова ваша задача максимум?
Алексей – В дальнейшем мы планируем сделать на Кочиной горе небольшую реконструкцию славянского жилища. Мечтаем сделать там музей под открытым небом, где можно проводить праздники в славянском стиле. Хотим собираться не только на фестиваль один раз в год, а проводить мероприятия на более регулярной основе с нашими партнерами, в том числе с клубами исторической реконструкции из Подмосковья.
Вадим – Подобный опыт музея под открытым небом в стране уже есть, например, археологический комплекс в Гнездово Смоленской области, где в одном месте находится большое количество курганов.
Алексей – В Анапе была когда-то греческая колония Горгиппия. После ее изучения археологи не стали, как это обычно бывает, засыпать раскоп, а поступили иначе: оставили раскоп для того, чтобы в него можно было спуститься. Фундаменты зданий и некоторые находки остались на месте. Посетив местный музей, туристы могут тут же осмотреть место, откуда взяты экспонаты.
Есть подобный опыт и в городе Коломна. Там не так давно обнаружили фундамент часовни и сделали «археологическое окно».Раскоп застеклен антивандальным стеклом, и можно прямо через него увидеть старинную кладку. Нечто подобное мы хотели бы сделать на Кочиной горе.
В нашем случае могут быть найдены остатки деревянных конструкций. К слову, жилища этого периода, вопреки расхожему мнению, вовсе не были избами. Это были заглубленные в грунт полуземлянки. От дерева там, конечно, ничего не осталось, но должны сохраниться столбовые ямки, которые обкладывали камнями. Очертания периметра зданий остается, поэтому можно делать довольно точную реконструкцию.
– Туристический проект «Неизвестное Подмосковье» посвящен подобным археологическим памятникам?
Вадим – Не только. Нам интересны и заброшенные усадьбы, индустриальные объекты, природные места Московской области. Например, мы посещали знаменитый абзацер в Воскресенском районе (увы, его уже разобрали), Кривандинские мегалиты, исчезнувшие деревни Шатурского района, водопад в долине реки Смедова в Озерском районе, усадьбу Сенницы графа Келлера, единственный в Подмосковье действующий маяк в Дубне и т.п. Проект «Неизвестное Подмосковье» направлен на то, чтобы люди знали, что в поисках интересного необязательно ехать за тысячу километров.
– «Кочина гора» стала для вас все-таки основным проектом?
Алексей – Да, потому что, во-первых, Раменский район – это наша «вотчина». Во-вторых, она особенно дорога нам, так как этот памятник мы сами обнаружили. В идеале мы будем вести работу в том направлении, чтобы в Раменском районе все памятники охранялись и со временем включались в туристические маршруты.
Вадим – Сейчас мы подаем заявку на президентский грант. Задача этого гранта – получить финансирование на создание информационно-туристического портала, охватывающего территории Раменского городского округа, городов Бронницы и Жуковский.
– С чем связано необычное название деревни Кочина гора?
Алексей – У нас есть свои предположения, хотя мы не беремся утверждать, что это истина в последней инстанции. Если заглянуть в словарь, то слово «коч» означает небольшое судно. Вполне возможно, что в прошлом река Нищенка была судоходной.
Слово «коч» (кощ) имеет и другое значение. Вспомните известного персонажа сказок Кощея Бессмертного. Если посмотреть древнерусские источники, например, «Слово о полку Игореве», то этот термин встречается также в значении «слуга», «военный пленник», «вассал». Отсюда у нас есть версия, что земля была пожалована за какую-то заслугу военному слуге – кощею.
– Если селение относитсяк XIII-XIV векам, топочему здесь сохранился курган – дохристианский обычай погребения?
Алексей – Христианство далеко не сразу пришло во все русские города и веси после крещение Киева князем Владимиром. Территорию, где мы сейчас находимся, населяли вятичи – славянский племенной союз, который не признавал власти киевского князя, поэтому приходилось эти земли фактически завоевывать. Соответственно, христианства тут не было ни во времена Ярослава в XI веке, ни во времена Владимира Мономаха.
Обычай хоронить покойников, делая насыпь, оказался очень живуч. И когда наши предки уже носили нательные крестики, все равно своих покойников хоронили, насыпая курган. Этот обычай, в каком-то смысле, распространен до сих пор. У нас, в отличие от кладбищ Европы и Америки, делают холмик над могилкой. Это и есть символ кургана.
Вадим – В большинстве случаев в курганах погребалось не тело, а сосуд с пеплом. Курган был скорее родовой усыпальницей. В холме оставляли проход, и когда умирал кто-то из рода покойника, вновь отваливали камень и доставляли очередной сосуд с прахом.
Алексей – В некоторых курганах находят битую керамику, которая относится к XIX веку. То есть в некоторых регионах люди посещали эти места по историческим меркам еще совсем недавно. Курганы были не просто местами захоронения, их насыпали в культовых целях. Это были, по сути, языческие святилища.
– Расскажите об участии в конкурсе «Раменье. Туризм. Новации».
Вадим – Мы участвуем в конкурсе уже два года. Представляли проект «Интерактивное Раменское» и проект фестиваля авторской песни. У нас много направлений, в которых мы работаем. Одно из них посвящено интересному месту в Раменском районе – Гжельскому ярусу.
Гжельский ярус – это охраняемая территория, бывшие карьеры у деревни Обухово. Туда лучше приехать со знающим человеком (например, с нами), потому что просто посмотреть некий скальный выступ, наверное, особо не впечатлит. Другое дело, когда узнаешь, что находишься на дне теплого моря, существовавшего здесь триста миллионов лет назад, и тебе покажут окаменелости: аммониты, мшанку или гжельский коралл.
С прошлого года в Русском географическом обществе появилось направление «Ночь географии». Различные отделения общества организуют ночные и дневные мероприятия, которые проходят, как правило, с 15 июня три дня: в пятницу, субботу и воскресенье. В рамках этой акции мы провели экологический десант на Гжельском ярусе. Приводили территорию в порядок, собрали большое количество мусора. Кроме того, прошла встреча с палеонтологом Шмаковым А. С., который проводил экскурсию и идентифицировал наши находки.
Чтобы привлечь внимание к этому месту, мы планируем провести фестиваль авторской песни под открытым небом «Гжельский ярус». Таким образом, если удастся получить финансирование, в Раменском районе пройдет первый музыкальный фестиваль на дне теплого моря.