Юрий Белоусов: «В какой-то момент Мещера стала открывать свои тайны»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня, личный архив Юрия Белоусова]
Юрий Белоусов из Воскресенска – заслуженный тренер России, автор и исполнитель песен, исследователь народных легенд и сказов, писатель, публицист и руководитель межрегиональных проектов «По следам Евпатия Коловрата», «Сердце Мещеры» и «Изумрудное кольцо Мещеры». С 2016 года Юрий исследует древний и загадочный Мещерский край, лежащий на стыке Московской, Рязанской и Владимирской областей. Стараниями участников проекта «По следам Евпатия Коловрата» был установлен поклонный крест и памятный знак на легендарном Убитом поле. Участниками культурно-исторического проекта «Сердце Мещеры» проведены экспедиции и просветительские мероприятия, посвященные традиционному лодочному промыслу приозерной Мещеры, сохранены древние валуны в парке камней «Крестов брод» в городе Рошаль. Недавно Юрий Белоусов возглавил творческий Совет по легендам и сказам народов России при Союзе писателей России и видит свою задачу в сохранении уходящего пласта национальной культуры – мещерских сказов.
– Юрий, с чего началось ваше увлечение Мещерским краем?
– Первым был проект «По следам Евпатия Коловрата», который постепенно перерос в проект «Сердце Мещеры», а потом появился еще и туристический маршрут, который мы назвали «Изумрудное кольцо Мещеры».
А началось все с песни. Меня тронула история рязанского воеводы Евпатия Коловрата, и я написал об этом песню. Произошло это ночью, и, не дожидаясь утра, я отправил ее моему другу, тогдашнему Главе городского округа Рошаль Алексею Владимировичу Артюхину. Уже в пять утра он мне ответил, похвалил песню и пригласил при случае заехать в Рошаль к месту, где по легенде Евпатий дрался с Батыем – на Убитое поле. Я конечно поспешил воспользоваться предложением.
Когдая приехал в Рошаль, оказалось, что название «Убитое поле» у многих на слуху, но где конкретно оно находится, никто сказать не мог. Мы подняли мещерских краеведов: покровских, шатурских, владимирских, и с их помощью нашли координаты легендарного места. Убитое поле находится недалеко от границы Орехово-Зуевского городского округа и Петушинского района Владимирской области на территории Костеревского военного лесничества. Здесь в округе стоят красивейшие старинные храмы, которые относятся к Шатурскому благочинию.
В свое время здесь находилась Селищенская волость, но в середине XX века девять деревень (Баженово, Борисово, Курилово, Мишунино, Передел, Подболотная, Селищи, Спиридово и село Илкодино), веками существовавшие на севере Шатурского района, были принудительно переселены в соседние округи. Освободившиеся земли были отданы под артиллерийский полигон, который просуществовал всего полгода. На месте полигона в итоге сделали охотничьи угодья для высоких чинов. Попасть сюда не так просто: каждый раз, выезжая в экспедицию, мы писали письмо на имя начальника Костеревского военного лесничества.
В первый же приезд мы почувствовали благодатность этих мест. Недалеко от Убитого поля, в девятистах метрах, расположено озеро Святец, где по легенде на острове скрывался от расправы владимирский митрополит Фотий в XV веке.
В живописном месте возле молодого дуба мы решили поставить поклонный крест и заложить камень с памятной доской от жителей Рошаля. Встал вопрос: где взять подходящий валун? В отличие от белорусских широколиственных лесов, где встречается много огромных глыб, в Шатурском крае камни гораздо мельче. Нам подсказали, что у одного человека в огороде лежат два больших валуна, которые он привез на тракторе, когда чистил поле. Один камень был плоский, как древний жертвенник, а второй мегалит мы сразу окрестили «Черепом» за его форму. Глава Рошаля попросил владельца этого камня подарить нам его для благого дела.
Ныне благочинный церквей Шатуры, а тогда простой приходской священник Иоанн Депутатов, изготовил вместе с помощником шестиметровый поклонный крест по всем православным канонам. Крест устанавливали ребята на Убитом поле ночью в грозу под проливным дождем накануне торжественного открытия мемориала.
