Вячеслав Манейкин: «Наш клуб для тех, кто неравнодушен к ретро-технике»
Фото: [личный архив Вячеслава Манейкина]
Вячеслав Манейкин – коллекционер ретро-автомобилей из Подольска и председатель одного из старейших в Московской области клубов любителей старинных машин «Ретромобиль». В интервью порталу «Подмосковье сегодня» ретровод рассказал о связи автоклуба с дворянской усадьбой Ивановское (г. Подольск), о сотрудничестве с крупнейшим частным музеем техники в Германии, а также о мечте найти помещение для постоянной выставки советских и зарубежных легковых машин, грузовиков, мотоциклов и велосипедов.
– Вячеслав, клуб «Ретромобиль» существует уже 19 лет. С чего он начинался?
– Началось все с небольшой выставки ретро-автомобилей, которая проходила в Подольске. На этой выставке участвовали несколько владельцев ретро-машин: кто-то уже был на тот момент знаком, а кто-то встретился впервые. После выставки мы решили собираться регулярно, и было предложено создать общественную организацию. В этом деле поучаствовал и город: администрация выделила нам специальное помещение.
Изначально помещение клуба находилось в доме культуры «Металлург». К сожалению, оттуда нам пришлось съехать, и на сегодняшний момент мы временно базируемся в усадьбе Ивановское. Мы осуществляем там небольшое покровительство: помогаем содержать музейную выставку «Коммунальная история усадьбы Ивановское». Поскольку у каждого участника клуба собралось немало старинных предметов, мы решили организовать экспозицию из этих вещей. С автомобилями она напрямую не связана, но за это музей любезно предоставляет нам помещение в усадьбе для мероприятий клуба.
– Концепция вашего клуба – это отечественные или зарубежные ретро-автомобили?
– У нас нет каких-то определенных приоритетов: любой автомобиль старше 30 лет (в том числе мотоцикл) считается старинным. Нам интересны и иномарки, и отечественные автомобили.
– В клуб входят только владельцы автомобилей?
– Не обязательно. Есть люди, которые просто неравнодушны к ретро-технике, поэтому в клубе состоят и те, у кого нет своего автомобиля. У нас, например, были ребята, которые занимались моделированием и делали выставки моделей военной и гражданской техники.
Некоторые участники клуба имеют и автомобиль, и мотоцикл. А, например, Виталий Шитов – мотоциклист по жизни и обладатель нескольких мотоциклов. Он ведет в клубе мотоциклетную тему. В прошлом и позапрошлом годах к нам в гости приезжали друзья наших знакомых из Германии, которые намеревались проехать до Байкала на мотоциклах. Они делали остановку в Подольске, и знания Виталия в этой области очень пригодились. Мы проводили путешественникам техобслуживание, кормили, поили. Но кроме мотоциклов на мероприятиях клуба можно увидеть и несколько грузовиков, например, немецкий Робур (Robur, ГДР) или ГАЗ-52.
– Где и когда проходят мероприятия «Ретромобиля»?
– Поскольку у нас сложилось плотное и тесное сотрудничество с музеем в усадьбе Ивановское, мы, как правило, проводим мероприятия совместно с ними. Участвуем в ежегодной акции «Ночь музеев», а 1 мая устраиваем открытие сезона – выставку автомобилей. С одной стороны, этим привлекается дополнительное внимание к музею и усадьбе, а, с другой, нам выгодно тем, что выделяют площадку для демонстрации машин. Кроме того, на мероприятия приезжают гости из других городов на своих автомобилях, и музей организует для них экскурсию по усадьбе.
– То есть ретро-автомобили участников клуба можно увидеть два-три раза в году?
– В Подольске, да: 1 мая, «Ночь музеев» и день города. Иногда бывают дополнительные тематические мероприятия, в которых нас просит поучаствовать городская администрация. Например, в прошлом году мы организовывали выставку на день физкультурника. А традиция открывать сезон 1 мая сохранилась еще со времен первомайских демонстраций, в которых мы участвовали.
