Ян Дробышев: «Самовар – это незаменимая вещь»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Житель села Жаворонки Одинцовского района Ян Дробышев несколько лет собирает старинные самовары. Вместе с супругой Марией Ян проводит в Подмосковье выездные выставки, а весной этого года коллекционер перевез основную часть собрания в собственный небольшой музей, появившийся в Москве на Золоторожском Валу. В планах Яна открыть филиал музея в своем поселении в Одинцовском районе, а глобальная цель – создать производство современных самоваров.
– До открытия музея вы уже устраивали выставки вашей коллекции самоваров?
– Вначале все самовары я хранил у себя дома в Жаворонках. Места они занимают много, поэтому надо было думать, что с ними сделать, и мы стали проводить передвижные выставки. Первый раз нам предложили организовать выставку в Одинцовском краеведческом музее. Потом мне позвонили из Пограничного института в Голицыно и попросили привезти самовары к ним на мероприятия, посвященные девятому мая. Наконец, со мной связались из театрального центра «Жаворонки» нашего поселения и посетовали, что я показывал самовары в Одинцово, Голицыно, а про свое поселение забыл. Я откликнулся и привез коллекцию к ним. Однажды супруга заметила, как хорошо стало дома без самоваров, и предложила подумать, куда их можно перевезти. Я стал искать варианты, и в марте этого года совместно с художником Михаилом Пузиковым мы открыли музей в Москве, зарегистрировались как НКО, и сейчас официально работаем.
– А почему решили открыть музей в Москве, а не в Одинцовском районе?
– С помещением в Москве получилось гораздо удобнее. Хотелось, если открывать музей в Подмосковье, то на территории нашего Жаворонковского поселения. Кроме того, мне хотелось, чтобы здание для музея было с историей. В этом смысле здание в Москве вполне подходит – это дореволюционный особняк. Проблема в том, что на территории Жавороноковского поселения остался только один подходящий дореволюционный дом, где можно было бы организовать музей, но там расположена администрация поселения. Мы мечтаем о том, что администрация когда-нибудь переселится в новое более удобное и просторное помещение, а старый маленький дом отдаст для нужд культуры.
– Как вы заинтересовались коллекционированием самоваров?
– Моему хобби в ноябре исполняется пять лет. В начале я жил в Москве, а потом переехал загород, так как мы с семьей построили частный дом и приняли решение постоянно жить там. До этого на нашем земельном участке стоял старый дом, в котором имелся самовар. К старому зданию постоянно делались какие-то пристройки, проводились ремонтные работы. Где-то в 1994-95 годах шло очередное строительство, и нечестные на руку рабочие украли этот самовар. Я просил родителей купить новый, тем более у нас были знакомые в Туле. Однако в итоге никто так ничего не купил и не привез.
Когда мы достроили дом, на новоселье ко мне приехали друзья и подарили первый самовар. Это было дореволюционное изделие фабрики братьев Петровых на три литра. Однако у меня дома собираются компании человек по десять и больше, поэтому трехлитрового самовара оказалось недостаточно. Второй самовар я купил себе сам. Поехал на вернисаж и приобрел восьмилитровую «банку». Как сейчас понимаю, купил самовар втридорога, но зато он был хорошо отреставрирован, а все детали – оригинальные, поэтому, в принципе, не жалею о покупке. Этим самоваром я пользовался в течение, наверное, полугода или года. Потом начали приходить в гости соседи и заметили, что у меня стоят рядом сразу два самовара. Подумали, что я их коллекционирую, и принесли мне третий самовар, который до этого пылился у них на чердаке.
Я заинтересовался тем, что самовары бывают разных форм и разных фабрик. Залез в интернет, зарегистрировался на антикварных форумах. Решил приобрести старый мятый самовар и попробовать самостоятельно отреставрировать. Он нуждался в минимальной реставрации: нужно было отполировать, очистить от накипи, подобрать несколько отсутствующих деталей. Скажу честно, реставрировать самому тяжело. Я понял, что лучше отдать изделие на реставрацию мастеру или покупать самовар, который не нуждается в реставрации: не мятый и с красивой патиной. Так я познакомился с профессиональными реставраторами, мастерами работы по металлу.
