Владислав Есипов: «Музей объединяет жителей Слободищево и округи»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Владислав Есипов – староста деревни Слободищево Дмитровского городского округа и создатель Слободищевского краеведческого музея Повелья. С 2015 года музей расположился в отдельном здании – старинной деревенской избе. В основу коллекции легли предметы крестьянского быта, орудия труда, фотографии и документы дореволюционной и советской эпох, найденные в Слободищево и соседних деревнях. В 2020 году создатель музея выпустил сборник краеведческих статей местного старожила и сельского летописца Михаила Самородова «На рубеже трех губерний. Деревня Саввино и ее окрестности». По задумке Владислава Есипова книга станет первой в серии по истории древнего края Повелья.
– Владислав, расскажите, как в деревне Слободищево появился свой краеведческий музей?
– Еще в детстве я собирал на чердаках старые вещи, складывал находки и показывал товарищам. Можно сказать, что интерес к истории и краеведению мне привил отец Александр Александрович Есипов, который всю жизнь работал учителем. В 1970-х годах врач или учитель в деревне считались если не святыми людьми, то, по крайней мере, людьми почетных профессий. Хотя папа работал в Москве, звание учителя для него было не должностью, а состоянием души. Учитель в деревне был вхож во все дома: это был первый человек, у кого можно было спросить совета о том, как правильно написать письмо, составить заявление, подготовить документы. В советское время в Слободищево было всего четыре дачных дома москвичей, и один из них наш.
В 1990-х годах отец пристроил к нашему дому террасу и предложил разместить в ней экспозицию из старых предметов, которые я собирал с детства. Однако в жилой дом все же не будешь приводить экскурсии, поэтому мы мечтали найти отдельное здание для музея. И вот в 2015 году случайно, хотя случайностей для верующего человека не бывает, рядом с нами продавали старый деревенский дом. Я купил его, и с тех пор, экспозиция разместилась в отдельном помещении.
– Почему краеведческий музей в Слободищево назван музеем Повелья?
– Дело в том, что север нынешнего Дмитровского района на протяжении четырех веков, с начала XVIвека до 1920-х годов, назывался Повельским станом. Такое имя он получил по реке Веле, на которой стоит наша деревня. Велей ее прозвали за извилистое русло (от слова «виляет»). Река уникальная, родниковая. В 2018 году сотрудники кафедры гидробиологии МГУ брали анализы воды, и присвоили реке наивысший 10 класс чистоты. В районе деревни Святогорово в Веле даже водится ручьевая минога, занесенная в Красную книгу Европы.
Веля начинается в болотах около Сергиева Посада и впадает в Дубну, которая, в свою очередь, течет в Волгу. В старину река была судоходной, поэтому имела большое значение для этого края. По Веле через Ворю пролегал путь из Волги в Клязьму. В районе все той же деревни Святогорово русла Вели и Вори максимально сближаются: расстояние между ними составляет не больше 200 метров. Таким образом, здесь соединяются бассейны Волги и Оки, которые вновь встречаются через 800 километров в Нижнем Новгороде.
– Исторически Слободищево относилось к Дмитровскому уезду?
– Да, хотя деревня всегда была пограничной. Сейчас река Веля – это граница двух районов: Сергиево-Посадского и Дмитровского. До 1920-х годов здесь пролегала граница Московской и Владимирской губерний (Александровский уезд). В древнюю эпоху Веля служила рубежом Дмитровского и Суздальского удельных княжеств. Кстати, первое упоминание о реке Веле находится в Ипатьевской летописи. В 1181 году произошло Стояние на реке Влене (Веле) вблизи нынешней деревни Кикино. Стояние было эпизодом эпохи междоусобных распрей русских князей.
Наш край исстари был монастырским, поэтому крестьяне были не помещичьи, а монастырские, а после 1764 года (секуляризации церковных земель) стали называться экономическими. В Слободищево и округе не было барина, поэтому у наших крестьян было больше свободного времени, развивалось ремесло и фольклор. Более свободное положение крестьян сказывалось даже на внешнем облике деревень. В монастырских деревнях у одной семьи могло быть два рядом стоящих дома: летний и зимний. В барских деревнях было всегда по одной избе. Об этом говорится в книге 1930 года «Жилища крестьян Дмитровского края» К.А. Соловьева.
– Какова концепция вашего сельского музея?
– У музея два основных направления. Первое и основное – это краеведение. При музее размещена краеведческая библиотека, где собраны редкие книги и неизданные монографии, посвященные северу Дмитровского района. Много книг я самостоятельно распечатал на принтере, некоторые перефотографированы в Ленинке, где они сохранились чуть ли не в единственном экземпляре.
