Вячеслав Обезьянин: «Хор Яркова исполнял наши подмосковные песни»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Вячеслав Обезьянин – популяризатор творчества знаменитого в довоенные годы народного хора крестьян Бронницкого уезда Петра Глебовича Яркова. С 2012 года Вячеслав Анатольевич занимается поиском архивных звукозаписей крестьянского хора, а также организацией вечеров памяти и концертов в залах Московской области и Москвы, где вновь звучат песни знаменитого в прошлом подмосковного коллектива. В память о бабушке, которая пела в этом хоре, Вячеслав создал сайт http://yarkov.ucoz.ru/, где собрана, пожалуй, наиболее полная информация об ансамбле.
–Расскажите, как возник интерес к теме бронницкого хора крестьян?
– Я начал заниматься этой темой пять лет назад. Моя бабушка Мария Ивановна Гордеева, три ее сестры, а также ее двоюродный брат пели в хоре Петра Глебовича Яркова. У меня была всего одна бабушкина фотография хора Яркова, а в голове песни, которые она пела, когда жила в Бронницах. Моя бабушка прожила без полгода сто лет. В центре города у нее был дом с большим садом, и когда на праздники приезжали ее сестры и знакомые, они устраивали настоящий концерт. Так было до конца пятидесятых и начала шестидесятых годов, пока еще были живы бабушкины сестры.
–Каким человеком был Петр Ярков?
– Про него можно говорить много. Это был уникальный по своим способностям человек. С одной стороны, он был простым парнем из крестьянской семьи, окончившим всего четыре класса земской школы, а, с другой стороны, стал руководителем и организатором знаменитого подмосковного хора и, помимо этого, был прекрасным земледельцем, животноводом, поэтом, писателем и просто хорошим человеком. Петр Ярков родился в 1875 году в деревне Сельцо Бронницкого уезда в большой крестьянской семье. Его мама в свободное время устраивала свадьбы, потому что слыла прекрасной песенницей. Раньше свадьбы играли по определенному ритуалу, невесту «проплакивали» и так далее. Кстати, Ярков в одном из своих концертов делал так: сначала хор исполнял народные песни, а все второе отделение коллектив играл театрализованное представление «русская свадьба».
После четырех классов школы в возрасте двенадцати лет отец отправил Петра в Москву учиться на мебельщика. Какое-то время он работал мебельщиком-краснодеревщиком и общался в этой среде с разными мужиками, которые приезжали в Москву из своих деревень и, конечно, привозили с собой свои истории и свои песни. Петр прожил в Москве до 1902 года. В этот период он встретился с Львом Толстым. Я предполагаю, что сначала Ярков появился у писателя по мебельным делам, а потом стал к нему приходить и просто для беседы. Эти встречи происходили в Хамовниках, где сейчас улица Льва Толстого и музей.
С Толстым у Яркова отношения не сложились. По его мнению, великий наш писатель был бунтующий, но граф. Сердцем и умом он стоял за народ, болел за него, но дороги верной и для себя, и для народа не нашел. Тем не менее, у Льва Николаевича Ярков познакомился с Максимом Горьким, причем Толстой так представил молодого крестьянина: «Мой старый посетитель... Много читает. Доступны все формы понимания». С тех пор Ярков стал тесно общаться с Горьким, и эта связь длилась практически до самой его смерти. Горький стал лучшим другом хора бронницких крестьян.
–На какие темы Ярков мог общаться с писателем Горьким?
– Темы были совершенно разные. Личный секретарь Горького Илья Шкапа в своей книге «Семь лет с Горьким» посвятил отдельную главу знакомству Горького с Ярковым. Во время одной из встреч речь зашла о коллективизации. Ярков так высказался на этот счет: «Коня к воде подвести можно, но заставить его пить нельзя. Сколько ни свисти, если он не хочет, голову оторвешь — капли воды в горло не вольешь». В 1902 году Ярков возвратился опять под Бронницы, но с родителями отношения не складывались. По тогдашним царским законам он мог взять надел на семью около девяти десятин, то есть порядка десяти гектар земли. Он взял надел, но это была заброшенная и суглинистая земля. Здесь на хуторе Дор проявились сельскохозяйственные таланты Яркова, потому что за десять лет он сделал из этой земли «конфетку». Более того, Ярков стал выпускать маленькие книжки в помощь крестьянину. В 1923 году прошла грандиозная сельскохозяйственная выставка в Москве на территории нынешнего Парка Горького, в которой участвовал и Петр Ярков.
