Как делают единственную в России телепрограмму с участием вертолета

Гражданское общество
Денис Трудников

Фото: [Денис Трудников]

Конец августа, относительно тепло, но Сергей Никитин надевает поверх ветровки плотную зимнюю куртку. Сергей действительно рискует замерзнуть – через 20 минут он будет сидеть прямо под потоком воздуха, производимого крутящимися лопастями. Сергей – оператор программы «Вертолет 360», каждую неделю он видит наш край с двухсотметровой высоты. Мы помогли Сергею снять с вертолета дверь и пролетели с ним над Новоиерусалимским монастырем. Потом заглянули еще в студию программы и ушли оттуда совершенно очарованные волшебным миром передового отечественного телевидения.

Как в маршрутке

На работу Анатолий Соколов одевается, как на прогулку: майка, джинсы, туфли. С собой берет только GPS-навигатор и документы на право управлять вертолетом. На истринский вертодром он пребывает за час до вылета. Осматривает машину, уведомляет о маршруте зональный диспетчерский центр.

Панель управления вертолета Robinson R44 включает в себя минимальный набор пилотажных приборов: вариометр, авиагоризонт, показатели скорости и высоты. Перемещение контролируют ручка управления, рычаг шаг-газ и пара педалей. Управляться с этим учат за месяц.

Внутри у R44 тесно, как в маршрутке. Небольшой вертолет чувствителен к массе, чтобы машина не давала крен, пилот указывает, где следует расположиться пассажирам поувесистее. Вертолет подмосковного телеканала катает не только телеоператоров, но и чиновников. Чтобы вертолет смог подняться с особенно ширококостными пассажирами, иногда приходится сливать часть топлива.

Погоду Соколов смотрит на сайтах «Метеоцентр Азия» и «Гидрометцентр». Продюсеров (людей, дающих задания оператору и пилоту) он за год работы приучил тоже смотреть прогноз. Для удобства оператора одна из дверей вертолета перед вылетом удаляется. Снимать в дождь в таком положении невозможно. Летать порой необходимо за полтораста километров, тучи на такой дистанции располагаются неравномерно. Если буря застает вертолет за работой, ее пережидают в ближайшем поле.

Летные ПДД

Асовских навыков пилотирования здесь не требуется, главное, чтобы поменьше трясло.

– Робинсон маленький, не очень устойчивый, необычных ракурсов не снять, – говорит оператор Сергей Никитин. – Ты можешь делать только общие и средние планы. По сути, ты – пейзажист.

Оператор – главный в связке. Он решает, куда полететь, чтобы получить искомую картинку. Пилот выступает в роли опускающего с небес на землю – некоторые творческие замыслы опасны для исполнения.

– Для проекта «Свадебный альбом» была задумка провести конкурсы с вертолетом, связанные с его перемещением низко над землей, где находились люди, – говорит пилот Соколов. – Пришлось отказать, крутящиеся винты – опасная вещь.

Анатолий рассказывает, что даже в воздухе есть своеобразные ПДД. Со встречными летными аппаратами положено расходиться левыми бортами – в российских вертолетах пилот сидит с левой стороны. Правда, заграничный Robinson – праворульный, но кто же будет менять отечественные летные документы под иноземцев.

На появление ярко раскрашенного R44 жители реагируют чаще благосклонно и норовят сфотографировать. Были случаи, что люди возмущались – считали, что вертолет не имеет права летать над городом. Но до пилота об этом доходят лишь слухи, все улаживает команда программы «Вертолет 360».

Ночной редактор

Кирилл Малахов собирается на работу тогда, когда вы ложитесь спасть. Кирилл – шеф-редактор программы «Вертолет», в три часа ночи он должен быть в редакции. Он отвечает за то, чтобы с шести до девяти утра прямой эфир прошел без накладок.

