Владимир Николаев: «Для меня автомобиль – это, прежде всего, эстетика и предмет искусства»

Герои Подмосковья
Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Коллекционер из Хотьково Владимир Николаевболее полувека собирает модели-копии автомобилей. Особое место в коллекции занимают модели итальянской фирмы Феррари и английской фирмы Роллс-Ройс. Именно эти марки были самыми яркими выражениями двух типов машин: спортивных и представительских. Владимир рассказал порталу «Подмосковье сегодня» об истории коллекционирования моделей автомобилей в СССР, о некоторых знаковых Роллс-Ройсах и об участии в составлении книги о машинах этой фирмы в России начала XX столетия.

– Владимир, какие модели автомобилей преобладают в вашей коллекции?

– С 2010 года я сконцентрировался в основном на моделях «Золотого века автомобиля». Так неофициально называется период, длившийся с середины 1920-х годов и до начала Второй мировой войны. «Золотой век» стал периодом расцвета кузовных фирм. Автомобильные заводы выпускали тогда в основном голые шасси с двигателем, а кузов делали специализированные фирмы чаще всего в единственном экземпляре.

«Золотой век» был настоящим пиршеством разнообразных стилей и разных кузовов. Если брать Роллс-Ройс, то фирма начала делать серийные кузова только после Второй мировой войны, а до этого считалось, что Роллс-Ройс – это шасси с двигателем. Таким образом, из примерно десяти тысяч машин, созданных до войны, очень мало было полностью идентичных. А это значит, что здесь необъятное поле для коллекционирования.

Только после войны на заводах появилась серийная сборка, повсеместно стали внедрять конвейеры. Панели кузовов начали штамповать, а не выколачивать вручную деревянными молотками на специальных оправках, как это было раньше. Серийное производство внесло однообразие, исчез элемент ручной работы. Конечно, в небольших количествах кузовные фирмы сохранялись и после войны. Даже и сегодня они существуют, но объемы производства уже не те. До войны в одной Франции таких фирм было больше сотни, а сейчас можно от силы насчитать десяток. Они делают машины в основном для очередного автосалона либо по желанию какого-нибудь богатого коллекционера.

Довоенная классика прямо противоположна облику современных автомобилей. Сегодня есть две-три фирмы, чьи машины узнаются издалека, а все остальное – полная безликость. Виной тому компьютерное программирование, поэтому, что в Японии, что в Штатах компьютер «думает» одинаково. Честно говоря, я не очень понимаю коллекционеров, которые собирают модели современных автомобилей.

«Золотой век» автомобиля мне гораздо ближе. В основном у меня довоенные и послевоенные модели Роллс-Ройса, а также другая европейская довоенная классика. Это мелкосерийные модели ручной работы, то есть тираж каждой модели составляет примерно от пятидесяти до двух-трех сотен экземпляров. В основном такие качественные модели создают европейские фирмы, хотя лет пять-семь назад появилась целая группа китайских производителей, которые делают модели примерно такого же качества, но зато раза в три дешевле.

– А что дало толчок вашему увлечению моделями автомобилей?

– Еще когда я учился в школе, в Советском Союзе время от времени стали продаваться модели автомобилей из ГДР. Правда, они имели меньший масштаб. Классический масштаб 1/43 является самым распространенным в мире. Если взять любую тему – модели определенной страны или определенного класса: спортивные, гоночные или легковые, то в масштабе 1/43 существует максимальное разнообразие. Из ГДР поступали машинки в масштабе 1/87, то есть ровно в два раза меньше классического. Это было вызвано тем, что немцы традиционно делали железные дороги в 87 масштабе, и модели шли в дополнение к ним.

В 1960 году в парке Горького в Москве прошла нашумевшая английская выставка, на которой впервые продавались модели английского производства уже в масштабе 1/43. Эта выставка дала мощный толчок для развития коллекционирования в нашей стране. Именно с этой выставки народ узнал, что, оказывается, можно делать игрушечные машинки, которые копируют реальные автомобили. Это было как «луч света в темном царстве».