На церемонию открытия мемориала на Убитом поле мы пригласили глав Шатуры, Покрова и Мишерони. Все переживали, как огромный валун весом под три тонны привезут по разбитой дороге, где и на внедорожнике трудно пройти. Свершилось чудо, небольшой китайский манипулятор смог проехать с камнем по бездорожью и благополучно выгрузил его. Когда все состоялось, у всех нас на душе было так легко, такая благость чувствовалась. Было ясно, что мы все сделали нужное и благое дело.
Отмечу, что на Убитом поле Евпатий Коловрат принял свой первый бой с ордынцами хана Батыя, а погиб он у Клязьмы, недалеко от древней крепости Осовец у валов старого городища. К этому месту мы готовим экспедицию нынешней весной. Много поколений жителей Петушинского района передают легенду о том, что именно там погиб Евпатий Коловрат. Это последнее белое пятно, которое, надеюсь, мы закроем, в истории о Коловрате.
– Как создавалась книга «Легенда о Коловрате»?
–Я начал собирать сказы, легенды, духовные песни и интересные факты о Евпатии шесть лет назад. К этой работе подключились многие краеведы из Шилово, Шатуры, Рязани, Гусь-Хрустального. Мы объединились вокруг проекта, который назвали «По следам Евпатия Коловрата».
Первую книгу о Мещере, мне подарил Алексей Артюхин, и называлась она «Притяжение Мещеры». Ее авторы краеведы родом из Мишерони Шатурского района: Валентин Дмитриевич Барсков – заслуженный художник и его двоюродный брат Дмитрий Павлович Барсков – физик, кандидат технических наук. С ними я впоследствии познакомился лично, они много помогали в работе. Огромную помощь оказали также историки, краеведы Андрей Николаевич и Александр Петрович Гавриловы (Шилово, Рязанская область) и Николай Игоревич Скулов (Гусь-Хрустальный).
Итогом нашей работы стала книга «Легенда о Коловрате», которую я сам проиллюстрировал. Ее мы издали в 2018 году на русском языке, переиздали в 2019 и в этом же году выпустили на английском в переводе Михаила Загота – заслуженного переводчика России. Затем мы начали проводить выставки, круглые столы, конференции. Возили ребят в Старую Рязань, во Фролово, в Шилово, в Касимов, в Рязанский кремль, в Зарайск, в Покров, на Убитое поле и другие места, связанные с древнерусским героем.
Каждый год 23 февраля совместно с клубом любителей внедорожников имени Евпатия Коловрата мы организуем автопробег на Убитое поле. Это целое увлекательное действо с реконструкторами, мастер-классами, чеканкой монет, полевой кухней и исполнением моей песни о Коловрате. Этот проект под названием «Зимняя песня ратного поля» стал обладателем премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Последний раз на праздник приехало около двухсот человек.
Похоронен Евпатий Коловрат в двух километрах от Старой Рязани. Сейчас там установлен памятный крест. Раньше на месте могилы Коловрата стояла часовня, но следов ее не осталось. В прошлом году наши коллеги из Москвы и Рязани начали поиски фундамента этой часовни.
А родился Евпатий на месте, где сейчас стоит деревня Фролово Шиловского района Рязанской области, тоже недалеко от Старой Рязани. Местные ребята еще в 2000-х годах поставили там часовню Евпатия Коловрата, но лет тринадцать она стояла неосвященная. Ее освятил в 2018 году владыка Дионисий (Порубай), который на тот момент был епископом Касимовским и Сасовским.
Часовня была освящена, конечно, не в честь Коловрата, а в честь другого святого с тем же именем – Ипатия Триполийского. Однако есть намерение в Рязанской епархии причислить и самого праведного воина Евпатия к лику местночтимых святых. Уже готова парсуна – образ героя.
По результатам наших экспедиций, я планирую написать вторую книгу очерков исследователя Мещерского края «По следам Евпатия Коловрата», посвященную людям, которые принимали участие в межрегиональном проекте, помогали нам словом и делом. В ней я подробно опишу, как все происходило, как устанавливались кресты, как искали памятные места, откуда брали информацию. Были даже мистические истории.