– Расскажите о самых интересных самоварах из вашей коллекции
– Один из редчайших экспонатов в коллекции – это самовар, который принадлежал генерал-адъютанту Стесселю, командовавшему обороной Порт-Артура во время Русско-японской войны. На самоваре изображен портрет владельца. В интернете можно найти фотографию генерала Стесселя, с которой делалось давление рисунка. Таких самоваров с бюстами их владельцев найдено всего четыре. Все они находятся в частных коллекциях, а один из четырех – в нашем музее. Ценители хотели приобрести этот самовар у меня за деньги, но я считаю, что история не продается. Если самовары стоят дома на полке, как у многих коллекционеров, то их никто не увидит, а культуру надо нести в народ.
Еще один самовар с интересной историей мне подарили соседи три года назад на день рождения. Этот самовар много лет хранился в семье, но им давно не пользовались. Я обратил внимание, что у самовара есть просечка в виде сердечек. Знающие люди подсказали, что такой узор делали на самоварах, которые изготавливались на заказ для подарка на свадьбу. Я пришел к своим соседям, чтобы расспросить их прабабушку, которой было тогда около девяноста лет. Она сказала мне, что самовар принадлежал даже не ей, а ее маме и возможно, действительно был подарен на свадьбу.
Еще один уникальный экспонат я приобрел совершенно случайно. Года три или четыре назад я как-то сидел без дела субботним утром и просматривал объявления на Авито. Сайт предложил мне самовар по неплохой цене и с костяными ручками. Я позвонил по объявлению, но мне ответили, что самовар уже продан и покупатель заберет его в понедельник. Я настоял на своем – сказал, что приеду сегодня же и заплачу больше. Добираться пришлось на другой конец Москвы, но меня это не испугало. Когда я приехал, хозяева вынесли мне не только самовар, а еще капельник, поднос и трубу в комплекте, чего не было видно на фотографии с сайта. Я был приятно удивлен, расплатился, забрал самовар и даже не заглянул внутрь. По дороге домой позвонил супруге и похвастался, что купил самовар для коллекции с костяными ручками.
Однако самый большой сюрприз ждал меня, когда я приехал домой и заглянул под крышку самовара. Прежде всего, меня удивило, что внутри он был необыкновенно чистый. Кроме того, верток двигался очень легко, хотя у старых самоваров чувствуется при движении, как трется металл. Все прежние старые самовары попадались мне в накипи, а здесь внутри ничего не было. Я решил заглянуть в трубу, потому что, раньше иногда обнаруживал там сигареты и другие забытые заначки. В этот раз увидел внутри какую-то бумагу, а когда посветил в трубу фонариком, вскрикнул от радости. Я взял две палочки и достал из трубы старинные документы на этот самовар. Оказалось, что его ни разу не топили после покупки, поэтому и документы были найдены внутри трубы. Это большая редкость: я второй человек в России, которому удалось найти самовар с документами. По крайней мере, в интернете среди коллекционеров до меня был известен только один такой случай. Документы на самовар сейчас висят в рамке на стене музея.
– Почему на этом документе есть надписи арабскими и армянскими буквами?
– Самовары экспортировались в другие страны, в том числе на восток. Вообще самовар пришел к нам из Ирана, и если сейчас на территории России самоварное производство почти исчезло, то на территории Ирана и других восточных стран самоварное дело процветает. Я завел страничку в инстаграмм, на которую подписалось много людей как раз из восточных стран. Мы общаемся через переводчик, и я вижу, что их самовары очень похожи на наши. Тем не менее, если поставить рядом два самовара – русский и персидский – сразу понятно, какой из них отечественный.
Самовар – это гениальное изобретение. Часто с компанией выбираюсь на природу, на Селигер или какое-нибудь подмосковное озеро. Без самовара никогда не выезжаем, потому что в нем можно кипятить воду для чая, сварить яйца, а если это большой самовар, согреть воду, чтобы помыться. Самовар – это и кухня, и умывальник, в общем – незаменимая вещь.