Я был, конечно, в те годы слишком мал, только пошел в первый класс, поэтому ни о выставках, ни о моделях тогда ничего не знал. Зато со школьных лет, еще до автомобилей, увлекался кораблями. Я занимался в судомодельном кружке, позже учился в Ленинградском кораблестроительном институте. После института работал по распределению лет шесть в закрытой конторе по флотской тематике. На каком-то этапе параллельно увлечению кораблями появились и автомобили.

Второй мощный толчок для развития коллекционирования моделей автомобилей в нашей стране произошел в конце 1960-х годов. Тогда впервые появились в свободной продаже модели известной английской фирмы «Корги Тойз». Периодически были небольшие поставки этих моделей, но все равно ассортимент был не такой широкий, может быть, только сотая часть того, что было доступно на западе.

Настоящие коллекционеры пытались уже тогда сами находить способы, как доставать модели из-за границы. В то время привозить машинки могли разве что моряки заграничного плавания или летный состав, но главными поставщиками стали сотрудники Внешторга. Всякими правдами и неправдами пытались доставать модели.

Следующим этапом стала середина 1970-х годов, когда в Саратове стали производить модели отечественных автомобилей. Причем качество было вполне на уровне тех моделей, которые выпускались во всем мире в масштабе 1/43. Советские модели вызвали достаточно большой интерес за рубежом. Там коллекционерам даже и неважно было, какая это именно модель, главное – из Советского Союза! Отношение было примерно такое, как если бы вы в цирке увидели говорящую собачку. Не важно, что именно она говорит, уже на одно то, что она умеет разговаривать, стоит посмотреть.

На почве этих советских моделей возникли контакты, люди начали искать коллекционеров за рубежом и обмениваться машинками. Я тоже через это прошел. Писали письма заграницу коллекционерам, получали посылки. Так стали появляться настоящие коллекции. Начиналось, как правило, с чехов, которые служили как бы «перевалочной базой» в контактах с европейцами. Потом подключились французы, англичане, Западная Германия. В Штатах у меня было два или три человека, с которыми я постоянно имел дело. В те годы я переписывался даже с Аргентиной.

А потом, когда «ворота» на запад открыли, народ повалил уже массово. Кроме того, появился интернет и специализированные магазины. Одно время в Москве был чуть ли не десяток магазинов, где торговали серьезными моделями. В девяностые годы у меня появилась возможность и самому выезжать за границу.

– Когда вы пришли к определенной теме в коллекционировании?

– В начале 1970-х годов мы начинали собирать все подряд, до чего руки могли дотянуться. Позже, когда коллекция стала разрастаться, приходило понимание, что все собрать невозможно: нет ни средств, ни места, где хранить. Тогда коллекционеры начали подходить более сознательно, и каждый выбирал себе тему. Это могли быть машины, выпущенные в какой-то отдельной стране, или модели какой-то определенной фирмы.

Я начинал с моделей советских автомобилей, но спустя какое-то время мне стало это малоинтересно. Ведь за всю историю советского автомобилестроения не так много было выпущено базовых машин, если не считать модификаций. Я оставил себе только машины первых лиц из кремлевского гаража, потому что они конструктивно вобрали в себя все лучшее, что могла создать автомобильная промышленность.

Мой интерес к советским машинам ослаб и потому, как большинство из них были все-таки скопированы с западных образцов. ЗИС 101 – это фактически модифицированный американский «Бьюик». А первый «Москвич-401», по сути, был тот же «Опель Кадетт». Этот завод по репарациям вывезли из Германии в Москву буквально до последнего болта. ВАЗовские машины – один к одному итальянцы. Чисто советскими разработками можно считать разве что «Победу» и «Волгу».

Постепенно я остановился на машинах Феррари, европейской классике и, в частности, на Роллс-Ройсах. Если говорить о Роллс-Ройс – это самая знаменитая автомобильная фирма, которая существует уже почти 120 лет. Все это время они позиционировали себя как лучшие автомобили в мире. Понятно, что делались они не для массового покупателя. По качеству и цене – это автомобили королей, президентов, олигархов, артистов самого высокого уровня.