Например, для меня стала интересной находкой книга 1926 года о том, как на примере села Ильино Тимоновской волости Дмитровского уезда крестьяне улучшают свое хозяйство. Слободищево тесно связано с соседним Ильиным, так как всегда относилось к приходу Покровской церкви. Эта книга представляет собой небольшую брошюру в 20 листов, но в ней приведена ценная для нас история развития крестьянского хозяйства соседнего села, начиная с 1905 года и Столыпинских реформ. С этого времени крестьяне стали не просто пахать землю, а применять севооборот, удобрять навозом, то есть подходить к сельскому хозяйству более грамотно.
Еще одно интересное и редкое издание, косвенно относящееся к местной истории, это «Заповедники СССР» 1951 года. В 1940-е годы деятель охраны природы А.П. Протопопов обстоятельно изучил все леса Подмосковья и выбрал 5 наиболее типичных участков, которые ненадолго стали природными заповедниками в Московской области: Верхне-Клязьминский, Верхне-Москворецкий, Глубоко-Истринский, Приокско-Террасный и Приволжско-Дубнинский. Последний располагался в наших краях, начиная от Вербилок и далее пролегал по Дубне. В 1951 году автора проекта заказников Протопопова отправили на пенсию, и проект Московского заповедника, увы, был закрыт. Из пяти подмосковных заказников остался только один – Приокско-Террасный под Серпуховом.
Смысл нашего музея и в том, чтобы восполнить лакуну в экспозиции Дмитровского музея, которая в основном посвящена истории самого Дмитрова, Яхромы, Икши и других мест, расположенных ближе к Москве. История бывшего Повельского стана там представлена скудно. В архивах Дмитровского музея, тем не менее, до сих пор лежат неизданные работы о нашем Повелье известных дмитровских краеведов советского периода: Каплина В.Е., Хохлова Р.Ф., Минина В.В.
Еще в 1920-е годы проводилась топонимическая экспедиция в Ольявидовскую волость, к которой относилось и Слободищево. Исследователи записали название каждого урочища и омута. В детстве я еще застал народные названия некоторых мест у реки: Камушки, Прямки, Мельница, ГЭС. Последнее название связано с тем, что в 1946 году по программе ГОЭЛРО на реке Веле поставили американскую гидроэлектростанцию, которая давала электричество ближайшим деревням. Можно предположить, что 100 лет назад подобная топонимика была намного богаче.
В прошлом году мы издали книгу Михаила Самородова – летописца и на протяжении 40 лет старосты соседней деревни Саввино. В 1990-х и 2000-х годах он писал краеведческие статьи в «Дмитровский вестник», которые стали основой книги. Статьи Михаила Самородова – это уникальный срез из жизни деревни и ее трудовых людей, тем более, что он практически единственный оставшийся старожил Саввино. Книга называется «На рубеже трех губерний. Деревня Саввино и ее окрестности». Исторически Саввино стояло на границе Московской, Владимирской и Тверской губерний. Ходила даже такая поговорка: «Голоса наших петухов разносятся на три губернии!» Я надеюсь, что эта книга станет первой в серии «История Повелья».
В книге представлена карта топонимики окрестностей Саввино. В 2016 году мы прошлись с Михаилом Александровичем по округе, и с его слов я записал старые деревенские названия: Быков омут, Куражев омут, Бабы Сашина река, омут Крупеян, Спорное место и т.д. Последнее название связано с точкой, где Веля впадает в Дубну. Дубна начинает своей бег через торфяники «Журавлиной родины» Талдомского района, поэтому ее вода коричневого цвета. А Веля прозрачная, потому что это река родниковая. На месте слияния двух потоков можно видеть, как воды Дубны и Вели смешиваются и как бы «спорят» между собой. Такая карта топонимики составлена со слов одного человека, а сто лет назад эти названия были в обиходе у каждого местного жителя.
– В рамках краеведческого направления вы работаете в архивах?
– Конечно. Дореволюционные документы из Центрального архива Москвы на Калужской мной уже проработаны. Я приступил к документам из Архива Московской области, и уже года три изучаю подшивки старейшей местной газеты «Дмитровский вестник» за сто лет. Советская печать – это ценный источник информации. Многие факты, о которых я узнал на страницах номеров старых газет, впоследствии подтвердились.
У себя на чердаке я нашел подлинник свидетельства об участии Слободищевского колхоза «Трудовик» во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1939 году. Я начал разматывать клубок этой истории и нашел аннотацию к выставке, где было указано, за что именно наш колхоз удостоился почетного права. Оказывается «Трудовик» один из первых ввел девятипольный севооборот и на бедных подзолистых почвах собирал высокие урожаи зерновых. Кроме того, в колхозе была две пушные фермы: енотовая и чернобурых лисиц.
