Жаров: для нас нет маленьких проблем
Фото: [пресс-служба А. Е. Жарова]
Жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и социальная защита стали теми сферами жизни Подмосковья, где, по статистике 2014 года, чаще всего нарушались права граждан. Об этом и многом другом рассказал главный омбудсмен Московской области Александр Жаров, отвечая на вопросы журналистов на традиционной ежегодной пресс-конференции.
Человек всегда прав
Накануне встречи на сайте аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области опубликовали доклад Александра Жарова об итогах деятельности за 2014 год. А раз есть результаты, то, по мнению главного омбудсмена Подмосковья, есть и повод для их обсуждения.
– Александр Евгеньевич, сколько жалоб поступило в аппарат уполномоченного в 2014 году? Почему их количество растет?
– Поступило около 15 тысяч обращений, а точнее – 14 889. С каждым годом их количество увеличивается. Но это не потому, что жизнь становится хуже. Я связываю это с тем, что люди охотнее высказывают мнения, претензии и взгляды, а значит, развиваются демократические институты. Проблем громадье, их много, и все не перечислишь. Больше всего граждан беспокоят вопросы ЖКХ, здравоохранения, социальной защищенности. В то же время для нас нет маленьких проблем. Не важно, сосед с соседом межу не поделили или в доме крыша протекла. Это не проблемы миллионов людей. Но при рассмотрении каждой из них уполномоченный руководствуется требованиями законодательства и внутренним убеждением – человек всегда прав, ни одна жалоба не должна остаться без внимания. По итогам 2014 года в 17 процентах случаев обращений граждан удалось восстановить их нарушенные права.
– В каких муниципалитетах чаще всего нарушаются права человека? И на что больше всего жалуются?
– Наибольшее число обращений в расчете на 10 тысяч населения поступило из Одинцовского, Можайского, Ногинского, Щелковского, Люберецкого, Мытищинского, Пушкинского районов и городских округов Балашиха и Химки. Наименьшее – из Электрогорска, Красноармейска, Звенигорода, Сергиево-Посадского, Лотошинского, Талдомского, Шаховского и Шатурского муниципальных районов. Подавляющая часть, а именно 59,9 процента, жалоб касается социальных вопросов. Это жилищные проблемы, социальная поддержка детей, инвалидов, пенсионеров, ветеранов, а также проблемы здравоохранения и образования. Далее с большим отрывом обращения по вопросам безопасности, неприкосновенности личности, уголовного преследования, отстаивания прав в судах, свободы передвижения и реализация прав на обращения в органы власти. Таких обращений – 23,9 процента. 13,1 процента составили жалобы на трудовые правоотношения, имущественные споры и кредитование. Чуть больше трех процентов (3,1%) – экологические проблемы. К ним относятся загрязнение окружающей среды, вырубка зеленых насаждений, качество воды, утилизация отходов.
Когда нельзя терпеть
– По каким направлениям число жалоб в 2014 году выросло?
– В 2014 году количество обращений по вопросу обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение возросло по сравнению с 2013 годом в 5 раз. Не менее сложная ситуация сложилась с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и получением компенсации за их самостоятельное приобретение. Это при том, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг. Количество обращений граждан по данному вопросу, выросшее в 2014 году по сравнению с 2013-м в 4 раза, говорит о том, что обязательства выполняются не полностью. На треть увеличилось число обращений по поводу доступности медицинской помощи. В течение 2014 года поступали письма и устные заявления по вопросу неполучения бесплатных лекарств от граждан, страдающих онкологическими заболеваниями. Хотя любое промедление в их медикаментозном лечении может повлечь необратимые последствия. Но ведь больному нельзя сказать: «Потерпи!» Поэтому решаем вопросы в онлайн-режиме. По сравнению с 2013-м таких обращений поступило на 20 процентов больше. В отчетном году созданы территориальные управления, деятельность которых еще не отлажена. Об этом также говорят обращения граждан.
Проблема нечеловеческих отношений
– Число каких обращений уменьшилось?
– Почти вдвое сократилось число обращений соинвесторов жилых домов. Сократилось число проблемных дольщиков. В то же время есть случаи несоблюдения сроков сдачи жилья. На территории Подмосковья на 1 января 2015 г. числилось 40 проблемных объектов. На 5 процентов уменьшилось число обращений по жилищным вопросам, на 2 процента – по вопросам получения мер социальной поддержи. В то же время и в этих сферах нерешенных проблем очень много.
– Что запомнилось в году минувшем и какие задачи и направления работы наиболее актуальны в 2015 году?
– Запоминается больше всего то, что мы не выполнили. К примеру, год уже не можем решить вопрос пенсионерки из Малаховки, проживающей в частном доме. Сосед преградил ей доступ к выходу из собственного двора. Дело находится в суде. Еще запомнился вопиющий случай в Павловском Посаде. Ко мне на прием пришли две женщины с вопросом, когда отремонтируют больницу. Я пригласил главврача, которая на моих глазах набросилась на них и начала отчитывать в самой неуважительной манере: «Да зачем вы пришли? Да кто вас просил?» При таком нечеловеческом отношении можно сколько угодно реформ проводить, и ничего не изменится. Поэтому правозащитное направление мы стараемся строить так, чтобы людям в Московской области жилось комфортнее. Если есть нарушения их прав, то мы делаем все, чтобы принимались меры по их устранению, чтобы в итоге человек, который обращается к нам, получил четкий и внятный ответ на вопрос или конкретную помощь.