– Какой проект последовал за историей Коловрата?
– В какой-то момент у меня появилось ощущение, будто Мещера начала открывать мне свои тайны. После Коловрата стартовал проект, который назывался «Эвакуация камней». Мы столкнулись с тем, что древние мегалиты в окрестностях Рошаля стали растаскивать. Какие-то люди приезжали на грузовых машинах, манипуляторами грузили камни, и увозили к себе домой. Мы понимали, что еще год-два и ничего не останется: потеряем и мегалит Судьбину, и «Рюрик» и другие легендарные мещерские валуны.
Я поговорил с Главой городского округа А.В. Артюхиным, наши друзья из Содружества исследователей Мещерского края «ГеоШушмор» написали письмо, и мы в течении двух месяцев эвакуировали все известные нам камни, и собрали их в парке «Крестов Брод» города Рошаль.
Это интересная достопримечательность города. Мы установили легендарную черную лодку и фигуру мещерского мамонта, выполненную по макету московского скульптора Екатерины Коваль. Мой коллега по цеху Николай Игоревич Скулов (Гусь-Хрустальный) консультировал ее при создании мещерского мамонта, так как он, кандидат биологических наук, долгое время работал в Палеонтологическом музее в Москве.
– Какие мегалиты можно увидеть в парке «Крестов брод»?
– С камнем «Судьбина» связаны две легенды. Этот валун лежал у Муромской дорожки, которая шла через Мещеру, и по легенде около него отдыхал богатырь Илья Муромец. Есть сказ о том, что у Судьбины Коловрат встретил старца – праведника, закон предков помнящего.
В парке выложены лабиринты – копии соловецких. Монахи на Соловках ходили когда-то по этим каменным спиральным дорожкам и читали молитвы. Позже им запретили это делать из-за связи строений с язычеством.
Самый интересный камень я назвал «Святогором». Это Трон древних русов. Он очень похож на знаменитый Трон Гипербореи, и, как и соловецкий валун, лежал глубоко в земле, был закопан и, кроме того, перевернут «спинкой» вниз. Этот камень будто сам отдался нам из земли, когда мы забирали с «Диминой поляны» комплекс из девяти черных камней. Мы погрузили все валуны, и уже собирались ехать в Рошаль, как я случайно задел ногой какой-то небольшой камушек. Подкопали его, поддели ковшом, и это оказалась огромная глыба полтора на полтора метра, напоминавшая трон. Мистика какая-то. Такие удивительные случаи нередко происходили в наших поисках. О них я напишу в новой книге.
– Расскажите о серии книг мещерских сказов.
– Во время работы над проектом «По следам Евпатия Коловрата» я познакомился с писателем и краеведом Николаем Игоревичем Скуловым и его одноклассником Сергеем Юрьевичем Васильевым. Они и поделились идеей выпускать серию мещерских сказов в рамках нашего межрегионального культурно-исторического проекта «Сердце Мещеры». Уже в 2017 году вышла первая книга «Пра и Бужа» авторов братьев Вакуловых (Сергей Васильев и Николай Скулов).
Вторую книгу мы выпустили в 2018 году – «Легенду о Коловрате». Затем перевели на английский язык обе книги, а третьей в цикле стал сказ «Про Митяя – казака мещерского» все тех же братьев Вакуловых. Затем я написал еще две книги, проиллюстрировал более чем двумястами рисунками книги мещерских сказов: «Мещера Первозванная» и «Сказы и песни о Мещере».
Источником написания сказов служили записи, которые делали мы или наши коллеги в экспедициях. Большой вклад в это дело внесли руководители замечательного музея в городе Шилово Рязанской области Андрей и Александр Гавриловы.
Тогда еще директор шиловского музея– Александр Петрович Гаврилов – двадцать пять лет собирал мещерские сказы, а его дядя Андрей Николаевич, который и основал музей, занимался этим более сорока лет. Сказы – это достояние людей. Их нужно рассказывать нашим детям. Это бесценный кладезь, который надо поднимать, потому что пройдет еще пять-десять лет, и не будет даже тех людей, которые успели сказы записать.