Сводки соревнования за право участия в ВСХВ я нашел в номерах «Дмитровского вестника» за 1938-1939 годы (в то время газета называлась «Ударник»). Борьба проходила между колхозами Дмитровского района по всем показателям, включая быт колхозников. Особую роль сыграл председатель колхоза Георгий Филиппович Морозов, который возглавил «Трудовик» в 1935 году и поднял хозяйство на высокий уровень.
Интересно сравнивать подшивки «Дмитровского вестника» за разные десятилетия XXвека. В 1920-е годы статьи отражают хаос, неразбериху, шатания, ярую борьбу с церковью. В конце 1920-х годов жизнь становится спокойней, начинает налаживаться быт: преобладают заметки о ремонте мостов, дорог и т.д. В 1930-х годах чувствуется сильная энергетика и дух соревнования. Еще нет фальши, формальных показателей как в застойные 1980-е годы. В 1950-е годы страну восстановили после войны, идет развитие. Ну а 1990-е годы – это сплошная выборная кампания.
– Вы сказали, что первая часть деятельности музея краеведческая, а какая вторая?
– Вторая часть музея посвящена крестьянскому быту. Это экспозиция, которую можно посмотреть и потрогать. Экскурсия по этой части музея никогда не бывает одинаковой. Для ребенка или горожанина интересно одно, для сельского жителя – другое.
Красной нитью через мои экскурсии проходит разговор об основной, на мой взгляд, проблеме страны – разобщенности людей. Говоря о быте старой деревни, я отмечаю, что Россия всегда жила общиной. Неважно, каким словом этот уклад назывался: кооператив, колхоз, совхоз, артель, община, деревня, ферма… Всегда присутствовало чувство локтя, а в основе социальных связей лежал коллектив, члены которого были готовы прийти на взаимовыручку. Основной вопрос нашего общества сегодня в том, как преодолеть разъединение, которое делает нас уязвимыми.
Также я стараюсь показать, что крестьянский быт – это, прежде всего, труд. В общине всегда помогали друг другу («помочь»). Помощь была круговой, возмездной или безвозмездной. Безвозмездная помощь оказывалась сиротам, погорельцам, вдовам, тяжело больным и т.д. Вся деревня, к примеру, строила избу для нуждающихся членов общины. Возмездная помощь была, по сути, тем же самым, только хозяева накрывали стол. Круговая помощь подразумевала выполнение работы общими усилиями по очереди в каждом хозяйстве. Например, каждая изба имела надел льна и хозяйка обрабатывала его. В одиночку заниматься тяжело и скучно, поэтому все крестьянки собирались сначала в первой избе, потом во второй и так далее по кругу.
Экспозиция крестьянского быта условно делится на «бабий кут» и «мужской кут». В женском углу представлены деревенские стиральные приспособления, утюги, каменные и деревянные ручные жернова, глиняные горшки, лопаты для хлебов, ухваты и т.д. В мужской углу мы видим в основном столярные инструменты: рубанки разных видов, ручные пилы, отвесы… Все эти предметы ценны тем, что найдены в Слободищево и его округе. Сейчас модно создавать краеведческие музеи, особенно коммерческие, коллекция которых собрана по заброшенным деревням разных районов и даже областей. Я не сторонник этого подхода. Глиняная посуда, например, представлена из соседней деревни Саввино. Деды Михаила Александровича Самородова, о котором мы уже говорили, занимались гончарным ремеслом. А в моем доме раньше жил мастер по валенкам: на чердаке я нашел деревянные колодки под эту традиционную русскую обувь.
– Какие предметы в коллекции для вас самые ценные?
– Экспонаты нашего музея ценны только по одной причине – они все местные, слободищевские. Коммерческой цены у них практически нет. Самым ценным предметом я лично считаю дранку, потому что сам ее сделать не смогу. В одном из домов, куда меня пустили хозяева, я нашел на чердаке сундучок, а в нем – сверточек. Внутри была оберточная бумага, которая 75 лет назад ценилась на вес золота. В этом сундуке лежали сшитые из этой же бумаги самодельные школьные тетрадки за военные 1942 и 1943 годы.
– Вы говорили о разобщенности людей. Можно ли сказать, что ваш музей играет объединяющую роль в Слободищево?
– Безусловно. У нас есть традиция в первую субботу августа проводить здесь день села. Дату праздника связываем с Ильиным днем (2 августа), который исторически был престольным праздником нашего приходского храма села Ильино. Гости праздника обязательно посещают музей, я провожу экскурсию, а дальше у нас бывает небольшая культурная программа: выступление ансамбля сельского дома культуры и чаепитие. На таких мероприятиях происходят иногда удивительные почти чудесные встречи. Так что в определенном смысле музей стал местом, которое объединяет жителей Слободищево и округи. Первое упоминание Слободищево относится к 1572 году, поэтому в следующем году мы будем отмечать юбилей – 450 лет нашей деревне.