Но помимо Подольска мы много участвуем в выездных мероприятиях, которые после открытия сезона в мае проходят практически каждые выходные. География выездов не ограничивается Москвой и областью. Ездим в Тулу, Калугу, Рязань, Тверь... Некоторые ребята добираются еще дальше: в Питер, Кронштадт, Вологду, Новгородскую, Ярославскую область – сразу всех мест и не упомнишь. Бывают большие и длительные пробеги ретро-автомобилей.
– Какие бы вы отметили другие значимые клубы ретро-автомобилей в Подмосковье?
– В последние годы по всей стране, и Подмосковье здесь не является исключением, увлечение ретро-техникой стало настолько модным, что в каждом более менее крупном городе открывается клуб. Свои сообщества есть в Чехове, Серпухове, когда-то сильный клуб был в Егорьевске. «Старый дилижанс» в Королеве появился сравнительно недавно – клуб существует около пяти лет. Кроме того, существует много интернет-сообществ, которые не зарегистрированы официально. Есть тематические клубы по моделям и маркам автомобилей: «Победа», «Волга», «Москвич»...
– Много ли среди этих клубов таких же долгожителей, как ваш?
– Есть мощные клубы, которые даже старше. Например, «Победа-клуб» вырос из сообщества «Ретромотор», а он, в свою очередь, корнями уходит еще в советское время. «Победа-клуб» существует скорее как форум, но на базе «Ретромотора» (находится в Москве). Основателем последнего был покойный Александр Алексеевич Ломаков, а дело продолжает сын. Многие другие московские форумы тоже выросли из «Ретромотора», но потом приобрели самостоятельность. А вот в Московской области мы были одними из первых.
– Вы упоминали машины из ГДР. А с зарубежными клубами у вас есть контакты?
– Да, мы дружим с немцами, латышами, литовцами. В 2013 году у нас была первая поездка заграницу – в Финляндию. Но самые серьезные отношения у нас сложились с немцами. В прошлом году у нас был заключен договор с крупнейшим немецким частным музеем ретро-техники в Пютнице. Благодаря поездкам на фестиваль этого музея, мы познакомились и с другими клубами из Восточной Германии. Сложились хорошие дружеские связи: они приезжает к нам в гости, а мы – к ним.
– Пютниц находится на территории бывшей ГДР?
– Да, недалеко от города Росток. В этом музее делают упор именно на технику стран бывшего соцлагеря: ГДР, Чехословакия, Польша, СССР, Румыния. «Мерседесов» там вы не найдете. На их фестиваль ретро-техники приезжают ретроводы из Украины, Прибалтики, Чехии, Польши.
Каждый год в июле в Пютниц съезжаются гости на крупнейший фестиваль техники стран Варшавского договора. События подобных масштабов в мире ретро-техники я больше нигде не видел: ни в России, ни в других странах. Фестиваль предполагает трехдневное участие, люди приезжают с палатками, а бывает около 5 тысяч участников. При этом ежедневно праздник посещает около 10 тысяч зрителей.
В Пютнице проводится много разных мероприятий: катание на машинах, на тяжелой и водоплавающей технике, на самолетах вроде «кукурузника». Это живой фестиваль, поэтому вся техника представлена в действии. Выделяются специальные грязевые участки, где можно проехать на джипах или танках. Площадь праздника позволяет это делать, потому что музей расположен на бывшей советской авиабазе. Организация праздника и шоу великолепная – у немцев по-другому, наверное, не может быть.
– А на ваших мероприятиях в Подольске техника тоже действующая?
– Да, конечно. На выставках мы стараемся придумывать специальные конкурсы, чтобы техника не простаивала, и зритель мог оценить ее в действии.
– Сколько людей посещает ваши выставки?
– В прошлом году мы сделали эксперимент: устроили открытие сезона не 1 мая, а на День Победы. Практически все, кто участвовали в городских праздничных мероприятиях, прошли и через нашу выставку, а это не одна тысяча человек. На 1 мая зрителей бывает меньше, но это зависит еще от погоды. В среднем наши выставки посещает около тысячи человек.