– Эти сказы не публиковались ранее?
– Есть публикации необработанных сказов, изданные мизерными тиражами в плохом качестве. Такая брошюрка, подаренная мне Гавриловыми, развалилась, до того, как я успел ее дочитать до конца. Мы пошли другим путем. Постарались адаптировать эти сказы для детей, переписав их понятным языком, и создали красочные иллюстрации для лучшего восприятия образов героев. Мы подходим к задаче глобально: популяризируем, устраиваем выставки. «Коловрат», например, уже проехал по двадцати городам. Иллюстрации к книге «Мещера первозванная» только в том году были показаны в семи выставочных залах. По «Сказам и песням Мещеры» в этом году запланировано организовать десять выставок.
Если мы не будем об этом рассказывать, то целый пласт культуры потеряется. Другие виды фольклора, песни, танцы еще как-то сохраняли, а сказы никому не были нужны. Хорошо еще, если в каждом регионе России найдется хотя бы один человек-энтузиаст, который записывал местные сказания со слов сказителей. Наша задача объединить этих людей из разных регионов.
– В чем важность этих публикаций?
– Малые народы России всегда за свое наследие держались, а пласт русских сказов был почему-то предан забвению. Был выбран стандартный набор русских сказок, который, кстати, мне всегда казался искусственным, потому что в нем не чувствовалось дыхание народа. Изучая живые сказы, я понял, что они поднимают глубинный пласт, несут исторический код нашего народа.
Если не записать и не показать это наследие нашим детям, то молодежь не будет знать, откуда мы, с чем мы связаны, и начнут придумывать, фантазировать. Подобным образом появилось неоязычество, которое на самом деле ничем не подкреплено. При этом я против того, чтобы замалчивать нашу дохристианскую историю и культуру.
В повествовании книги «Мещера Первозванная» я провожу три основные линии. Первая линия – это легенда о том, как апостол Андрей Первозванный путешествовал по Мещере в первом веке нашей эры, и первым принес веру Христову в наши края задолго до крещения Руси князем Владимиром.
Вторая красная нить – это рассказ девяносто двухлетней бабушки из мещерской деревни, которая всю жизнь отпевала умерших, о том, как она понимает мир дохристианский и христианский. Она воспринимала его примерно так: Бог Вышний один – христианский, а старые боги подчинились ему. Их стали называть живущими по старинушке, и каждый из них занимается своим делом: кто хранит лес, кто озера, кто скот и так далее.
И третья нить книги – это рассказ о черных лодках, потому что они были свидетелями всей истории Мещеры, начиная от Андрея Первозванного. Плохо, или нет, но благодаря этим легендам, в Рошале на озере Юбилейном установили бронзовый памятник Андрею Первозванному в мещерской лодке – долбленке.
– Расскажите подробнее о мещерских «черных лодках».
– В Мещере их называли челнами или долбленками. «Черные лодки» – это литературное название, которое придумал, покойный шатурский краевед Евгений Владимирович Старостин. Еще в 1961 году его отправили на озеро Дубовое от ГРЭС №5 на сенокос, где он впервые увидел черные лодки местных рыбаков, похожие чем-то на индейские пироги. Евгений Владимирович описал эти лодки для жителей Шатурского района. А я вижу свою задачу в широкой огласке, популяризации этих древних судов и лодочного промысла с ними связанного.
Почему упор именно на этой теме? Потому что традиционное производство лодок – это единственное древнее ремесло, которое оставалось в нашей Приозерной Мещере. Оно не только древнее (ему более пяти тысяч лет), но и живое, так как лодками долбленками все еще пользуются рыбаки. Мы нашли последних мастеров, изготавливающих черные лодки. Два мастера живут в Шатурском районе в деревне Фрол на берегу реки Ялмы: Евгений Шестов (ему уже за восемьдесят) с сыном и его однофамилец Николай Шестов.