Подготовка выпуска начинается накануне днем. Коллега Малахова, дневной шеф-редактор «Вертолета», отправляется на летучку к программе «Большие новости». Три-четыре сюжета оттуда попадают в утренний эфир. Без этого никак – за «Вертолетом» закреплено всего трое журналистов. Это не дефицит кадров, а специфика работы телевидения – процесс съемок сюжетов здесь происходит постоянно, все страхуют друг друга, любого оператора или корреспондента могут отправить снимать горячую новость.

К 18.00 дневной шеф-редактор утверждает у главного редактора телеканала верстку выпуска – план того, о чем утром будет говориться в эфире. Если в последующие часы произойдет что-то важное – в верстку внесут коррективы.

К 19.00 в редакцию приезжает сценарист. Он преобразует составленный дневным шеф-редактором план в полотно текста, который читают во время эфира ведущие. Приезжающий ночью Кирилл Малахов вычитывает все это, вносит свои коррективы и следит за тем, чтобы все, что появится в эфире, было обеспечено картинкой и графикой.

Командир суфлера

Маргарита Макиева весело кривляется, шутит и норовит ущипнуть напарника по эфиру Олега Шоммера. В наушнике у нее раздается команда режиссера, и через секунду она уже с деловым видом говорит о рекордных в этом году урожаях.

Работу двух ведущих в кадре обеспечивает целая бригада: режиссер, ассистенты режиссера по видео и графике, редактор по прямым включениям и даже редактор суфлера. Последний отвечает за скорость движения текста, который в кадре произносят ведущие. Как вся эта орава не мешает друг другу и три часа обеспечивает бесперебойную работу в прямом эфире – загадка.

В наушниках ведущие слышат команды режиссера и шеф-редактора. Ставят они разные задачи и потому не пересекаются. Но случается, что их голоса возникают не вовремя.

– Бывает тяжело, когда читаешь текст, а за кадром шеф-редактор с режиссером забыли выключить микрофон и готовятся к прямому включению корреспондента, обсуждают свои какие-то моменты, – говорит ведущий Олег Шоммер. – Мы все это слышим, естественно, это отвлекает. Стараешься тем не менее сконцентрироваться.

«Вертолет» – одна из немногих утренних телепрограмм, которая ведется в прямом эфире. Второе и главное, что ее выделяет, – уникальная картинка с воздуха. Кроме вертолета, ее обеспечивают радиоуправляемые коптеры. Они снимают там, где вертолету летать запрещено. Недавно они, кстати, обеспечили первый за год отпуск двум пилотам Robinson R44, на две недели закрыв недостающую картинку с высоты.

Погонь пока не будет

Анатолий Соколов – профессиональный военный. В 1995 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище. До 2008 года выполнял боевые задачи на Ми-8. Недовольный положением дел в тогдашней армии, переквалифицировался в прорабы. В 2014 году по совету друзей получил удостоверение гражданского летчика и устроился работать на телеканал «360° Подмосковье». Теперь вместо боевых приказов Анатолий получает задания от продюсеров программы «Вертолет».

График у Соколова плавающий – бывает, неделю каждый день в кабине, а могут и не беспокоить три дня подряд. Чтобы быть в курсе, Соколов присутствует на редакционных планерках. Экстренно здесь не выдергивают, продюсер обязательно дает задание накануне.

Больше всего работы у пилота летом – погода позволяет. В мае программа «Вертолет» отметила годовщину. Анатолий говорит, что повидал Подмосковье с воздуха во все четыре времени года и, безусловно, в него влюбился. На досуге пилот Соколов занимается строительством и мечтает только об одном – летать здесь как можно дольше.

…«Вертолет 360» – единственная во всем СНГ программа, использующая съемки с воздуха. На западе к этому плану с воздуха прибегают повсеместно. У нас с этим сложнее хотя бы потому, что для полета не над всяким городом можно получить разрешение.

– Нам пока далеко до замечательных кадров американского канала Fox News и британского Sky News, когда любая погоня превращается в шоу в прямом эфире, – говорит шеф-редактор программы «Вертолет» Кирилл Малахов. – Не потому, что мы этого не можем, просто в России это не считается должным форматом. Да и попробуй договорись о таком взаимодействии с нашей полицией.

Поделиться