Заблудились в трех турникетах
Фото: [Елена Яковлева / Подмосковье Сегодня]
«Подмосковье сегодня» продолжает свои рейды по железнодорожным вокзалам. Наш вокзальный критик побывал на станции Ногинск и пришел к выводу: отдаленность от оживленных магистралей не делает вокзал комфортнее для пассажиров. Так что списывать проблемы на слишком плотный трафик, обилие поездов и людей не следует. Тихая станция Ногинск - тому пример. Получается, людей нет, и с удобствами торопиться не надо? Сейчас на вокзале идет ремонт. Вход уже оборудовали удобными пандусами, а вот дверной проем остался узким. И так буквально на каждом шагу - эра комфорта вроде приближается, но очень медленно.
Туда и обратно – с одной платформы
На железнодорожной станции Ногинск заблудиться трудно уже потому, что здесь одна-единственная пассажирская платформа. К ней прибывают электропоезда, идущие из Ногинска в Москву, отсюда же они уходят обратно. Платформа эта примыкает непосредственно к зданию вокзала, и попасть на нее можно, пройдя сквозь турникет.
Навесом платформа не оборудована, а небольшой застекленный тамбур, ведущий к поездам, вряд ли вместит больше десятка пассажиров. Поэтому в ненастную погоду и зимой им точно не позавидуешь. Летом, конечно, проще, по крайней мере есть скамейки.
– На солнцепеке долго не усидишь, – жалуется пенсионерка Роза Ивановна. – Хорошо еще деревья прямо за ограждением растут, можно под ними тень поискать. Но после обеда, когда солнце высоко, уже нигде не спрячешься. А электрички ходят нечасто.
Увы, не коснулись единственной платформы железнодорожной станции Ногинска и прочие современные веяния. Во всяком случае, электронные информационные табло, привычные для большинства пригородных вокзалов региона, здесь не увидеть. В общем, услуги все же где-то «заблудились» и до народа не дошли.
Чем похожа станция Ногинска на большинство своих подмосковных «сородичей», так это пешеходным мостом. К счастью, не очень высоким и ведущим не к платформам, а в ту часть города, что лежит за железной дорогой. С моста, как водится, открывается вид на пути. Поскольку станция тупиковая, их немного, да и товарняки на них не стоят. Поэтому, вероятно, здесь особенно вольготно чувствуют себя бредущие по путям «зайцы».
Добавим, что построен мост относительно недавно, около 10 лет назад, однако его ступеньки успели изрядно поизноситься. Впрочем, забегая вперед, скажем, что уже на следующий день после нашего визита их отремонтировали: работы были запланированы еще с весны.
Вокзал у фонтана
Ногинский железнодорожный вокзал невелик, зато очень удачно расположен - в центре города. При этом он не затерян, как в других подмосковных городах, между путями или в сутолоке торговых рядов, а открыт обзору со всех сторон. Имеет собственную, пусть и небольшую, но с ощущением простора площадь, к тому же украшенную фонтаном. С точки зрения современной инфраструктуры, вокзалу, может, и не хватает автопарковки, но, с другой стороны, если бы этот свободный пятачок заставили машинами, он, скорее, больше потерял бы, чем приобрел.
Крыльцо одноэтажного здания из красного кирпича с мезонином поддерживают колонны, на центральном фасаде – часы, к входу ведут удобные пандусы. Несколько портит общую картину одностворчатая железная дверь, явно появившаяся здесь недавно. Причем претензии вызывает не только ее откровенно казенный вид, но и несоответствие требованиям доступной среды. Для маломобильных групп населения, особенно инвалидов-колясочников, дверной проем слишком узкий.
Небольшой зал ожидания заметно стеснен турникетами. Мест для сидения немного, и те – вдоль стен. Внутривокзальное пространство сужают многочисленные стремянки: судя по всему, в здании идет вялотекущий ремонт. Надо думать, этим же объясняется и разбитая плитка на полу. А вот бытовой мусор у входа, вероятнее всего, имеет другую природу - обычную, вокзальную. Народ бросает что попало и куда попало, а убирать никто не торопится.
Кроме турникетов и железных кресел, в зале ожидания имеются две ручные кассы по продаже пригородных билетов и одна – на поезда дальнего следования. Автоматических касс нет. На стенах – обычная для железнодорожных станций информация для пассажиров, включая расписание электропоездов. Буфет и общественный туалет в зале ожидания отсутствуют. Из каких бы то ни было «излишеств» – разве что кофе-автомат.
Под бюстом Ногина
Что хорошо - так это сразу два сквера возле станции. В одном из них - бюст революционера Ногина, имя которого носит город, несколько клумб и скамейки. Так что, если до электрички час и больше, время вполне можно скоротать и здесь. Правда, в день нашего приезда общее впечатление от этого зеленого оазиса несколько подпортили переполненные урны и выстроившиеся у ограждения мешки с мусором. Но, хочется надеяться, явление это непостоянное.
Второй сквер, а точнее парк, находится в шаговой доступности и от железнодорожного вокзала, и от расположенного напротив автовокзала. В нем еще больше деревьев и скамеек, так что в жаркий день в ожидании электрички можно завернуть и сюда. Либо в расположенные рядом торговый центр и бесчисленные магазины. Как говорится, было бы желание. Еще несколько лет назад развлечением могли бы послужить и курсирующие мимо вокзала ногинские трамваи, но, к сожалению, этот редкий для Подмосковья вид транспорта теперь уже история. Остались только рельсы.