– Расскажите, как вы заинтересовались ретро-автомобилями? Какая машина была первой?
– Как у любого человека, интересующегося чем-либо, марками или значками, сначала появляется жажда интереса к какому-то конкретному историческому объекту. В моем случае это был автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Мне нравилось на нем ездить, обслуживать, не говоря уже о внешнем виде машины. А потом появилась возможность попасть на выездные мероприятия, покрасоваться – себя показать и на других посмотреть. На тех же самых «Волгах» мы ездили и в Финляндию, и в Германию.
ГАЗ-21 – это любовь с первого взгляда, но на выезды я выбираюсь и на других машинах. У меня в коллекции есть Москвич-401, который пока еще в стадии восстановления, Москвич-402 в оригинальном состоянии (1957 года), Москвич-2140SL (Супер Люкс), латвийский микроавтобус РАФ… Есть интересная машина ГАЗ М-1, так называемая «Эмка» (1938 года). Ее еще называли «черным воронком». До войны на «Эмке» ездили сотрудники НКВД, а в войну маршалы перемещались на таком автомобиле по линии фронта.
К слову, на Москвичах, РАФе и других советских машинах, мы ездили на фестиваль в Германию, чтобы показать немцам наши технические достижения в действии. А в прошлом году наши ребята поехали в Германию на немецкой же машине Трабант (Trabant) – легендарной микролитражке ГДР. Незадолго до автопробега у нас состоялся обмен подарками: немцы отдали нам свой Трабант, а мы им – Москвич-408. В прошлом году один из участников нашего клуба на том же самом Трабанте вновь съездил в Германию, на этот раз туда и обратно.
– Двигатели у ваших машин оригинальные или современные? Как удается преодолевать такие большие расстояния?
– Как правило, владельцы ретро-автомобилей стараются иметь оригинальные, родные агрегаты, но какие-то детали приходится менять на современные или более адаптированные из соображений безопасности. Например, в старых машинах раньше были слабые генераторы, поэтому для первой поездки в Финляндию я поставил на свой автомобиль более мощный аппарат, чтобы ехать с постоянно зажженными фарами. Лобовое стекло в старых машинах тоже небезопасно – первый камень, который прилетает с дороги, разбивает его. По этой причине вместо обычного закаленного стекла ставим триплекс. Такая замена не бросается в глаза. То же самое с колесами: ездить на советской резине опасно. То есть меняются детали или узлы, которые повышают безопасность движения, но сам двигатель остается тот же, что и был. В старых машинах вполне нормальные двигатели, ведь на них ездили же наши дедушки!
– Вы говорили о том, что клуб временно базируется в усадьбе Ивановское. В перспективе может ли появиться постоянная экспозиция «Ретромобиля» в собственном помещении?
– Изначально у нас и была такая экспозиция в ДК «Металлург». Там одно время пустовал большой зал площадью 200 квадратных метров. В этом помещении мы выставляли автомобили, мотоциклы, велосипеды и другую технику, в том числе бытовую. Более того, с тех пор накопилось много новых экспонатов. Посетители приносили и пополняли нашу коллекцию своей интересной и разноплановой аппаратурой: телевизорами, приемниками, велосипедами. Когда закрылась выставка в ДК «Металлург», нам очень хотелось их как-то применить и в дальнейшем. Увы, это достаточно сложно сделать: нужно вкладывать средства, арендовать помещение, создавать окупаемость, а наша общественная организация не обладает большим финансированием. Поэтому мы организовали выставку в усадьбе Ивановское на общественных началах и только в части бытовой техники.
К сожалению, крупная техника, автомобили и мотоциклы в дело не пошли, и машины пришлось раздавать обратно в гаражи членов клуба. Какая-то часть осталась у меня и ждет своего часа. Постоянной выставки на данный момент у нас нет, но планы имеются. Некоторые организации предварительно заинтересовались нашим предложением, поэтому надеемся, что постоянное помещение для наших автомобилей все же появится.