До выставки он уже немало достиг в сельском хозяйстве. Он увеличил урожайность ржи в четыре раза, убедил крестьян сажать в Московской области пшеницу, стал разводить диковинные для того времени культуры: клубнику, землянику и смородину. На сельскохозяйственной выставке Ярков познакомился с Мичуриным, а за достижения в агрономии, за книги и статьи в газетах, Яркова в том же 1923 году наградили грамотой ВЦИК, подписанной Калининым и Енукидзе, в которой за ним закреплялось звание Героя труда. Кстати, эта грамота хранится в краеведческом музее в Бронницах. Кроме грамоты в качестве приза Яркову вручили набор сельскохозяйственной техники.
–Как произошел переход от сельского хозяйства к созданию крестьянского хора?
– Люди увидели, что у Яркова хороший урожай, пшеница растет, и сами потянулись к нему. Он организовал сельскохозяйственную артель, куда крестьяне стали приходить добровольно. Летом они занимались земледельческим трудом, а зимой делать было особенно нечего, поэтому Ярков предложил петь песни. Потом он стал отбирать в свой хор наиболее талантливых певцов округи, а в нашем районе их было очень много. В 1921 году Ярков первый раз представил бронницкий хор в Москве.
С 1925 года хор Яркова уже стал профессиональным коллективом. В трудовых книжках у крестьян так и значилось «хорист». Некоторые критики, такие как Александр Борисович Гольденвейзер и Юрий Тимофеевич Соколов, считали, что хор Яркова близок к народу и сравнивали его с хором Пятницкого. Ярков пел в основном наши московские и подмосковные песни, а ансамбль Пятницкого – это воронежский хор, поэтому песни там другие. В 1930 году на первой олимпиаде искусств народов СССР, где от каждой национальности выступал свой коллектив, Россию представлял хор крестьян бронницкого уезда. Ансамбль отметили главным призом, а затем благодаря содействию Максима Горького начались трансляции их песен по радио и записи на пластинки.
В Российском государственном архиве литературы и искусства мне удалось найти интересную папку репертуарного комитета 1930-х годов. В те годы, чтобы где-то выступить или издать пластинку, руководителю коллектива нужно было написать заявление в этот комитет и приложить тексты всех песен. Я нашел папку страниц на сто с заявлением Петра Яркова, текстами песен и отзывами критиков.
– Я читал, что Яркова несколько раз арестовывали. С чем это было связано?
– В 1922 году Ярков познакомился с американским писателем Альбертом Рисом Вильямсом, который, как и Джон Рид, стал свидетелем революции и первых лет советской власти. Когда Вильямс уехал в Америку, он издал книгу о том, что видел в нашей стране и попросил написать предисловие своего знакомого Петра Яркова. В конце двадцатых Яркову это знакомство припомнили и обвинили в связях с Америкой, после чего посадили в тюрьму, в которой он провел пять месяцев. Надо сказать, что Вильямс сочувствовал советской власти, бывал у Ленина и Троцкого, но он отобразил в книге «Сквозь русскую революцию» все увиденное без приукрашиваний. Получился взгляд на революционные события со стороны. После нескольких месяцев заключения Ярков возвращается к концертной деятельности и проводит ее успешно, но в 1938 году его опять ждет тюрьма.
–Снова припомнили дружбу с американцем?
– Нет, на этот раз он якобы хотел убить Сталина. Почти два года Ярков просидел в тюрьме, его пытали, а когда выпустили в начале сороковых, он сразу поехал с концертами воевать, дав около пятисот концертов на фронте.
–Могила Яркова находится на Даниловском кладбище в Москве. Он уже не вернулся в родные Бронницы и умер в столице?
– Да, после того, как начались гонения по сельскому хозяйству, он переехал в Москву, а его дом в 1938 году перенесли по бревнышку в другое место. Теперь он стоит на территории больницы в Бронницах. В Москве Ярков жил на Таганке, а база хора находилась в доме крестьянина на Трубной площади. Интересно, что до революции в этом доме располагался ресторан «Эрмитаж» Люсьена Оливье, завсегдатаем которого был, между прочим, Максим Горький.
