Владимир Крючев: «Карта звуков рассказывает о Сергиевом Посаде по-новому»

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Владимир Крючев создатель уникального сайта oontz.ru, на котором представлены записи звуков Сергиева Посада, сделанные в разных местах города и в разное время. Интересная технология записи через бинауральные микрофоны позволяет ощутить эффект трехмерного звука. Главное, по словам Владимира, слушать записи через наушники.

- Как давно существует ваш сайт?

- Первая запись на моем сайте появилась в 2008 году. Сайт некоммерческий, главная его идея – создать трехмерную звуковую «картинку» города Сергиева Посада. Началось все с того, как однажды я нашел в интернете запись, сделанную с помощью бинауральных микрофонов. При прослушивании такой записи в наушниках, воссоздается вся панорама окружающего нас пространства. Звук получается очень реалистичным, как будто слушаешь его непосредственно сам. Эта методика мне так понравилась, что у меня возникла идея повторить ее в городе, где я живу. Бинауральные микрофоны в принципе работают сходно с обыкновенными, только они вставляются в уши. Дело в том, что наше левое ухо слышит звук раньше, чем правое, если, например, машина едет слева от нас. Сама ушная раковина также чуть-чуть меняет звук. Наш мозг различает разницу тональностей и скорости звука и рисует его таким, какой он оказывается именно в ушах. Это техника довольно известна, ей уже лет двенадцать. Вообще в 2007 году в мире был всплеск моды на так называемый филд-рекординг. Многие стали ходить по улицам с микрофонами и записывать все, что происходит вокруг. Это увлечение мыслилось как некая альтернатива фотографии, как новое измерение записи.

Впервые записывать звуки окружающей среды придумали в США примерно в 1960-е годы. Один американец выпустил серию виниловых дисков со звуками, записанными обычным репортерским микрофоном. Он записал в том числе звук снежной бури в Альпах. Многие люди писали, что прослушав пластинку, они физически начинали ощущать холод. В те годы аппаратура для записи была громоздкая, дорогостоящая и очень неудобная для работы на улице. В 2000-е годы произошла настоящая революция в этой сфере, тогда записывающие устройства стали маленькими и их стало возможно просто положить в карман.

- Трудно ли было приобрести микрофоны?

- В России, насколько я знаю, бинауральные микрофоны не производятся. Я заказывал устройство через интернет из Америки. Там есть много маленьких домашних производств разной аппаратуры для радиолюбителей. Мое хобби намного доступнее, чем фотосъемка, потому что бинауральные микрофоны гораздо дешевле профессиональных фотоаппаратов.

Когда я вставляю в уши микрофоны, никому даже и непонятно, что я записываю. И люди ведут себя естественно. Хочу отметить, что я никогда не подслушиваю и не публикую разговоры личного характера. Много интересных записей получается случайно, когда не планируешь записывать. Как-то, например, я был в храме, где шел ремонт, и впервые услышал, как звучит дрель в акустике церкви. В таком окружении дрель зазвучала удивительно благородно. Интересны какие-то нюансы, например, звук того, как треплется флаг на флагштоке.

- Многие звуки уходят в прошлое, какие из них вы могли бы отметить?

- Да, многие звуки уходят. Я всегда привожу в пример, как исчезает звук выбивания ковра на улице. Ковры перестали выбивать, может быть, потому что пылесосы стали мощнее. Раньше каждую зиму на улице был слышен этот характерный звук. Меняются объявления на вокзалах. На станциях отправления электричек уже чаще всего объявления делают роботы, а раньше сидела бабушка и честно, хорошо и с придыханием все зачитывала в микрофон. Кандидатом на выбывание стал звук уличных колонок с водой. Кое-где в Сергиевом Посаде они еще есть, но очень мало. Фотографий колонок много и они сохранятся, но если не записать их звук, люди не узнают, как они звучали.

Многие думают, что Сергиев Посад – это Троице-Сергиева лавра и все. На самом деле районов много: Скобянка, Ферма, Птицеград, Звездочка, Лоза. Карта звуков способна рассказать о городе по-новому. Современный город концентрируется вокруг двух больших заводов: Электромеханического и Оптико-механического. Любой завод в советское время каждое утро будил работников и возвещал о начале работы при помощи гудка, и также по гудку заканчивался рабочий день. На одном из наших заводов гудок исчез примерно в 1990-х годах, и как казалось, навсегда ушел в прошлое. Однако примерно два года назад завод неожиданно восстановил гудок, который прогудел месяца три и так же неожиданно опять исчез, будто призрак из прошлого. Звук был слышен на всю округу. Именно тогда я его и записал. Раньше по гудку многие ориентировались во времени. Этот звук очень ностальгический для наших родителей, бабушек и дедушек. Вся обыденная жизнь горожан протекает на окраинах, а не в центре Сергиева Посада, там есть свои интересные звуки. На Угличе, в микрорайоне, который так называется из-за близости к Новоугличскому шоссе, есть обычный дом быта с необычной дверью. Когда открываешь ее, она звучит точно как саксофон.