В неспокойные девяностые годы я, можно сказать, выжил, благодаря моделям. Я попал под сокращение и остался без работы. В то время народ массово стал заниматься челночным бизнесом: ездили в Турцию, Китай или Италию за одеждой, чтобы продавать на рынке. А я лет двенадцать до 2008 года ездил в Италию, но не за тряпками, а исключительно за моделями автомобилей.

Попасть туда старался во время ежегодных выставок моделей или на так называемые «биржи». Биржа – это огромный зал, где любой желающий мог за символическую плату арендовать стол и выложить свои машинки либо на продажу, либо на обмен. В Италии я познакомился со многими производителями моделей, владельцами фирм. Ездил я туда два или три раза в год, и привозил домой каждый раз по две большие сумки моделей. У меня было множество клиентов, которые с нетерпением их ждали.

Для итальянцев я оказался едва ли не первым человеком из России, проявившим интерес к моделям. В основном ездил в Милан, потому что именно там традиционно проходили выставки и биржи, а в самом Милане и его окрестностях находилось пять-шесть фирм, производивших модели высокого качества. Кроме этого, приходилось бывать и работать на выставках в Германии, Франции, Голландии, Бельгии. Но Италия это все-таки особое место, потому что там было больше фирм, соответствовавших моим интересам.

– Какие модели знаковых машин марки Роллс-Ройс есть в вашей коллекции?

– Во-первых, тип 40/50 «Серебряный призрак» 1907 года. Такое название официально получил лишь один экземпляр за то, что его двигатель отличался почти бесшумной работой, а машина была окрашена в серебряный цвет и имела массу хромированных деталей. С легкой руки журналистов название приклеилось ко всем шести с лишним тысячам автомобилей типа 40/50. Эта машина в свое время сделала сенсацию своей надежностью. Был совершен автопробег из Лондона в Эдинбург и обратно без единой поломки. Меняли только проколотые шины и один раз аккумулятор.

Много лет спустя фирма Роллс-Ройс выкупила назад этот легендарный автомобиль. Его отреставрировали и поставили в музей, чуть ли ни как национальное достояние. Однако года два назад появился один «сумасшедший» американский коллекционер, который предложил за нее такую сумму, от которой невозможно было отказаться. До того самым дорогим коллекционным автомобилем считался Феррари 250 GTO1962 года, лет пять назад проданный с аукциона за 48 миллионов долларов. А за Роллс-Ройс «Серебряный призрак», по слухам, американец выложил 75 миллионов! Иными словами, это самый дорогой автомобиль в мире.

Другая знаковая машина – Фантом-V 1960-х, принадлежавший Джону Леннону. Он специально попросил цыганских художников из Голландии расписать автомобиль в стиле древних цыганских повозок, что стало своего рода вызовом британским пуританским традициям. Для них ведь Роллс-Ройс – это символ роскоши и высшего совершенства, автомобиль, на котором ездит королева. И вдруг Леннон так раскрашивает машину! Это был самый настоящий шок для общества. Сейчас автомобиль находится в одной из частных коллекций.

Одним из главных рынков сбыта Роллс-Ройса в свое время была Индия. До Второй мировой войны страна состояла из нескольких десятков штатов. Каждый штат возглавлял махараджа, который был фактически полноправным правителем на своей территории. И это были богатейшие люди, которые легко покупали Роллс-Ройсы. У некоторых индийских богачей в гаражах стояло по тридцать-сорок автомобилей. Не все, конечны, Роллс-Ройсы, но в любом случае дорогие машины.

Рассказывают такую историю. Один молодой махараджа зашел как-то в салон Роллс-Ройса в Лондоне, но так как был в повседневной одежде и без свиты, управляющий принял его за бедного студента и выгнал. Обиженный махараджа вернулся в гостиницу, надел парадный костюм, расшитый золотом, взял свиту и снова заявился в этот салон. Менеджера, конечно, немедленно выгнали с работы за ошибку, но на этом история не закончилась.