Я все время удивляюсь тому, какой же силы было стремление простых людей к музыке, что они ездили в Москву из Бронниц на репетиции и концерты! Автобусов тогда не было, а нанимать лошадь выходило очень дорого. Ближайшая железнодорожная станция находится в десяти километрах от города, и народ ходил до нее пешком, хотя жили, как правило, не в самих Бронницах, а в окрестных деревнях. Например, моя бабушка жила сначала в Малышево в десяти километрах от города, а потом в Косякино. Приходили пешком сначала в Бронницы, ночевали, чайку попили и с утра отправлялись в Москву на спевки.
–Какова была судьба хора после смерти Яркова?
– Петр Глебович умер в 1945 году, и после него коллектив возглавила Руднева Анна Васильевна. Просуществовал коллектив после смерти основателя недолго и в 1949 благополучно развалился. Большая часть певцов перешла в хор всесоюзного радио и телевидения.
–Вы общались с потомками Петра Яркова?
– Я общаюсь с тремя внучками Яркова. Они живут в Москве. Больше всего своим дедом интересовалась дочь Натальи Петровны – Валентина Федоровна Маркелова. Елена Петровна Жаркова еще в девяностых годах занималась историей нашего хора, и она в свое время сняла фильм для бронницкого телевидения, основой которого было как раз интервью с Валентиной Маркеловой. Она владела всей информацией, у нее хранилось много интересных документов и вещей, часть из которых находится теперь в Бронницком музее, а часть – пропала.
Пять лет назад я оживил интерес к хору Яркова. В 2012 году была встреча внучек в Бронницах, на которой пел хор «Беседушка» Кунцевского фольклорного центра. Они поют песни Яркова, потому что эта песня довольно-таки интересная и своеобразная. В основном исполняется без инструментального сопровождения, потому что Ярков сам говорил, что под гармонь и «дурак споет». В хоре бронницких крестьян были песни на 8-12 голосов. Сейчас, на мой взгляд, этого мастерства, может быть, достигли только девочки из народного хора Гнесинской академии музыки. Этот хор состоит в основном из студентов и аспирантов факультета народной песни.
–Какие важные события произошли за эти пять лет, как вы занялись темой хора бронницких крестьян?
– В 2012 году по результатам встречи с внучками и московским хором «Беседушка» в Бронницах прошел вечер памяти нашего талантливого земляка. В сентябре 2015 года к 140-летию Яркова в Бронницах прошел музыкальный фестиваль «Родной земли душа и память». В нем приняло участие пять коллективов из Бронниц, Жуковского и Москвы. Потом я сделал сайт и нашел ныне здравствующую участницу хора Яркова Нину Федоровну Агапову. Ей сейчас 91 год. Кто знает старые фильмы, может вспомнить ее роли. Она играла в «Стариках-разбойниках», «12 стульев» и еще около пятидесяти фильмах. У нее в свое время был великолепный голос. Она родом из-под Коломны, и в возрасте пятнадцати лет родители привели ее в хор Яркова, после чего она сразу попала на войну.
Восьмого апреля 2017 года на Октябрьской площади в Москве в Центральной детской библиотеке прошел концерт «Песни бронницких крестьян Московской губернии». Песни из репертуара ярковского хора исполнял народный коллектив «Беседушка» под управлением заслуженного работника культуры А.А.Гречиной, а буквально через две недели Министерство культуры провело мероприятие в театре Надежды Бабкиной. Программа называлась «Песни московской земли». Участвовало четыре коллектива: народный хор Гнесинской академии, «Беседушка», молодежный хор «Оберег» на базе «Дворца пионеров» на Ленинских горах и фольклорный ансамбль «Истоки» из Подольска.
Мы пытаемся использовать любую возможность, чтобы рассказать о песнях хора Яркова. В этом году я представил проект «Сохранить для потомков» (Мой земляк П.Г.Ярков - руководитель хора крестьян Бронницкого уезда) на премию губернатора «Наше Подмосковье». После выступления в Москве в апреле, которое прошло на ура, многие подходили к нам и говорили: «ни в коем случае не бросайте эту программу». На этом последнем апрельском мероприятии прозвучала очень верная мысль: мы живем на Московской земле, а в качестве народной поем песни других областей и республик, свои же песни забыли.