От рассольника до «Биг Мака»
Хотя буфета на вокзале нет, перекусить при наличии десяти минут до электрички не составит труда. Достаточно купить пару пирожков в кафе «Встреча» на привокзальной площади. А если у вас в запасе полчаса, то и основательно пообедать. В том же самом кафе, работающем по принципу столовой самообслуживания, приличный выбор салатов, первых и вторых блюд. При этом обед, состоящий из винегрета, рассольника, гуляша и компота, обойдется в 160 рублей. А перекус пирожком на ходу – в 25.
Для любителей фастфуда буквально через дорогу от вокзала – «Макдональдс». Ну и совсем уж на крайний случай – пара супермаркетов и с десяток окрестных продуктовых магазинов. Словом, от голода не умрешь.
Удобства – через дорогу
Отсутствие туалета на станции Ногинск - с одной стороны, ситуация ненормальная, а с другой – вполне типичная для Подмосковья. Что подтвердила нерадостная статистика, озвученная на состоявшихся в Мособлдуме парламентских слушаниях о состоянии пригородной железнодорожной инфраструктуры в Московской области: 90 процентов подмосковных пригородных станций не располагают столь необходимыми элементарными удобствами для пассажиров.
– Раньше поблизости от вокзала был отдельно стоящий общественный туалет. После реконструкции вокзала туалет обустроили непосредственно в здании, но он впоследствии был закрыт. Однако мы надеемся, что по окончании ремонта он откроется вновь, – рассказал начальник железнодорожной станции Ногинск Сергей Жданов.
Пока же пассажирам «рекомендуют» бесплатные удобства в «Макдональдсе» через дорогу. Впрочем, имеется и другой вариант: туалет на автовокзале, за посещение которого придется выложить 20 рублей.
История одного вокзала
На тупиковой ветке
Железная дорога пришла в Ногинск (тогдашний Богородск) в 1885 году вместе со строительством линии от Москвы до Нижнего Новгорода. Изначально путь предполагалось проложить через Богородск, на тот момент крупный центр текстильной промышленности, но в итоге он прошел от Обираловки (сегодня Железнодорожный) до Павлово (Павловский Посад). А нынешнему Ногинску досталась тупиковая ветка Богородск — Степаново (сейчас Фрязево). В то время поезда от Богородска до Москвы ходили три раза в сутки и столько же обратно. В 1930 году станция одновременно с городом получила название «Ногинск».
Первый железнодорожный вокзал, построенный на деньги города в 1894 году, был деревянным. С тех пор здание неоднократно реконструировалось, оставаясь при этом прежним, историческим. Однако в 2007 году вокзал пережил коренные преобразования: деревянные стены заменили на кирпичные, фундамент здания укрепили, установили новые чердачные перекрытия, окна и двери. Тогда же здание оборудовали турникетами.
Путь на Восток
Сегодня Ногинск – железнодорожная станция Горьковского направления МЖД, расположенная в 69 км к востоку от Москвы. Оставаясь по сути тупиковой (дальше – только платформа Захарово), станция относится к 8-й тарифной зоне.
Добраться до Ногинска можно с Курского вокзала на электропоездах, идущих до Захарова примерно раз в час, правда, с двухчасовым перерывом в будни. Конечной остановкой Ногинск является только для скорой электрички, идущей утром в Москву, а вечером – обратно. Время в пути обычным электропоездом – около полутора часов, следуя скорым, можно сэкономить 20 минут. При этом стоимость билета составляет в первом случае 152 рубля, а во втором – 185.
На станции Ногинск всего одна пассажирская платформа, боковая, примыкающая к вокзалу. Поэтому пешеходный мост, установленный над железнодорожными путями, служит исключительно для соединения лежащих по обеим сторонам городских территорий. С 2007 года станция Ногинск оснащена системой АСОКУПЭ.
Шкала комфорта
Оценка инфраструктуры станции Ногинск и привокзальной территории по пятибалльной системе
Зона прибытия и отправления
Пешеходный переход – 4
Платформа – 4
Турникеты – 5
Кассы – 4 (автоматические отсутствуют)
Расписание – 3
Электронные табло – отсутствуют
Доступная среда – 4 (за счет удобных пандусов у входа и единственной платформы, до которой не нужно добираться по пешеходному мосту или тоннелю)
Вокзал
Внешний вид – 5
Вход – 4
Зал ожидания
Освещенность – 4
Буфет – отсутствует
Туалет – отсутствует
Привокзальная площадь
Территория – 4
Общественное питание – 4
Туалет – 2
Транспортная доступность – 4
Справка
Из материалов парламентских слушаний Мособлдумы о состоянии пригородной железнодорожной инфраструктуры в Московской области:
– Пассажиропоток в Московской области составляет 270 593 033 человека в год;
– Износ объектов пригородной инфраструктуры – более 60%.
Состояние пригородных железнодорожных станций Подмосковья:
– на 74% платформы требуют ремонта;
– на 22% пешеходные переходы отсутствуют, на 37% – требуют ремонта;
– на 81% залы ожидания отсутствуют;
– на 90% туалеты отсутствуют;
– на 71% парковки отсутствуют;
– на 87% турникеты отсутствуют;
–на 40% пригородные пассажирские кассы отсутствуют;
– на 63% привокзальные площади отсутствуют, на 26% – требуют ремонта.
Одной из проблем, мешающих исправить ситуацию, признано большое количество ведомств, несущих ответственность за состояние железных дорог и станций, затрудняющее оперативное взаимодействие ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК» и подмосковных муниципалитетов.