Махараджа купил все шесть выставленных в салоне Роллс-Ройсов и с первым же пароходом отправил их в Бомбей. Там махараджа отдал машины городскому муниципалитету, чтобы на них вывозили мусор на свалку. Узнав об этом, в офисе Роллс-Ройса пришли в отчаяние, так как это был удар по репутации компании. В Бомбей срочно послали делегацию, которая умоляла махараджу отменить свое решение. В итоге он поиздевался месяц, но потом отозвал машины от уборки мусора.

После того, как Индия получила независимость в 1948 году, поменялась вся государственная структура, и потерявшие свое значение наследники махараджей пустили все эти машины с молотка. Масса автомобилей была вывезена из Индии, но власти вовремя спохватились и ввели запрет на вывоз того, что еще оставалось. Многие машины были качественно отреставрированы, и в Индии сейчас постоянно устраивают слеты, фестивали, выставки Роллс-Ройсов. Несколько моделей принадлежавших махараджам Роллсов есть в моей коллекции.

– Первые кузовные фирмы были связаны с производством карет?

– Те фирмы, которые были основаны еще в XIX веке, естественно, в свое время занимались каретами, а потом переквалифицировались на автомобили. Более того, известен автомобиль Испано-Сюиза, который выглядит так: капот, сиденье водителя, а дальше на удлиненной раме четыре вертикальные стойки, к которым на ремнях подвешен настоящий кузов кареты XIX века.

Естественно, в первые годы в каретном стиле было много кузовов. Фактически облик автомобиля сформировался только к середине двадцатых годов. Вот почему я и собираю модели, начиная с этого времени – тогда автомобиль перестал походить на карету, стал автомобилем в нашем понимании этого слова. А в конце XIX века это был, по сути, безлошадный экипаж.

– Где вы выставляли свою коллекцию?

– Во многих выставках я имел удовольствие принимать участие. Две или три выставки были в Политехническом музее, две на ВДНХ, ряд в рамках фестивалей автостарины, а также в экспоцентрах на Красной Пресне и в Крокусе, в парке Сокольники, в ДК ЗИЛ. В Сергиевом Посаде проходила выставка в Музее частных коллекций, где не менее половины экспонатов были из моей коллекции. Кстати, эту выставку планировали на месяц, но людям так понравилось, что продлили еще на две недели.

– Кроме коллекционирования, вы также изучали историю реальных автомобилей первой половины XX века?

– В свое время я написал большое количество статей по автомобильной тематике. Например, с 1996 года стал выходить журнал «Мотор», с которым я сотрудничал до последнего номера (вышел в 2008 году). Также были публикации в журналах «Autoshop», «XXL авто», «Игрушки для больших», итальянском «ModelliAuto»… При этом у меня было два направления: статьи непосредственно о моделях и история реальных автомобилей.

А прошлым летом в Англии вышла книга «Россия и Роллс-Ройс за первые 25 лет». У нее было два автора: председатель английского национального клуба владельцев Роллс-Ройсов и русский исследователь из Политехнического музея. В книге была собрана информация о каждом автомобиле марки, официально поставленном в Россию до начала Первой мировой войны и потом уже в СССР в 1920-1930 годы.

Книжка вышла тиражом около трехсот экземпляров. Я ее внимательно прочитал, так как к тому времени и сам собрал много информации о поставленных в нашу страну Роллс-Ройсах. Когда сравнил содержание книги со своими материалами, оказалось, что у меня есть информация, как минимум, по одиннадцати машинам, которые в это издание не вошли. Я написал письмо автору книги, в котором указал на список не вошедших в книгу шасси. Буквально в тот же вечер пришел ответ, где автор поблагодарил меня за ценное дополнение. Во втором издании моя информация уже была опубликована. В предисловии были перечислены все, кто помогал в сборе материалов, в том числе и ваш покорный слуга.

– Вы сами автолюбитель?

– Мне машина в жизни как-то не особенно была нужна. Знаю, что есть люди, которые настолько привыкли к автомобилю, что шагу ступить не могут без него, но это не про меня. Для меня автомобиль – это, прежде всего, эстетика, предмет искусства и объект для коллекционирования.