РЖД не так давно запустило в нашем направлении реальный паровоз 1956 года, работающий в экскурсионном режиме, который приезжает к нам раз в месяц. Он выдает целый набор звуков, которые сейчас кажутся диковинкой. Когда-то часть нашего города была закрытой, потому что там находился военный городок. В нем часто строем ходили солдаты по улицам и пели песни. Хотя военная часть еще сохранилась в городе, но такого уже не услышишь. Я жалею, что не записал в свое время пение солдат. Конечно, нельзя говорить, что раньше звуки были лучше, это уже что-то старческое. Особый звук, кстати, у голубятни. У нас одна осталась, где можно еще услышать, как голуби цокают, кудахтают и воркуют.

- А каких интересных животных можно услышать в Сергиевом Посаде?

- Я записал в свое время на трех различных прудах девяносто пять лягушек, которые квакали совершенно по-разному. Потом я устроил лягушачью битву: в интернете предложил пользователям проголосовать, кому какие лягушки больше нравятся. В Абрамцево, например, лягушки воркуют, на Козьей Горке они орут.

В последние года три все чаще стал слышен стук дятлов. Может быть, это связано с тем, что деревья стареют, а для дятла это именно то, что нужно. Мне рассказывали, что в микрорайоне Лоза есть дятел, который стучит не по дереву, а по металлической опоре ЛЭП. Представляете, металлический стук дятла. Я приезжал специально его записывать, услышал много разных птиц.

- Какой главный характерный звук в Троице-Сергиевой Лавре?

- Пожалуй, визитной карточкой является звук курантов на лаврской колокольне. Я поднимался на уровень часов, где расположен старый механизм. Записывал звук там, а потом внизу. Куранты отбивают каждые пятнадцать минут. До того как я занялся записью звука думал, что играет одна и та же мелодия, а потом когда сравнил, оказалось что она разная. Каждые пятнадцать минут она чуть-чуть меняется в тактах и по длине. Особая история – мелодии колокольного звона.

Я очень рад, что мне удалось записать звон Спасской церкви в Абрамцево, потому что звучит он всего один раз в год на престольный праздник. Церковь там маленькая, подняться на звонницу невозможно, и звонари с земли шестами дергают за канаты. В семинарском храме я как-то записывал службу, стоя рядом с подсвечником. Свечи так красиво трещали, что я понял, что центр записи в церкви – это именно треск свечей.

- Какие новые звуки появились в Сергиевом Посаде?

- Лет десять назад у нас стал проводиться фестиваль воздухоплавания. Там участвуют необычные аэростаты в форме подводных лодок, матрешки, казана, башен московского кремля. И, конечно, все это сопровождается огромным количеством интересного шума разных горелок, поддаваемого газа и тому подобного. В последнее время в городе проводится уличный джазовый фестиваль, интересный театральный фестиваль. Люди приезжают со всей страны на эти праздники. Мы всегда будем зависеть от нашей визитной карточки – Троице-Сергиевой Лавры, от этого никуда не денешься, но мы хотим, чтобы люди видели Сергиев Посад и в других ракурсах. У нас вообще-то край военно-промышленный, здесь много оборонных предприятий. Думаю, что в советские годы здесь концентрировалось такое производство не без умысла – нужно было разбавить духовное значение города и района.

В соседнем городе Пересвет не так давно открылась биатлонная трасса, и я был на первом биатлонном соревновании. Там хорошая профессиональная лыжня и интересные звуки стрельбы по мишеням. В ближайшее время я планирую проехаться по городам нашего района, внимательно послушать и записать звуки. Я всегда прошу людей сообщать мне о каких-то интересных звуках, которые они слышали в Сергиевом Посаде, но, например, уехали в другой город и скучают по ним. Одна девушка уехала в Германию и сказала, что жутко соскучилась по звуку падания тел, перекидываемых через плечо на маты, в секции занятий самбо. Я специально для нее записал эти звуки, так что заявки принимаются.

Иногда, благодаря этому хобби узнаешь интересные истории. У нас был старый гармонист в городе, который ужасно плохо пел, не попадал в ноты, но стабильно выходил и играл на улице или праздниках. Я не понимал, почему он упорно выходит играть на всех демонстрациях и мероприятиях. Этот гармонист уже умер, но я как-то поговорил с его женой. Она рассказала, что он получил на войне ранение, из-за которого у него повредился челюстной механизм. Врачи сказали ему: «если хочешь нормально говорить – при первой возможности пой». Получается, что он пел для того, чтобы разрабатывать челюсть, чтобы хорошо говорить. Такая интересная история.

Поделиться