– Вы сторонник полировки старых самоваров, чтобы они выглядели как новые? Не утрачивается ли с этим дух старины?
– Если самовар комплектный, не мятый и без дырок, то я его не отдаю в реставрацию. Однако если попадается интересный самовар, у которого не хватает каких-то деталей, например, крана, то новая деталь будет отличаться по цвету. Я пытаюсь соблюдать эстетику, соответственно, я полирую такой самовар и довожу до хорошего состояния. Некоторые самовары были отреставрированы еще четыре года назад и со временем, они снова наберут патину и потемнеют. Наверное, через десять-пятнадцать лет все отреставрированные самовары станут такого же темного цвета, как и старинные. Основная особенность моей коллекции в том, что любой самовар можно взять и затопить – все они действующие.
– Я вижу, что в коллекции есть также старые польские подносы и кофейники
– Да, во времена царской России Польша входила в состав империи, и поляки тоже делали самовары и сопутствующую к ним посуду. Если сравнить два капельника – товарищества Кольчугина Владимирской губернии и польский – то первый был обычный мельхиоровый, а второй имел такую же форму, но был богато украшен и посеребрен. На варшавских фабриках делали латунную посуду, покрывали ее толстым слоем серебра, и она, соответственно, выглядела как серебряная, поэтому пользовалась большой популярностью.
На подарочных самоварах, которые изготавливались на территории нынешней России, делали гравировку и орнамент, а поляки придумали оставлять в рисунке на посуде пустую рамочку, чтобы богатая семья, купив посуду, могла в качестве бесплатной опции, написать в ней свои инициалы. У меня в коллекции есть польский поднос, где в этой рамочке изображен фамильный герб. Я обращался к знакомым, которые разбираются в геральдике, и они сказали, что в Польше было триста двадцать еврейских семей, которые пользовались этим гербом. В коллекции пока нет самих польских самоваров, но я за ними охочусь. Приобретение самовара для меня это каждый раз азарт и адреналин. Когда мне звонят и предлагают самовар, каждый раз испытываю чувство, наверное, сходное с походом в казино. Либо это будет что-то стоящее, либо нет.
– По какому принципу вы сейчас определяете, подходит вам самовар для коллекции или нет?
– Сейчас я охочусь за интересными формами и редкими фабриками. В музее нет двух одинаковых самоваров. Если я вижу, что самовар, который мне предлагают, у меня уже есть или он не является редким, я даю совет владельцам не продавать его, а оставить в семье как реликвию, которая будет передаваться по наследству. Советую отреставрировать самовар и использовать по назначению. Конечно, есть случаи, когда люди грозятся выкинуть или сдать самовар на металл, тогда приходится спасать самовары, включая те, которые в коллекционном плане мне не особо интересны.
– Как посетители могут увидеть вашу коллекцию?
– У нас нет вывесок, и о музее узнают в основном через социальные сети. Когда было открытие музея, я связался с московской газетой «Юго-восточный курьер». Они прислали журналиста, сделали анонс, потом написали вторую статью про открытие музея. Люди зрелого возраста до сих пор приходят к нам, узнав о музее из статьи в февральском номере газеты. Некоторые люди удивляются, почему мы не берем денег. Мы считаем, что культуру нужно нести в массы бесплатно. Наши двери всегда открыты по предварительному звонку или сообщению.
На территории Одинцовского района мы пока остаемся как передвижная выставка. На мероприятиях топим большие самовары, показываем маленькие. Кроме подмосковных фестивалей, нас приглашали в этом году в Тверскую область, мы ездили один раз на Селигер, один раз – на Валдай. Совсем недавно побывали на празднике самовара в Этномире в Калужской области. Ближайшее мероприятие с нашим участием состоится первого декабря в селе Иславское Одинцовского района. Там пройдет военная реконструкция, посвященная началу контрнаступления под Москвой в ноябре 1941 года.
Наверное, самая главная задумка у нас с Михаилом Пузиковым – создать новое самоварное производство. Мы уже работаем с Михаилом над дизайном. Это будут современные изделия, сочетающие в себе все самое лучшее из старых образцов с применением современных технологий. Это будет наш новый российский московский самовар.