Еще один мастер Николай Гогин живет на Владимирской стороне Святых озер. Николай Иванович родом из деревни Тюрьвищи – традиционного центра лодочного промысла, а сейчас живет в деревне Демидово. Он изготовил для нашего проекта семь лодок: одну под мотор и шесть под весла.
Два года подряд мы проводили гонки на черных лодках совместно с Федерацией Этноспорта России. Это событие привлекло внимание большого числа людей к мещерскому промыслу. Одну из лодок мы подарили в Федеральный Музей мирового океана в Калининград. В этом году – двадцать седьмого августа откроется там выставка «Мещера Первозванная», мы примем участие в морском фестивале «Водная ассамблея». Я сделаю презентацию своей новой книги «Черные лодки, Мещерские челны или долбленки Приозерной Мещеры», а затем наша лодка выйдет в Калининградский залив, как и все суда, участвующие в фестивале.
Еще один проект популяризации черных лодок мы хотим осуществить в ближайшее время. Весной 2022 года по большой воде мы планируем пройти на байдарках до Клязьмы по реке Поля к месту, где погиб Евпатий Коловрат. А в следующем году мы хотим пройти вновь по тому же маршруту на черных лодках, как ходили наши далекие предки.
Также мы хотели бы возродить промысел изготовления челнов. Предварительно я нашел молодых ребят в «Городе мастеров» в Шатуре, которые могли бы за это дело взяться. Евгений и Николай Шестовы в деревне Фрол и Николай Гогин на Владимирщине не молоды. Им уже тяжело делать долбленки – промысел уходит.
Раньше лодка в приозерной Мещере была также незаменима как лошадь. В паводок две лодки спаривали как катамараны и перевозили на них сено. Все лучшие сенокосные места забирали колхозы, поэтому людям, чтобы прокормить скотину и сеном запастись, нужно было уходить по малым речкам протокам на болота, куда не добирались колхозники. Многие рыбацкие промыслы и обычаи уходят. Ушла, например, в прошлое народная культура строительства на реках и озерах семейных каналов в сплавинах, устройства «заколов» и «езов».
– Туристический маршрут «Изумрудное кольцо Мещеры» вы создали по аналогии с «Золотым кольцом»?
– Не совсем по аналогии, потому что «Золотое кольцо» изначально задумывался как бизнес-проект, а «Изумрудное кольцо» идет от желания людей объединиться, чтобы про их древние города узнали. В маршрут входят Егорьевск, Касимов, Старая Рязань, Шилово, Гусь-Хрустальный, Шатура, Покров. На последней конференции представителей городов, участников проекта в 2021 году, мы решили сделать столицей «Изумрудного кольца Мещеры» город Касимов Рязанской области. Этот город был в свое время столицей Мещеры, потом был центром уникального Касимовского ханства.
– Вы сами живете в Воскресенске?
– Да, я приехал в Воскресенск в 2012 году. Я сам из Калининграда, заслуженный тренер России по тайскому боксу, пятнадцать лет возглавлял Калининградскую региональную федерацию тайского бокса и кикбоксинга, восемь лет был вице-президентом Федерации тайского бокса России. В 2011 году меня пригласили в Москву сделать федерацию WAК-1России. Когда работа была закончена, меня пригласил Глава Воскресенского района потрудиться над созданием Комитета по физкультуре, спорту, туризму и работе с молодежью.
Три с половиной года я посвятил этой работе, а потом меня пригласил Глава городского округа Рошаль на должность заместителя главы администрации по социальным вопросам. Мне интересно было попробовать себя в качестве чиновника, потому что третье высшее образование я получал в Северо-Западной Академии государственной службы при президенте РФ.
В этой должности я отработал год, а потом погрузился в исторические и туристические проекты, связанные с Мещерским краем, полезные для региона, оставаясь Советником Главы округа. Сейчас эти поиски и исследования полностью захватили меня, и я оставил муниципальную службу. Я считаю, что впереди у нас еще много интересных и жизненно необходимых для будущего поколения проектов и поисков, связанных с удивительным краем – Мещерой, а также легендами и сказами народов России.